06.07.20. «Неактуальный» пункт Дела об убийствах, совершенных по мотиву кровной мести, очень редки. АГ

«Неактуальный» пункт

Дела об убийствах, совершенных по мотиву кровной мести, очень редки
Магомедов Рауль

Адвокат Московского филиала Первой МКА
Материал выпуска № 12 (317) 16-30 июня 2020 года.

Автор настоящего комментария к статье Умалата Сайгитова «Кровная месть или личная» поддерживает вывод коллеги о необходимости разделять убийства, совершенные по мотиву личной мести и по мотиву мести кровной, но не согласен с предложением о замене п. е.1) ч. 2 ст. 105 УК РФ нормой о ритуальном убийстве. По его мнению, сегодня число убийств, совершенных по мотиву кровной мести, крайне незначительно по сравнению со статистикой убийств по другим мотивам, поэтому данный пункт следует исключить из кодекса ввиду его неактуальности, а в ст. 63 УК РФ внести дополнение о том, что мотив кровной мести является обстоятельством, отягчающим наказание.

Единоличное право государства на насилие естественно, незыблемо и неоспоримо. Обычай кровной мести вступает в конфликт с этим правом. По сути дела, любой акт насилия, совершенный из чувства мести, оспаривает авторитет государственной власти и ее безраздельное право карать. Однако именно обычай кровной мести представляет наибольшую общественную опасность в силу того, что кровная месть – акт почти всегда коллективный, исполняемый по установленному протоколу сплоченной группой людей, соединенных прочными родственными связями.

Отсюда и беспощадная борьба государства с этим явлением.

К слову сказать, с кровной местью как с институтом внесудебных казней, подрывающим авторитет государственной, судебной власти, боролись все государственные образования во все времена: никакой князь – не князь и царь – не царь, если правосудие и казни совершаются не им или не от его имени.

Согласен с автором статьи в том, что необходимо четко разделять убийства, совершенные по мотивам личной мести и по мотивам мести кровной. И для такого разделения нужно разработать строгие стандарты привлечения к уголовной ответственности.

Вместе с тем высказанная идея о замене этого пункта нормой о ритуальном убийстве видится спорной. Ритуал – это обряд, церемониал. Ритуальное убийство – убийство, совершенное исходя из представлений религии, верований, обычаев. Ритуальным убийством совершенно точно является человеческое жертвоприношение, но и только. Убийство по мотивам кровной мести совершается не по ритуалу, а по нормам обычного права, исходя не из мистических или символических идей, а с конкретной утилитарной целью – уничтожит обидчика, восстановить справедливость, предупредить нападение на членов рода в дальнейшем.

Несмотря на то что проблеме уделено достаточно много внимания в прошлом и настоящем, на сегодняшний день вопрос об «эпидемии» убийств, совершенных по мотивам кровной мести, не стоит. Если в советский период, особенно в послереволюционный, эта проблема была весьма насущной (в частности, В.А. Тишков утверждает, что в 1924 г. 80% тяжких преступлений в Дагестане совершалось по мотивам мести)1, то в настоящее время число убийств по мотивам кровной мести крайне незначительно по сравнению со статистикой убийств по другим мотивам.

В связи с этим видится, что п. е.1) должен быть исключен из ч. 2 ст. 105 УК РФ ввиду его неактуальности и «нецелевого использования» следственными органами.

Это помогло бы устранить проблему неверной квалификации, которая в существующей правовой действительности неизбежна, поскольку само наличие какой-либо статьи в Уголовном кодексе РФ, нереализованной в обвинительном приговоре, действует на органы следствия как раздражитель.

Преступления, предусмотренные и ч. 1, и ч. 2 ст. 105 УК РФ, отнесены к категории особой тяжести (санкции предусматривают от 6 до 15 и от 8 до 20 лет лишения свободы соответственно), разброс в размерах наказаний не слишком большой. В связи с этим непонятен практический смысл инициативы, по которой ч. 2 ст. 105 УК РФ дополнена пунктом об убийстве по мотивам кровной мести.

Полагаю, что достаточно было (и будет) дополнить ст. 63 УК РФ пунктом, согласно которому мотив кровной мести является обстоятельством, отягчающим наказание.


1 Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа / Под ред. В. А. Тишкова. М.: ИЭА РАН. С. 78–79.