09.04.2021 Слишком дорогой ремонт после аварии: кто его оплатит Право.ру

Стоимость ремонта машины после аварии оказалась выше того порога, который прописан в законе об ОСАГО. Страховая фирма об этом вовремя не известила своего клиента, а просто отправила ему часть необходимой суммы на счет. Пострадавшая пошла взыскивать недостающие средства со страховщика и виновника аварии, а еще попросила присудить ей неустойку – за то, что ее никто вовремя не оповестил о реальной стоимости трат на восстановление иномарки. Три инстанции посчитали, что страховая действовала верно.

По закону об ОСАГО, максимальная сумма, которую страховая фирма может выплатить на восстановительный ремонт машины, не должна превышать 400 000 руб. (п.16.1 ст. 12 ФЗ от 25 апреля 2002 года № 40). Правда, и эти деньги страхователям бывает непросто получить.

Очень дорогая авария

В январе 2019 года «Инфинити QХ70» Анны Духовой* разбил Валерий Студеный*, который сидел за рулем «Лады Гранты». Пострадавшая через две недели после ДТП обратилась в Росгосстрах с просьбой возместить ей убытки на ремонт внедорожника. Именно у этой фирмы она купила полис ОСАГО.

Страховщик вместо денег послал Духовой направление на СТО «Восток Моторс Пермь», чтобы машину восстановили там. Правда, в этой бумаге отсутствовала даже примерная цена ремонта. В феврале того же года станция техобслуживания послала в Росгосстрах акт разногласий, где указала, что стоимость всех работ составит 784 081 руб. Страховая компания решила, что это слишком дорого, отказалась оплачивать восстановление авто и просто перечислила своему клиенту на счет 381 200 руб.

Духова не согласилась с таким решением страховщика и обратилась в ООО «Центр недвижимости», чтобы провести независимую экспертизу. Специалисты организации оценили восстановительный ремонт японской иномарки в 634 000 руб. без учета износа, а с износом – 433 500 руб. После чего пострадавшая попросила Росгосстрах выплатить ей еще 18 800 руб. в счет недостающего страхового возмещения (до максимально законных 400 000 руб.) и 196 000 руб. неустойки за задержку с основной выплатой. На это обращение Духовой ответили отказом.

Тогда владелица «Инфинити» пошла в суд требовать неустойку с Росгосстраха и недостающие деньги на ремонт машины с виновника аварии Студеного (180 700 руб.). Первая инстанция назначила исследование в Пермской лаборатории судебных экспертиз, которая оценила стомость восстановительного ремонта без учета износа в 558 300 руб. Учитывая это, иск удовлетворили лишь частично: с водителя «Лады» взыскали 158 300 руб. (558 300 руб. – 400 000 руб.). А требование неустойки со страховщика сочли некорректным в этой ситуации. Суд сослался на то, что ответчик вовремя выдал направление на ремонт, а потом перечислил деньги истцу. Апелляция и кассация оставили такой вывод без изменений.

Мнение владельца машины нужно узнавать заранее

Собственница иномарки обжаловала акты нижестоящих инстанций в Верховный суд. ВС отметил: если стоимость восстановления машины превышает 400 000 руб., то потерпевший сам платит СТО за ремонт недостающую сумму. И страховщик должен заранее получить от клиента письменное согласие на такую доплату, о чем в направлении на ремонт ставится отметка. В спорном случае Росгосстрах этого не сделал, обратил внимание ВС.

Коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула и то, что первая инстанция неверно посчитала недостающие деньги на ремонт, так как страховая перечислила истцу не 400 000 руб., а 381 200 руб., и именно эту сумму необходимо было отнимать от 558 300 руб. (дело № 44-КГ20-21-К7).

Учитывая перечисленные обстоятельства, тройка судей под председательством Сергея Асташова отменила акты апелляции с кассацией и отправила дело на новое рассмотрение в Пермский краевой суд (пока еще не рассмотрено – прим. ред.).

Что делает страховая в подобных случаях

В течение 20 календарных дней после получения заявления о страховом возмещении компания обязана:

— Либо выплатить деньги потерпевшему;

— Либо после осмотра и (или) независимой экспертизы поврежденного авто выдать потерпевшему направление на конкретную СТО;

— Либо направить потерпевшему мотивированный отказ в возмещении.

В направлении на ремонт указывается срок, в который потерпевший должен привезти машину на СТО, время восстановления и полная стоимость ремонта без учета износа комплектующих изделий. Плюс возможный размер доплаты.

Источник: ФЗ от 25 апреля 2002 года № 40

Доплата за ремонт машины в такой ситуации – это право ее собственника, а не обязанность, говорит юрист Казаков и партнеры Виталина Степанова. Если владелец машины по каким-то причинам не хочет добавлять свои средства на восстановление авто, то направление на СТО нельзя считать надлежащим способом исполнения страхового обязательства, объясняет эксперт. По ее словам, в таком случае страховщику просто надо перечислить страховую выплату потерпевшему. Но в обсуждаемом кейсе никто мнением Духовой о ее возможности и желании доплатить не поинтересовался.

* Имена и фамилии участников дела изменены