09.06.20. Закон о создании единого регистра сведений о населении опубликован. АГ. НОВОСТИ.

Закон о создании единого регистра сведений о населении опубликован

Несмотря на то что документ вступил в силу со дня официального опубликования, действие некоторых положений отложено на будущие годы
Фотобанк Freepik
Ранее в комментарии «АГ» один из экспертов заметил, что создание регистра выведет из «тени» доходы мигрантов, что, в свою очередь, приведет к увеличению бюджетных поступлений от налогов. Двое других указывали на необходимость определения порядка реализации прав физлиц в связи с обработкой их персональных данных.

8 июня Президент РФ Владимир Путин подписал Закон о едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ (проект № 759897-7).

Как ранее писала «АГ», федеральный ресурс о населении формируется и ведется на основании сведений, представляемых ФНС соответствующими органами и организациями (МВД, Минобороны, Минобрнауки, Росморречфлотом, государственными внебюджетными фондами) в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Читайте также
Госдума приняла закон о создании единого регистра сведений о населении
Для установления дат вступления некоторых положений законопроект возвращался из третьего чтения во второе
21 Мая 2020 Новости

В регистр вносятся данные о гражданах РФ, а также об иностранных гражданах и лицах без гражданства, проживающих в России либо признанных беженцами или получивших здесь временное убежище, а также об иностранных гражданах, временно пребывающих в России для осуществления трудовой деятельности в установленном порядке.

В частности, в регистр будет включена базовая информация о физлице (Ф.И.О., дата и место рождения (смерти), пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении (смерти), информация о гражданстве (подданстве), СНИЛС, ИНН и т.д.), а также дополнительные сведения (информация об образовании, семейном положении, родственных связях и т.д.). Сведения об одном физлице образуют одну запись, подписанную квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа, и могут быть изменены по обращению физлица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя.

Сведения, содержащиеся в регистре, будут использоваться в целях совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, реализации политики государства в сфере социально-экономического развития, защиты прав и законных интересов граждан России и иностранных граждан, находящихся на территории нашей страны, обеспечения национальной безопасности, официального статистического учета населения, подготовки и реализации государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов, осуществления полномочий избирательных комиссий и комиссий референдума, а также совершения нотариальных действий от имени РФ.

Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, могут быть предоставлены по требованию госорганов, а также органов государственной власти и местного самоуправления, органам управления государственными внебюджетными фондами, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусам, а также физлицу, в отношении которого составлена запись в регистре, или его законному представителю. Они предоставляются в электронном формате и бесплатно. В ряде случаев, предусмотренных законопроектом, информация предоставляется обезличенной.

Кроме того, сведения из регистра могут быть предоставлены по запросам суда (судьи), прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих ОРД, органов принудительного исполнения РФ, федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, направленным в целях осуществления функций и полномочий указанных органов, а также по запросам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ и исключительно в целях реализации их полномочий.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений. Например, ряд сведений, указанных в ст. 7 Закона, будут включаться в регистр с 1 января 2022 г. Положение о том, что сведения, содержащиеся в регистре, предоставляются госорганам РФ и ее субъектов, а также органам управления государственными внебюджетными фондами и МФЦ (п. 1–4 ч. 1 ст. 11), вступит в силу 1 января 2023 г. Положение, касающееся обезличивания персональных данных, – с 1 января 2024 г. Также указано, что до 1 января 2023 г. нормативные правовые акты не могут устанавливать требование об использовании федерального регистра в качестве единственного и (или) обязательного источника получения сведений о населении, предусмотренных ст. 7 Закона.

Ранее в комментарии «АГ» член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян отмечала, что появление подобного ресурса является давно ожидаемым по той причине, что развитие информационных технологий, а также развитие системы государства как платформы без глобального учета населения невозможны.

При этом она подчеркивала, что любые юридически значимые действия должны быть полностью известны лицу, в отношении которого они совершаются, а значит, должна быть выстроена система информирования о любом малейшем изменении.

По мнению адвоката АА МГКА «Власова и партнеры» Людмилы Космовской, новый регистр попадет в ведение ФНС – таким образом, налоговики получат доступ ко всему массиву данных граждан РФ, а также иностранных граждан, которые сейчас аккумулированы у разных ведомств (МВД, Минобороны и др.) и внебюджетных фондов (ПФР, ФОМС, ФСС). Включение в регистр данных об иностранцах может помочь государству вывести из «тени» доходы мигрантов, что, в свою очередь, приведет к увеличению бюджетных поступлений от налогов.

Как отмечал партнер «Russian Privacy ProfessionalsA ssociation» Алексей Мунтян, учитывая, что регистр предлагается формировать путем информационного взаимодействия с иными информационными ресурсами соответствующих органов и организаций, представляется целесообразным рассмотреть возможность закрепления обеспечения реализации прав физлиц в связи с обработкой их персональных данных в вышеуказанных информационных ресурсах (включая сам регистр) и определить соответствующий порядок реализации указанных прав.