11.03.20. Изъятие вещей и документов как мера обеспечения производства по административным правонарушениям. Источник — www.9111.ru

Изъятие вещей и документов как мера обеспечения производства по административным правонарушениям

17 февраля 2020

Изъятие необходимых для установления истины соответствующих вещей и документов также является важной административной мерой обеспечения. В основе рассматриваемого действия процессуального характера – осуществляемая в принудительном порядке мера, вектор направленности которой – сбор доказательств вещественного характера по определенным делам и недопущение (предотвращение) продолжения практического использования (применения) орудий или предметов, с помощью которых было совершено административное правонарушение, в целях, нарушающих правопорядок и безопасность в обществе и государстве.

Процедурные особенности изъятия вещей и документов

Изъятию вещей и документов как административной мере обеспечения присущи следующие процедурные особенности:

  • совершение записи соответствующего содержания в протоколе, фиксирующем факт доставления, в протоколе, свидетельствующем о проведенном осмотре места, где было совершено административное правонарушение;
  • совершение записи соответствующего содержания в протоколе, фиксирующем факт задержания в административном порядке;
  • составление отдельного, самостоятельного протокола об имевшем место изъятии определенных вещей и документов.

Теория и практика

Следует отметить, что действующее административное законодательство не определяет точный временной срок, необходимый для производства изъятия вещей и документов. Один из отечественных специалистов в сфере административного процесса А.С. Дугенец предлагает закрепить в законодательном порядке положение о том, что рассматриваемое изъятие должно осуществляться «немедленно» [1]. Можно признать высказанную автором точку зрения отчасти справедливой: установление и последующее закрепление законодателем конкретного временного срока, необходимого для эффективного совершения рассматриваемых действий процессуального характера, будет способствовать координации практической деятельности и исключению их необоснованного затягивания.

Высказанное А.С. Дугенец мнение разделяет Н.В. Косарева, предлагающая внести в ч. 9 ст. 27.10 КоАП РФ положение, которое регламентирует осуществление процедуры изъятия до вступления в законную силу соответствующего постановления по делу о совершенном административном правонарушении [2].

После проведения содержательного толкования изъятия вещей и документов как административной меры обеспечения можно сделать предположение о том, что посредством действия, закрепленного нормой ст. 27.10 КоАП РФ, могут быть подвергнуты аресту исключительно те товары, транспортные средства и вещи, которые выступают в качестве орудий или предметов, послуживших для совершения административного правонарушения.

В основе процедуры изъятия вещей и документов лежит составление подробной описи соответствующих товаров, средств транспортного назначения и вещей иного характера с последующим уведомлением лица, в отношении которого осуществлено применение рассматриваемой административной меры обеспечения, или его законного представителя о том, что ему запрещено распоряжаться (в ряде случаев – и осуществлять непосредственное пользование) ими [3].

Наряду с вышесказанным, иногда кажется сомнительной необходимость применения процедуры изъятия каких-либо вещей, документов и прочих предметов. Например: в случае с изъятием водительского удостоверения цель применения рассматриваемой административной меры обеспечения не достигается, поскольку гражданин имеет полное право, в соответствии с нормой п. 3 ст. 27.10 КоАП РФ, управлять собственным транспортным средством на основании выданного соответствующими органами государственной власти разрешения, носящего временный характер. Получается, что водитель, даже лишившись водительских прав, все равно продолжает осуществлять практическое управление транспортным средством до того момента, пока не будет вынесено постановление, свидетельствующее о лишении его права управления транспортным средством.

Вывод

Исходя из сложившейся противоречивой ситуации, думается, что необходимо в законодательном порядке внести соответствующие изменения в КоАП РФ, запрещающие гражданину управлять транспортным средством на основании временного разрешения при изъятом водительском удостоверении в целях недопущения (исключения) совершения в будущем с его стороны противоправных действий или административных правонарушений.

Литература:

1. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М.: ВНИИ МВД России, 2003. – C. 60.

2. Косарева, Н.В. Сроки применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Российская юстиция. – 2012. – № 5. – C. 23.

3. Любимов, А.А., Филимонова, О.Г. Правовые особенности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении имущества (на примере Тюменской области) // Ростовский научный журнал. – 2017. – Выпуск № 9. – С. 86–87.