13.05.20. В Думу внесен проект закона, направленного на возврат страхователю переплаты взносов в ПФР. АГ. ЛЕНТА НОВОСТЕЙ.

Поправки вносятся только в Налоговый кодекс, оставляя без внимания положения Закона о передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов и Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС
Фотобанк Лори
Эксперты «АГ» сошлись во мнении, что внесенный на рассмотрение депутатов законопроект лишь формально учитывает позицию, изложенную в Постановлении КС РФ № 32-П/2019, во исполнение которого он разработан.

11 мая в Госдуму поступил законопроект № 953961-7 о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно права на возврат излишне уплаченных страховых взносов в ПФР.

Читайте также
КС: нормы, блокирующие возврат переплаты взносов в ПФР, ограничивают право добросовестного страхователя
Конституционный Суд счел, что право страхователя на возврат излишне уплаченных взносов ограничено лишь их разнесением по индивидуальным лицевым счетам застрахованных, без учета тарифа и наступления страхового случая
05 Ноября 2019 Новости

Поправки разработаны во исполнение Постановления Конституционного Суда от 31 октября 2019 г. № 32-П, о котором ранее писала «АГ». Тогда КС РФ признал оспариваемые нормы (ч. 5 ст. 18, 20 и 21 Закона № 250-ФЗ от 14 июня 2016 г., а также ч. 22 ст. 26 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС и п. 6.1 ст. 78 НК) неконституционными в той мере, в которой они ограничивают право страхователя на возврат излишне уплаченных взносов по ОПС лишь в силу факта учета разнесения последних по индивидуальным лицевым счетам застрахованных без учета структуры тарифа взноса и факта наступления страхового случая. Это касается возврата излишне уплаченных взносов как за периоды до 1 января 2017 г., так и последующие. При этом Суд указал на необходимость внесения изменений в соответствующее правовое регулирование.

Впоследствии «АГ» сообщала о том, что Минфин России разработал поправки, которые предлагали признать п. 6.1 ст. 78 и абз. 3 п. 11 ст. 79 Налогового кодекса утратившими силу. По мнению министерства, именно они препятствуют возврату суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС в случае, если по сообщению территориального органа управления ПФР сведения о сумме излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов представлены их плательщиком в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Тогда эксперты «АГ» раскритиковали министерские поправки, отметив, что Минфин не учел волю Конституционного Суда и не скорректировал положения законодательства должным образом.

Читайте также
Разработаны поправки в целях возврата страхователю переплаты взносов в ПФР
Минфин инициировал общественное обсуждение поправок в ч. 1 Налогового кодекса в целях реализации постановления Конституционного Суда
11 Декабря 2019 Новости

Внесенный в Госдуму законопроект отличается от подготовленного Минфином. В нем предлагается признать утратившим силу абз. 2 п. 9 ст. 45 НК РФ, в которой говорится о том, в каких случаях не производится уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а п. 6.1 ст.78 и абз. 3 п. 1.1 ст. 79 Кодекса – изложить в новой редакции. В соответствии с поправками, сумма излишне уплаченных страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, если, по информации территориального органа ПФР, такая сумма в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена по индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате указанной суммы назначена страховая пенсия в соответствии с Законом о страховых пенсиях. Предлагается, чтобы поправки вступили в силу с 1 января 2021 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Партнер юридической фирмы Five Stones Consulting Екатерина Болдинова отметила, что суть предложенных изменений соответствует позиции Конституционного Суда и в целом идея законодателя идет в верном направлении. Однако, по ее мнению, внесенный в Думу законопроект, как и первоначальные предложения Минфина, не решает всех вопросов, возникающих на практике. «Дело в том, что, как мы видим, изменения в законодательство вступят в силу с 1 января 2021 г. Таким образом, изменения не затронут ситуации, возникшие ранее, и плательщики взносов по-прежнему будут вынуждены оспаривать действия и решения налоговых органов относительно отказов в возврате взносов на ОПС в суде. Получается, что предлагаемые поправки решают только часть существующей проблемы», – резюмировала Екатерина Болдинова.

Комментируя проект закона, управляющий партнер компании TAXMANAGER, адвокат Василий Ваюкин выразил убежденность в том, что они лишь формально учитывают позицию, изложенную в Постановлении № 32-П. «Как говорится, дьявол кроется в деталях. Во-первых, Конституционный Суд признал неконституционными не только положения п. 6.1 ст. 78 НК РФ. Выводы касались также положений п. 5 ст. 18, ст. 20 и 21 Закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ и ч. 22 ст. 26 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС. Между тем представленный законопроект никаких изменений в данные нормы не предлагает. Во-вторых, предлагается определить, что поправки вступают в силу с 1 января 2021 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования», – подчеркнул он.

По мнению эксперта, в совокупности это означает, что авторы проекта, заявляя в пояснительной записке об учете позиции Конституционного Суда, фактически делают невозможным возврат или зачет страховых взносов, излишне уплаченных как до передачи их администрирования налоговым органам (т.е. до 1 января 2017 г.), так и вплоть до вступления предлагаемых изменений в силу (т.е. как минимум до 1 января 2021 г.). «Таким образом, в действительности правила возврата переплат останутся неконституционными. Это наглядно демонстрирует обычный подход чиновников: логичные и правильные поправки становятся нереализуемыми по формальным (бюрократическим) причинам. В данном случае – в результате порядка их вступления в силу. И это абсолютно непонятно и неприемлемо также и потому, что в данной ситуации речь идет не о средствах бюджета, а о страховых взносах, то есть о тех средствах, которые работодатель-страхователь перечисляет в пользу работника – застрахованного лица», – полагает Василий Ваюкин.

Адвокат добавил, что в результате у налоговых органов остается формальный повод для отказа в возврате или зачете излишне уплаченных страховых взносов со ссылкой на дату вступления соответствующих норм в силу. А это, в свою очередь, повлечет новую волну судебных разбирательств. «То есть такой законопроект нельзя оценить в целом положительно без внесения изменений в Закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ и дополнений поправок положениями, которые позволят осуществлять возврат или зачет страховых взносов без излишних ограничений», – подытожил Василий Ваюкин.

Партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы INTELLECT Юлия Курмамбаева уверена, что в рассматриваемом законопроекте по сути ничего не поменялось, а значит, сохраняются все проблемы, на которые она ранее указывала. «Законопроект касается только ст. 78 и ст. 79 НК РФ и, следовательно, выполняет предписания КС РФ только в части страховых взносов, которую администрируют налоговые органы. Положения нормативного акта будут распространяться только на периоды после 1 января 2017 г. Никаких изменений в п. 5 ст. 18, ст. 20 и 21 Закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ законопроект не вносит, несмотря на требования КС. Это означает, что фонды по переплатам за периоды до 1 января 2017 г. будут руководствоваться старым порядком, установленным в том числе ч. 22 ст. 26 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС, которая признана неконституционной. Инициативы по исправлению Закона № 250-ФЗ мы так и не увидели до сих пор», – констатировала она.