14.04.20. ФАС: количество нарушений законодательства о рекламе финансовых услуг за год увеличилось вдвое. АГ. ЛЕНТА НОВОСТЕЙ.

ФАС: количество нарушений законодательства о рекламе финансовых услуг за год увеличилось вдвое

Антимонопольный орган опубликовал результаты осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в 2019 г.
По мнению одного из экспертов «АГ», показатели говорят о том, что использование мер рекламного законодательства является эффективным инструментом как для защиты прав потребителей на достоверную рекламу, так и для отстаивания интересов бизнеса в процессе конкуренции. Второй предположил, что в последние годы ФАС сделала ставку на пресечение правонарушений и привлечение к ответственности по результатам проверок, из-за чего на тщательную отработку жалоб внимания ведомства не хватает. Третий считает, что статистика нарушений по рекламе лекарственных средств за 2020 г. будет существенно отличаться от нынешней на фоне пандемии COVID-19.

ФАС России опубликовала итоги осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе за 2019 г.

Читайте также
ФАС решит, правомерно ли использование фразы об обходе закона в рекламе
Кемеровское УФАС выясняет, является ли противоправным использование в рекламе утверждения о том, что «нет такого закона, который нельзя законно обойти»
29 Августа 2018 Новости

В течение прошлого года антимонопольные органы рассмотрели более 18 тыс. заявлений о несоответствии рекламы требованиям нормативных актов (почти на 3 тыс. больше чем в 2018 г.), в результате чего возбуждено производство по 4 тыс. дел, при рассмотрении которых пресечено 7 тыс. нарушений. Примечательно, что в 2018 г. дел было меньше всего на 2%, а количество пресеченных нарушений – почти на 24%.

Старший юрист Eversheds Sutherland Russia Александр Гаврилов заметил, что доклад антимонопольного органа отражает общий рост обращений, связанных с рекламными нарушениями. «В 2019 г. в ФАС России направлено на три тысячи больше заявлений, чем годом ранее. Такая динамика, на мой взгляд, может свидетельствовать о том, что во многих сферах бизнес не сторонится более агрессивной маркетинговой стратегии», – предположил эксперт.

Партнер ФБК Legal, к.ю.н. Сергей Ермоленко обратил внимание на то, что снизился процент возбужденных дел по отношению к количеству поданных заявлений: 22% в 2019 г. против 26% в 2018 г. «Разумеется, дела возбуждаются не только на основании заявлений, но и по итогам проведенных проверок. Однако в любом случае корреляция между поданными заявлениями и возбужденными делами имеется, пускай и не прямая. Особенно следует это отметить в связи с тем, что снижение «чувствительности» регулятора к поданным заявлениям является тенденцией последних лет: тот же показатель составлял 34% в 2017 г. и 39% в 2016 г. То есть за 4 года это соотношение снизилось почти в 2 раза, хотя очевидно, что качество подаваемых жалоб столь существенно снизиться не могло», – прокомментировал данные эксперт. Вероятно, антимонопольная служба сделала ставку на проведение проверок – из года в год все большее количество дел возбуждается по их итогам, из-за чего на тщательную отработку жалоб внимания не хватает, предположил Сергей Ермоленко.

По словам Александра Гаврилова, опубликованная антимонопольным органом статистика свидетельствует о том, что объем административного контроля в области рекламного законодательства вырос в 2019 г. Тот факт, что при небольшом росте количества дел значительно выросло число нарушений по сравнению с аналогичными показателями в 2018 г., позволяет сделать несколько выводов, считает эксперт.

«Во-первых, в рамках многих дел антимонопольный орган, вероятно, фиксировал признаки сразу нескольких «рекламных» правонарушений. Это обусловлено в том числе и особенностями рекламного законодательства, содержащего как общие запреты и ограничения, так и специальные запреты для рекламы отдельных категорий товаров и услуг», – отметил Александр Гаврилов. Во-вторых, нормы об ответственности за нарушения рекламного законодательства предусматривают множественность субъекта правонарушения: по различным составам ответственность могут нести все, кто поучаствовал в создании и распространении рекламы, напомнил он. «Таким образом, при анализе одного факта распространения ненадлежащей рекламы ФАС России может выявить сразу несколько нарушений», – пояснил юрист.

Отметим, что в зависимости от характера нарушения и его негативных последствий антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия. Так, в 2019 г. возбуждено свыше 4,3 тыс. дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесены более 1,5 тыс. постановлений о наложении штрафа на общую сумму 114,7 млн руб. В 2018 г. органы ФАС вынесли всего на 64 постановления больше, но совокупный размер штрафов за тот период – 78,7 млн руб. В то же время существенно уменьшились штрафы за неисполнение предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе: 3,2 млн руб. в 2019 г. против 4,3 млн руб. за 2018 г.

Сергей Ермоленко отметил, что средний размер штрафа в 2019 г. составил почти 75 тыс. руб., в 2018 – 53,3 тыс. «Наблюдается очень существенный рост – почти на 40%. Эта статистика, очевидно, иллюстрирует ужесточение ответственности за нарушения в области рекламы, однако любопытно, что, несмотря на это, количество нарушений не уменьшается, а, напротив, растет, хотя в теории ужесточение наказания часто преследует превенцию нарушений», – указал юрист.

По его словам, дело может быть в том, что рынок представляет собой все же довольно инертный механизм, который не сразу чувствует ужесточение санкций. «Например, в 2016–2017 гг. количество выявленных нарушений постепенно снижалось на фоне плавного повышения средней суммы штрафа: 56 125 руб. в 2017 г. и 43 987 руб. в 2016 г. В связи с этим такой существенный рост количества нарушений в 2019 г. на фоне столь же серьезного ужесточения наказания выглядит странно», – сказал Сергей Ермоленко. В то же время он не стал отрицать: полученные данные могут быть связаны со статистическими методами, использованными при обобщении показателей, а не с фактическим ростом количества нарушений.

Как указано в документе ФАС, в 2019 г. наибольшее количество выявленных нарушений связаны с распространением недостоверной рекламы – 22,4%. В 2018 г. их также было больше всего (18,24%).

«Меня не удивляет рост количества штрафов, поскольку, за некоторыми исключениями, это общая тенденция. Например, если посмотреть статистику ФАС за последние шесть лет, можно увидеть, что число правонарушений в области распространения недостоверной рекламы стабильно увеличивается из года в год», – прокомментировал приведенные цифры управляющий партнер юридической фирмы «Гареев, Махно и Касьян» Владислав Касьян. По его словам, на эту статистику может влиять колоссальный рост рынка электронной коммерции в России: только за 2018 г. он вырос на 60%.

Александр Гаврилов отметил, что распространение недостоверной рекламы два года подряд возглавляет рейтинг правонарушений в области рекламы. «Как правило, такое нарушение фиксируется, когда рекламное заявление не является обоснованным или содержит информацию, которую не получается подтвердить, если у потребителя, конкурента или самого антимонопольного органа возникают вопросы к рекламе. При этом на практике такие нарушения не всегда связаны с намеренным сообщением ложной или не соответствующей действительности информации», – сообщил юрист. По его словам, часто рекламодатель готовит обоснование своего рекламного слогана, вооружившись результатами исследований, социальных опросов или иными данными. Однако такое обоснование не всегда проходит тест достаточности при рассмотрении конкретного дел ФАС России, рассказал эксперт.

«Часть 3 ст. 5 Закона о рекламе содержит широкий перечень критериев определения недостоверной рекламы. Продавцы товаров и услуг делают все возможное для того, чтобы выделиться на фоне остальных, что приводит к распространению ложной информации о товаре, его свойствах, условиях покупки и т.п.», – добавил Владислав Касьян.

Читайте также
Рекламодателя наказали за выпущенное распространителем рекламы объявление с молитвой
Суд указал, что компания в отсутствие объективно непреодолимых препятствий имела возможность проконтролировать размещение рекламы, оскорбляющей религиозные символы
21 Сентября 2018 Новости

Свыше 22% выявленных нарушений приходится на рекламу финансовых услуг, в 2018 г. их было почти в два раза меньше (12,75%). Александр Гаврилов пояснил, что рынок финансовых услуг для населения стремительно расширяется в последние годы, особенно в области микрофинансовой деятельности и услуг, предоставляемых онлайн.

«При этом большинство продуктов кредитных и финансовых организаций характеризуются широким перечнем условий, которые представляют для потребителя существенное значение. Эти же условия нередко умалчиваются или некорректно преподносятся в рекламе. Практика ФАС России показывает, что именно эти факторы в совокупности и обуславливают рост рекламных нарушений в этой сфере. Учитывая социальную важность финансового сектора, особенно в кризисный период, реклама таких услуг неслучайно привлекает повышенное внимание антимонопольного органа», – добавил эксперт.

Владислав Касьян отметил, что в 2019 г. государство в целом обратило пристальное внимание на финансовый сектор, Банк России ужесточил свою политику. «Как итог – «волна» накрыла как крупные банки, так и мелких игроков, например, ломбарды. Банки чаще всего штрафуют за сокрытие существенных условий, влияющих на сумму расходов, которые понесет получатель кредита. Ломбарды – за рекламу финансовых услуг без указания наименования лица, оказывающего эти услуги. Другой вид правонарушения – реклама ломбардов, которая содержит ссылку на оказание запрещенных законом услуг (например, ремонт и скупка ювелирных изделий). Это также нарушает требования п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе», – рассказал эксперт.

Почти вдвое выросло количество нарушений в сфере рекламы алкогольной продукции: в 2018 г. их было менее 5%, в 2019 г. – более 9%. Заметно снизилась доля нарушений в рекламе по сетям электросвязи – 12,86% от всех выявленных нарушений. В 2018 г. данные нарушения составили 20% от общего количества. Примерно на том же уровне осталось распространение рекламы, вводящей в заблуждение (14,45% в 2019 г. и 11,56% за 2018 г.). Незначительно возросло количество неэтичной рекламы (2,42% в 2019 г. против 1,35% в 2018 г.). Вдвое снизилось использование недобросовестной рекламы: в 2018 г. таких нарушений было почти 3,3%, в 2019 г. – менее 2%.

Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и биологически активных добавок сократилось по сравнению с прошлым годом: в 2019 г. они составили почти 4,5% всех нарушений, а в 2018 г. – 7,57%. Владислав Касьян предположил, что статистика нарушений по рекламе лекарственных средств за 2020 г. будет существенно отличаться от нынешней на фоне пандемии COVID-19. «Самое громкое дело в этом году – реклама препарата «Арбидол», в которой говорилось о его эффективности против коронавирусной инфекции. Такие ситуации происходят потому, что прибыль от такой рекламы легко покрывает даже максимальный штраф в 500 тыс. руб. И это общая проблема регулирования рекламной отрасли», – указал юрист.

С последним утверждением согласился и Александр Гаврилов: «Относительно невысокие штрафы позволяют компаниям в определенных ситуациях пренебрегать осторожностью и требованиями Закона о рекламе». В среднем за ненадлежащую рекламу грозит штраф около 100 тыс. руб. при максимальном штрафе в полмиллиона за большинство нарушений, отметил юрист.

«С другой стороны, показатели 2019 г. говорят еще и о том, что использование мер рекламного законодательства является эффективным инструментом как для защиты прав потребителей на достоверную рекламную информацию, так и для отстаивания интересов бизнеса при осуществлении конкурентной борьбы», – заключил Александр Гаврилов.

назад к списку