15.03.20. Может быть полезным инструментом. Рекомендации для эффективного урегулирования взаимосогласительной процедуры. Источник — АГ.

Может быть полезным инструментом

Рекомендации для эффективного урегулирования взаимосогласительной процедуры
Ветчинкина Наталия

Юрист Юридической компании Taxology
Материал выпуска № 4 (309) 16-29 февраля 2020 года.

В настоящем комментарии к статье Дмитрия Кириллова «Взаимосогласительная процедура» (см.: «АГ». 2020. № 4 (309)) автор акцентирует внимание на выводе отчета ОЭСР о том, что в целом взаимосогласительная процедура в Российской Федерации наполовину соответствует требованиям «минимального стандарта», предусмотренного положениями Действия 14 Плана BEPS, направленными на усовершенствование взаимосогласительных процедур, и формулирует рекомендации для эффективного использования данной процедуры.

Статья автора посвящена теме, актуальность которой будет все больше возрастать с течением времени, а именно – использованию взаимосогласительной процедуры для разрешения налогового спора.

Это объясняется тем, что Российская Федерация присоединилась к многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 г. (далее – многосторонняя Конвенция, MLI).

Многосторонняя Конвенция предусматривает изменение действующих соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) с учетом «минимального стандарта», предусмотренного Планом BEPS в части 1) положений, направленных на борьбу со злоупотреблениями международными соглашениями (Действие 6), и 2) положений, направленных на усовершенствование взаимосогласительных процедур (Действие 14).

«Минимальный стандарт» по Действию 14, в частности, включает в себя предоставление возможности налогоплательщику обратиться к взаимосогласительной процедуре, если он не согласен с тем, как были применены положения о противодействии злоупотреблениям положениями СИДН.

Общим вариантом предотвращения злоупотреблений положениями СИДН, согласно MLI, является правило основной цели. Его суть состоит в том, что льготы по СИДН не будут применяться, если применение таких льгот было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе.

Следует отметить, что текущая концепция деловой цели в российской правоприменительной практике требует только, чтобы налоговая экономия не была «основной» целью сделки. Тем самым MLI предъявляет более жесткие требования, отрицая возможность существования видимой налоговой цели одновременно с другими значимыми экономическими целями под угрозой отказа в применении СИДН. Таким образом, вне всякого сомнения, на практике будет возникать большее количество споров о том, как применять правило основной цели. Взаимосогласительная процедура может помочь в разрешении подобных споров, о чем также говорится в п. 13 Финального отчета по Действию 14 Плана BEPS.

Следовательно, можно согласиться с выводом автора о том, что результаты взаимосогласительной процедуры могут выступить полезным дополнительным инструментом для разрешения налогового спора.

Также совершенно верно мнение автора о том, что взаимосогласительная процедура пока не урегулирована подробно и только начинает регулироваться на уровне национального законодательства. На данный момент ОЭСР выпустила отчет, в котором анализируется соответствие механизма взаимосогласительной процедуры в Российской Федерации «минимальному стандарту» (далее – Отчет). Анализ проводился за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. Однако, несмотря на это, в Отчете при оценке принимается во внимание Руководство Минфина России по взаимосогласительной процедуре, опубликованное 30 января 2019 г.

В Отчете сделан вывод о том, что в целом взаимосогласительная процедура в Российской Федерации наполовину соответствует требованиям «минимального стандарта», предусмотренного Действием 14 Плана BEPS (однако большая часть выявленных несоответствий устраняется положениями многосторонней Конвенции).

В Отчете также даны рекомендации по улучшению эффективности взаимосогласительной процедуры, не связанные с соответствием «минимальному стандарту» Действия 14 Плана BEPS. В частности, Российской Федерации рекомендуется:

1. Предусмотреть возможность приостановления взыскания налоговой недоимки на время проведения взаимосогласительной процедуры1.

2. Описать порядок имплементации соглашения, достигнутого в ходе взаимосогласительной процедуры, и предусмотреть сроки для такой имплементации2.

Упомянутые рекомендации, безусловно, можно принять во внимание для более эффективного урегулирования взаимосогласительной процедуры. В то же время их можно дополнить следующим образом:

1. Предусмотреть сроки для рассмотрения компетентным органом заявления налогоплательщика на предмет его обоснованности. Например, срок, рекомендованный ОЭСР, составляет 30 дней со дня подачи заявления3.

2. Описать порядок взаимодействия между компетентными органами, если взаимосогласительная процедура была инициирована государством-партнером по СИДН.

3. Предусмотреть возможность приостановления процедуры обжалования решения налогового органа в случае проведения взаимосогласительной процедуры.


1 С. 38 Отчета.

2 Там же.

3 Пункт 3.2 Руководства ОЭСР по эффективным взаимосогласительным процедурам // https://www.oecd.org/ctp/transfer-pricing/3howmap-32acceptabilityofamaprequest.htm