22.06.20. Причинившие смерть по неосторожности…АГ. НОВОСТИ.

Причинившие смерть по неосторожности…

Основные социально-демографические и уголовно-правовые признаки осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ

Согласно даннымстатистики, в России в ДТП за период с 2015 по 2019 г. погибли свыше 97 тыс. человек и свыше 1 млн получили ранения. Из этого следует, что за указанный период в среднем в год по стране в ДТП погибают порядка 20 тыс. человек и получают травмы свыше 218 тыс.

В последнее время участились также случаи ДТП со смертельным исходом, некоторые из них имеют большой общественный резонанс. Указанные обстоятельства подтолкнули нас к необходимости провести детальное исследование, посвященное данной проблематике, что позволило бы актуализировать криминологический портрет личности, совершившей преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта.

С этой целью были проанализированы статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ об основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаках (в контексте наказания) осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) за период с 2015 по 2019 г.

Для изучения лиц, совершивших преступления в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, использовались социально-демографические (пол, возраст) и социально-ролевые (уровень образования, род деятельности) характеристики (см. таблицу 1).

Таблица 1. Основные демографические признаки осужденных по ст. 264 и ч. 4 ст. 264 УК РФ за период с 2015 по 2019 г.

2015 2016 2017 2018 2019
Осуждены по ст. 264 УК РФ в целом Осуждены по ч. 4 ст. 264 УК РФ
Всего осуждены 9 266 10 428 1 047 946 848
100% 100% 100% 100% 100%
В том числе женщин 696 (7,5%) 848 (8,1%) 39 (3,7%) 22 (2,3%) 33 (3,9%)
Возраст: 14–17 74 51 4 3 4
0,8% 0,5% 0,4% 0,3% 0,4%
18–24 1 858 1 807 182 147 134
20% 17,3% 17,4% 15,5% 15,8%
25–29 1 983 1 969 223 193 170
21,4% 18,8% 21,3% 20,4% 20%
30–49 3 988 4 708 561 511 452
43% 45,1% 53,6% 54% 53%
50 лет и старше
из них пенсионного возраста
1 353 (14,6%) 1 893 (18,1%) 77 (7,3%) 92 (9,7%) 88 (10,3%)
448 (4,8%) 654 (6,2%) 17 (1,6%) 25 (2,6%) 25 (5,1%)
Образование: Высшее, неоконченное высшее 1 583 2 304 166 115 137
17% 22% 15,8% 12,1% 16,1%
Среднее специальное 3 484 3 855 457 392 335
37,6% 37% 43,6% 41,4% 39,5%
Среднее общее 3 355 3 633 305 314 284
36,2% 34,8% 29,1% 33,2% 33,5%
Основное общее, начальное 844 905 119 125 92
9,1% 8,7% 11,3% 13,2% 10,8%
Род занятий Рабочие 3 445 3 815 391 344 276
37,1% 36,6% 37,6% 36,3% 32,5%
Работники сельского хозяйства 51 66 10 8 8
0,5% 0,6% 0,9% 0,8% 0,9%
Государственные и муниципальные служащие 97 96 6 5 3
1% 0,9% 0,5% 0,5% 0,3%
Служащие коммерческой или иной организации 655 697 49 38 42
7% 6,7% 4,7% 4% 5%
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность или участвующие в предпринимательстве 260 284 22 21 15
2,8% 2,7% 2,1% 2,2% 1,7%
Учащиеся, студенты 317 296 23 16 28
3,4% 2,8% 2,2% 1,7% 3,2%
Нетрудоспособные/ неработающие 375 550 31 36 30
4% 5,3% 3% 3,8% 3,5%
Трудоспособные без определенных занятий 3 619 4 076 472 434 403
39% 39% 45% 45,8% 47,5%
Безработные 53 44 4 7 9
0,6% 0,4% 0,4% 0,7% 1%
Лица прочих занятий 394 (4,2%) 504 (4,8%) 39 (3,7%) 37 (3,9%) 34 (4%)

Социально-демографическая характеристика осужденных

По результатам анализа статистических данных о составе осужденных можно сделать вывод, что в среднем среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, доля женщин составляет около 5%, что свидетельствует о том, что криминальная активность женщин в данной сфере довольно низкая, подавляющее большинство деяний совершено мужчинами. В среднем, по данным статистики, среди всех осужденных (по всем составам УК РФ) на женщин приходится около 15%.

Возрастная характеристика позволяет судить о криминальной активности различных возрастных групп и особенностях их поведения, так как с возрастом меняются социальные функции, характер и привычки людей. Распределение осужденных из исследуемой группы по возрастным категориям показало, что наиболее криминально активными являются лица от 30 до 49 лет (на них в среднем приходится 49,8% преступлений); на группу 25–29 лет – в среднем 20,4% преступлений; от 18 до 24 лет – 17,2%. При этом на осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ в возрастной группе 25–29 лет приходится в среднем 20,5% преступлений и 16,2% – на лиц 18–24 лет; на возрастную группу от 50 лет и старше – порядка 12% преступлений (из них на пенсионеров – около 4%). Наименьшая криминальная активность отмечается у подростков от 14 до 17 лет – не более 0,5%.

Образовательный уровень различных категорий осужденных некоторым образом связан с характером преступных действий. Образование значительно влияет на круг интересов и потребности личности. Относительно образовательного уровня исследуемой категории осужденных можно отметить, что высшее и неоконченное высшее образование имеют в среднем 16,6%, среднее специальное – 39,8%, среднее общее – около 33,3%, неполное среднее – порядка 10,3%.

В то же время, учитывая неосторожный характер данного состава преступления, уровень образования, на мой взгляд, не является фактором, существенно влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения. Несмотря на то что транспортное средство (далее – ТС) является источником повышенной опасности, оно не является сложным в управлении.

При этом уровень образования, доходов и социальные роли зачастую влияют на категорию ТС, которое может позволить себе человек, – более дорогое, как правило, имеет технические характеристики, обеспечивающие в том числе высокий уровень безопасности водителя (улучшенные тормозные системы, подушки безопасности и т.д.), что в случае ДТП может сохранить жизнь. Конечно, нельзя исключать и такие факторы, как случайность, удача.

Под социальной ролью принято понимать социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам. Данные статистики показывают, что среди исследуемой группы осужденных встречаются представители всех социальных слоев. Так, на долю трудоспособных лиц без определенных занятий приходится в среднем 43%, рабочих – около 36% (следует отметить, что рабочие – самая многочисленная социальная группа населения страны), служащих коммерческих или иных организаций – в среднем 5,5% от общего числа осужденных, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – 2,3%, учащихся и студентов – 2,6%, нетрудоспособных в среднем около 3,9%, государственные и муниципальные служащие составляют в среднем 0,6% из всех лиц данной категории, безработные – 0,6%, работники сельского хозяйства – не более 0,7% и лица прочих занятий – в среднем 4,12%.

Уголовно-правовая характеристика

В 2017 г. за совершение преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 264 УК РФ, было осуждено 1 047 чел., в 2018 г. – 946, в 2019 г. – 848 (см. таблицу 2), таким образом, заметна тенденция снижения показателей числа осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ, что может свидетельствовать и о тренде уменьшения числа лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.

Таблица 2. Результаты рассмотрения уголовных дел с учетом наказания по ч. 4 ст. 264 УК РФ1

2017 2018 2019
Число осужденных 1 047 946 848
Совершили преступления в состоянии:
алкогольного опьянения 922 883 723
наркотического опьянения 37 51 40
под воздействием психотропных веществ 1 1 0
под воздействием сильнодействующих веществ 1 0 0
Иное 0 0 9
Назначено наказание в виде лишения свободы (всего) 877 804 720
Срок лишения свободы:
до 1 года вкл. 7 11 7
свыше 1 до 2 лет вкл. 132 144 102
свыше 2 до 3 лет вкл. 462 428 368
свыше 3 до 5 лет вкл. 271 215 222
свыше 5 до 8 лет вкл. 5 6 21
свыше 8 до 10 лет вкл. 0 0 0
свыше 10 до 15 лет вкл. 0 0 0
свыше 15 до 20 лет вкл. 0 0 0
Наказание назначено ниже низшего предела: лишение свободы 8 17 20
Условно осуждены к лишению свободы 166 140 Данные отсутствуют
Ограничение свободы 1 1 Данные отсутствуют
Исправительные работы 1 0 Данные отсутствуют
Обязательные работы 0 0 Данные отсутствуют
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (основное наказание) 0 0 Данные отсутствуют
Штраф (основное наказание) 1 0 Данные отсутствуют
Дело прекращено (по всем предусмотренным законом основаниям) 65 60 58
Оправданы 1 0 1
Определено принудительное лечение (от алкоголизма, наркомании, токсикомании, у врача-психиатра) 5 6
По приговору освобождены от наказания или наказание не назначалось (по всем предусмотренным законом основаниям) 1 1

Составляющей уголовно-правовой характеристики личности преступника является отрицательная оценка действий нарушившего уголовный закон лица, реализующаяся в мерах уголовной ответственности. Сущность применения наказания заключается, с одной стороны, в лишениях и ограничениях виновного за совершенное деяние, с другой – в достижении в интересах общества полезного социального результата1.

Данные статистики о мерах наказания позволяют проанализировать практику государства в отношении осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ и выявить тенденции и закономерности.

Так, в 2017–2019 гг. по данной категории был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данные за 2019 г. отсутствуют). Прекращено в общей сложности 183 уголовных дела, двое оправданы (0,07%). Наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. – 8 осужденным, в 2018 г.– 17 и в 2019 г. – 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.

Для полноты анализа рассмотрим данные по виду исправительного учреждения при лишении свободы, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения) (см. таблицу 3).

Таблица 3. Вид исправительного учреждения, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ2

2017 2018 2019
Всего осуждено 1 911 3 435 3 177
Из них к лишению свободы (всего) 1 138 (100%) 1 989 (100%) 1 886 (100%)
воспитательная колония общего режима 0 2 (0,1%) 5 (0,2%)
не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания 28 (2,46%) 45 (2,3%) 21 (1,1%)
колония-поселение 1 026 (90,1%) 1 774 (89,1%) 1 675 (88,9%)
колония общего режима 92 (8,2%) 147 (7,4%) 161 (8,5%)
колония строгого режима 14 (1,2%) 21 (1%) 23 (1,2%)
колония особого режима 0 0 1 (0,05%)
отбывание в тюрьме 0 0 0

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, преобладают мужчины (около 95%).

Во-вторых, осужденные по ч. 4 ст. 264 УК РФ являются представителями всех социальных слоев населения. Подавляющее большинство составляют трудоспособные граждане без определенных занятий, а также рабочие: их доля – порядка 79%.

В-третьих, наибольшая частота зарегистрированных преступлений приходится на возрастную группу от 30 до 49 лет (49,8% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности), на лиц 18– 29 лет – около 37,6%, от 50 лет и старше – около 12%. Наименее криминально активными можно считать возрастную группу от 14 до 17 лет (0,5%).

В-четвертых, уровень образования указанной категории лиц достаточно высокий, многие имеют высшее или среднее, среднее специальное образование. При этом уровень образования не является фактором, существенным образом влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения.

В-пятых, 89% осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, 4,5% – наркотического опьянения, при этом всего для 0,6% данных лиц судом было определено лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании, в том числе у врача-психиатра (5 человек в 2018 г. и 6 человек в 2019 г.).

Столь высокий процент лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, является, на мой взгляд, тревожным сигналом и требует принятия профилактических мер, направленных на недопущение водителей в состоянии опьянения к управлению ТС. Кроме того, считаю необходимым принятие общих мер по борьбе с алкоголизмом и наркоманией – в частности, ограничение доступа к алкогольной продукции лиц до 21 года, проведение антиалкогольной пропаганды, ограждение детей от пагубного влияния родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, формирование в обществе мотивации к здоровому образу жизни и др.

В-шестых, с 2017 по 2019 г. за преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 264 УК РФ, был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данных за 2019 г. нет), прекращено в общей сложности 183 уголовных дела и оправданы два человека (0,07%).

В-седьмых, наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. 8 осужденным, в 2018 г. – 17 и в 2019 г. – 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.

В-восьмых, вид исправительного учреждения при лишении свободы, определенный для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ, в среднем за период с 2017 по 2019 г. выглядит следующим образом: колония-поселение – 89,4%; колония общего режима – 8%; колония строгого режима – 1,1%; воспитательная колония общего режима – 0,15%; колония особого режима – 0,01%; отбывание в тюрьме – 0, вид исправительного учреждения не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания – 2%.

Анализ приведенных данных в целом свидетельствует о том, что ужесточение ответственности за совершение ДТП в состоянии опьянения, если оно повлекло гибель человека, обусловлено числом погибших и получивших увечья. В данный момент, несмотря на то что преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 264 УК РФ, является совершенным по неосторожности, оно относится к категории тяжких, что исключает возможность примирения, предусмотренную ст. 76 Кодекса.

О том, будет ли иметь эффект ужесточение ответственности за указанные преступления, можно будет, на мой взгляд, сделать вывод, исходя из анализа данных за 2020 г., – в частности, важно узнать, уменьшится ли количество преступлений по ч. 4 ст. 264 УК РФ, сократится ли количество смертей и увечий в России в результате ДТП в состоянии опьянения и т.д.

В заключение отмечу, что в целях профилактики преступлений в области дорожного движения и управления транспортными средствами необходимо принимать меры, направленные на нравственное формирование личности, в том числе в кругу семьи, трудовом коллективе, а также в организациях, занимающихся образовательной работой. Полагаю, начиная со школы детям следует прививать негативное отношение к алкоголизму и наркомании, рассказывая в том числе об их пагубном воздействии на человека не только в контексте физического, но и морального вреда. Воспитание должно быть направлено также на формирование правового мировоззрения, понимания неотвратимости наказания и персональной ответственности за свои деяния независимо от социального положения и статуса.


1 В официальной статистике в 2015–2016 гг. содержится информация об осужденных по ст. 264 УК РФ без указания на соответствующие части данной статьи.

2 Дядькин Д.С. Процесс назначения уголовного наказания как объект управления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 3-2 (43). – С. 39–41.

3 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 3, 4 ст. 264 УК РФ и ч. 2 ст. 264 в прежней редакции Кодекса)