22.06.2021 Определение вида механических транспортных средств для привлечения водителя к уголовной ответственности по ст. 264 и 264.1 УК РФ АГ

Материал выпуска № 12 (341) 16-30 июня 2021 года.

Определение понятия транспортного средства для целей административной и уголовной ответственности сформулировано в целом ряде законов и нормативных актов, поэтому защитнику-адвокату, участвующему в процессе по делам данной категории, необходимо разбираться в технических характеристиках конкретного транспортного средства, так как при определенной ситуации не все водители того или иного транспортного средства могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 264, 264.1 УК РФ.

Понятие транспортного средства

Так под транспортными средствами в гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) понимаются: подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км в час; подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час; подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам; тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины; транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).

При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит.

Действия лица, приравненного к пешеходу (п. 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством1. Последний абзац п. 2 указанного постановления Пленума ВС РФ является довольно спорным, так как не согласуется с другими нормативными актами и практика в этой части довольна противоречива.

Понятие механического транспортного средства

Так, в ч. 1 ст. 264 УК РФ указано, что к транспортным средствам относятся автомобили, трамваи либо другие механические транспортные средства.

Под другими механическими транспортными средствами, согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ, понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право2.

Верховный Суд РФ расширил данное понятие.

Как следует из п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 (ред. от 24 мая 2016 г.) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» (далее – Постановление № 25), под механическими транспортными средствами в ст. 264 и 264.1 УК РФ понимаются автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадрициклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 24 мая 2016 г. № 22).

Надо иметь в виду, что в п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий3, в отличие от ПДД РФ, говорится не о механических транспортных средствах, а вообще о транспортных средствах – устройствах, предназначенных для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных).

Некоторые виды механических транспортных средств (тракторы, каток и иные дорожно-строительные и т.п. самоходные машины) регистрируются не в ГИБДД, а в органах гостехнадзора, осуществляющего государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин.

Согласно Правилам допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)4 под самоходными машинами понимаются «тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства)».

Ранее основными критериями отнесения транспортного средства к числу механических транспортных средств выступали объем двигателя и конструктивно развиваемая скорость. По этому пути шла и судебная практика5.

Перечень механических транспортных средств увеличен

По сравнению со старой редакцией Постановления № 25 в настоящее время увеличен перечень механических транспортных средств, выступающих предметом преступлений, предусмотренных ст. 264 и 264.1 УК РФ. В частности, Пленумом ВС РФ исключено указание на то, что к механическим транспортным средствам не относятся мопеды, мокики и другие транспортные средства с определенными техническими характеристиками (п. 2).

Поэтому защитнику-адвокату, участвующему по делам данной категории, необходимо разбираться в технических характеристиках того или иного транспортного средства.

Так, согласно п. 1.2 ПДД РФ «мопед» – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Понятие квадрицикла раскрыто в Решении Комиссии Таможенного союза6. К этой категории L–мототранспортные средства, помимо квадрициклов, относятся также: мопеды, мотовелосипеды, мокики, мотоциклы, мотороллеры, трициклы.

Скутеры наравне с мотороллерами и мопедами входят в отдельную категорию мотоциклов (ОК 034–2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст; ОК 013–2014 (СНС 2008), принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст).

Вместе с тем, в отличие от мотоциклов, относящихся к категории «А», скутеры (вместе с мопедами и легкими квадрициклами) относятся к категории «М» (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ; приложение № 10 к приказу Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408; приложение к письму Минобрнауки России от 1 августа 2014 г. № АК‑2131/06).

Для управления транспортным средством категории «М» необходимо иметь водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090).

Это дает основание полагать, что иные транспортные средства, технические характеристики которых соответствуют техническим характеристикам перечисленных средств передвижения, также должны быть включены в предмет преступления, предусмотренного ст. 264 и 264.1 УК РФ.

Отличие квадрициклов от квадроциклов

Квадрициклы следует отличать от квадроциклов (мотовездеходов), под которыми в соответствии с ГОСТом Р 52008–2003 понимаются мототранспортные внедорожные четырехколесные транспортные средства с шинами, внутреннее давление которых не более 6,9 кПа, имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для передвижения только одного человека (водителя) вне дорог общего пользования. Рабочий объем двигателя квадроциклов (мотовездеходов) менее 50 куб. см.

Однако следует учитывать, что квадроцикл обладает повышенной проходимостью, возможностью перевозки грузов и буксировки прицепа или оборудования7.

Квадроцикл (снегоболотоход, мотовездеход) является самоходной машиной, управление которой допускается при наличии удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), подтверждающего наличие специального права подкатегории «А 1»8. Учитывая вышеизложенное, квадроцикл также следует признавать предметом преступления, предусмотренного ст. 264 и 264.1 УК РФ.

Однако судебная практика в этом вопросе довольно противоречива. Можно привести примеры. Ф. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, при следующих обстоятельствах.

Ф., не имея удостоверения тракториста-машиниста, дающего право управления внедорожными мототранспортными средствами, управлял технически исправным мотовездеходом без регистрационного знака и, двигаясь по правой полосе движения, не справился с управлением транспортным средством, после чего выехал в кювет, где допустил опрокидывание мотовездехода. В результате чего пассажиру мотовездехода был причинен тяжкий вред здоровью9.

По этому вопросу имеется и другое мнение.

Исходя из понятия транспортного средства, сформулированного в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ применительно к статьям гл. 12 КоАП РФ, водители квадроциклов не могут быть привлечены даже к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения. В частности, они не могут быть подвергнуты административному наказанию по ч. 1 ст. 12.8 или ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ10.

Это мнение основано на решении ВС РФ по делу Д., согласно которому квадроцикл, по смыслу п. 1 примечания к ст. 12.1 КоАП РФ, не относится к числу транспортных средств, поскольку рабочий объем его двигателя менее 50 куб. см.11

Однако следует учесть, что данное судебное решение было вынесено до изменений, которые были внесены в 2016 г. в Постановление № 25, в котором теперь дано более широкое понятие – «механическое транспортное средство».

Инновационные средства передвижения

С учетом сказанного особый интерес и определенную сложность представляет квалификация деяния, когда лицо управляет такими инновационными средствами передвижения, как гироскутер, моноколесо, сегвей, трициклопод, электроскейты, электроскейтборды, электросамокаты и т.п.

В юридической литературе было высказано мнение, что перечисленные технические средства не относятся к предмету преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, так как они являются индивидуальными средствами передвижения и не предназначены для движения по дорогам. Лица, управляющие ими, приравниваются к пешеходам, как и лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, и при наличии к тому оснований должны нести ответственность соответственно по ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ (ч. 3 п. 2 Постановления № 25)12.

Применительно к гироскутеру, моноколесу, сегвею, трициклоподу, электроскейту, электроскейтборду, электросамокату в ПДД отсутствуют специальные нормы, регламентирующие их использование. Поэтому на практике для решения вопроса о том, подлежит ли лицо, управляющее этими техническими средствами, ответственности, заинтересованные лица представляют суду письменные документы (в том числе заключения, подготовленные лицами, обладающими специальными познаниями), привлекают к участию в деле лиц, обладающих специальными познаниями (например, экспертов) или ходатайствуют о назначении судебно-технической экспертизы.

В качестве примера может быть приведено дело Р., согласно которому представленные в материалы дела письменное исследование, подготовленное экспертом отдела специальных экспертиз полиции, а также руководство пользователя на это транспортное средство позволили суду идентифицировать электросамокат как мопед13. А с учетом изменений в Постановлении № 25 мопеды относятся к механическим транспортным средствам, указанным в ст. 264 и 264.1 УК РФ.

Однако судебная практика по этому вопросу довольно противоречива. В частности, к транспортным средствам суды относят минимотоцикл (питбайк)14, скутер15, а мотовездеход (квадроцикл) к таковым не относят16.

Таким образом, с учетом произошедших изменений в законодательстве и примеров из судебной практики следует признать, что под термином «другие механические транспортные средства» в ст. 264 и 264.1 УК РФ понимаются не все механические транспортные средства, а лишь те из них, которые:

а) имеют паспорт транспортного средства и подлежат государственной регистрации в органах ГИБДД;

б) имеют паспорт самоходной машины и подлежат государственной регистрации в органах гостехнадзора;

в) на управление в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право17.

Однако, как показывает судебная практика, в пограничных случаях для определения «другие механические транспортные средства» в ст. 264 и 264.1 УК РФ суды используют заключение специалистов или проводят автотехническую экспертизу.

* * *

Итак, можно сделать следующие выводы.

1. Под механическими транспортными средствами в ст. 264 и 264.1 УК РФ понимаются автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадроциклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.

2. Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина». Последний полностью входит в содержание первого.

3. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, приводимое в движение двигателем18.

4. Мопеды, скутеры и квадроциклы охватываются понятием «механическое транспортное средство». С 5 ноября 2013 г. на управление мопедом (скутером) требуется водительское удостоверение категории «М» либо любой из категорий «А, В, С, Д». К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики. По этому пути идет и судебная практика19.

5. Применительно к ст. 264, 264.1 УК РФ любая самоходная машина считается механическим транспортным средством20.

6. Самоходными машинами признаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт21.


1 Постановление Пленума ВС РФ от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

2 Статья 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

3 Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий».

4 Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)».

5 См., например, кассационное определение Тульского областного суда от 14 ноября 2012 г., дело № 22–2302.

6 Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»).

7 Зеер В.А., Жарков И.С., Сорокин А.А. Транспортное средство особо малого класса повышенной проходимости // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2011. № 3 (54). С. 47.

8 См. указанное выше постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 796.

9 Приговор Мытищинского городского суда от 13 февраля 2017 г. // http://sudact.ru/

10 Панкова О.В. Правонарушения в области дорожного движения: судебная практика применения КоАП РФ // СПС «КонсультантПлюс», 2014.

11 Постановление ВС РФ от 28 марта 2013 г. по делу № 46- АД13–3.

12 Аюпова Г.Ш., Макеева И.С. Особенности квалификации нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, обусловленные признаками предмета // Уголовное право. 2019. № 1. С. 4–8.

13 Пример взят из статьи: Бурова И.Л., Рудов М.В. О некоторых проблемах правового регулирования новых видов транспортных средств с электродвигателем // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 2. С. 84–93.

14 Постановление ВС РФ от 22 июля 2019 г. по делу № 11-АД19–17.

15 Постановления Московского городского суда от 30 августа 2016 г. по делу № 4а‑4166/2016; ВС РФ от 27 ноября 2017 г. по делу № 81-АД17–28.

16 Постановление Пермского краевого суда от 24 августа 2017 г. по делу № 44а‑1066/2017.

17 Более подробно обзор других точек зрения по этому вопросу см.: Ищенко Е.П., Корма В.Д., Чучаев А.И., Эминов Е.В. Расследование и предупреждение дорожно-транспортных происшествий, крушений железнодорожного транспорта и авиационных катастроф. М., 2014; Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: монография. М.: Проспект, 2018. 256 с.

18 Определение СК по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2020 г. по делу № 7У‑7252/2020 (77–979/2020).

19 Обзор судебной практики Пензенского областного суда «Практика рассмотрения судами Пензенской области уголовных дел, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

20 Определение СК по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2020 г. по делу № 7У‑7252/2020 (77–979/2020).

21 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2020 г. № 1503 п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 796 с 28 сентября 2021 г. изложен в новой редакции, согласно которой к самоходным машинам отнесены коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства.