23.03.20. Нецелевое использование субсидии. АГ.

Нецелевое использование субсидии

На вопрос читателя «АГ отвечает эксперт службы Правового консалтинга «ГАРАНТ»
Дурнова Татьяна

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Материал выпуска № 5 (310) 1-15 марта 2020 года.

Подведомственное учреждение заключило государственный контракт на юридические услуги с адвокатским кабинетом. В техническом задании прописан порядок оказания услуг: ежедневно в рабочие дни в объеме, требуемом заказчиком, но не более 40 часов в неделю. В госконтракте прописан перечень услуг: консультации, составление заявлений, жалоб, участие в судопроизводстве и т. д. Отчетным периодом является календарный месяц. Срок действия контракта – с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. Ежемесячно обеими сторонами подписывается акт об оказании правовых услуг. Расходы осуществлялись за счет субсидии на выполнение задания. Правомерно ли оплачивать такие услуги, если объем оказанных услуг в акте не конкретизирован?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если в документе контрагента отсутствовали обязательные реквизиты, предусмотренные действующим законодательством, а также условиями заключенного договора, в частности фактический объем оказанных услуг, такой документ уже не отвечает критериям первичного учетного документа и не может быть принят к бухгалтерскому учету. В такой ситуации речь может идти о документально не подтвержденных расходах и, соответственно, о нецелевом использовании средств субсидии.

Обоснование вывода:

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ; п. 20 СГС «Концептуальные основы»).

Обратите внимание, что формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом № 52н, обязательны к применению только организациями бюджетной сферы.

Так, согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством, должны оформляться первичные документы:

  • создаваемые непосредственно в учреждении;
  • поступающие в учреждение из иных организаций бюджетной сферы.

Организации, не входящие в бюджетную сферу, а также индивидуальные предприниматели по общему правилу вправе:

  • самостоятельно разрабатывать формы всех применяемых первичных документов;
  • полностью или выборочно использовать унифицированные формы.

Таким образом, учреждения обязаны принимать от организаций небюджетной сферы и ИП документы, составленные без использования унифицированных форм, в том числе универсальные передаточные документы (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 30 марта 2015 г. №№ 02–03–09/17449, 07–04–05/05–196).

Отметим, что форма первичного документа может быть разработана самостоятельно и предусмотрена договором (см., например, письмо Минфина России от 11 декабря 2014 г. № 02–06–05/64022). В этом случае обязанность представлять учетные документы, форма которых предусмотрена условиями договора, является неотъемлемой его частью.

В любом случае формы первичных документов, определяемые руководителем экономического субъекта, обязательно должны содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ и п. 25 СГС «Концептуальные основы». При этом одним из обязательных реквизитов первичного учетного документа является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.

Вместе с тем к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом предполагается их надлежащее составление лицами, ответственными за их оформление (п. 23 СГС «Концептуальные основы»). Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Следует отметить, что лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшее первичный учетный документ, обеспечивает:

  • его своевременное и качественное оформление;
  • его передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете;
  • достоверность содержащихся в нем данных.

При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (п. 24 СГС «Концептуальные основы»).

Соответственно, если при осуществлении приемки оказанных услуг количественных и (или) качественных расхождений выявлено не было, документы контрагента были приняты и подписаны ответственными лицами без разногласий, а также данные документы содержат все необходимые реквизиты, у бухгалтера нет оснований не принимать к учету такие документы.

В ином случае, если в документе контрагента отсутствовали обязательные реквизиты, предусмотренные действующим законодательством, а также условиями заключенного договора, в частности фактический объем оказанных услуг, такой документ уже не отвечает критериям первичного учетного документа и не может быть принят к бухгалтерскому учету. Кроме того, к бухгалтерскому учету не могли быть приняты документы, которые оформляли не имевшие места факты хозяйственной жизни, в частности, те документы, которые не отражали фактического объема оказанных услуг. В такой ситуации речь может идти о документально не подтвержденных расходах и, соответственно, о нецелевом использовании средств субсидии (см., к примеру, постановление Центрального райсуда г. Тольятти Самарской области от 23 ноября 2016 г. № 5–1058/2016).