23.03.20. Подвохи VIP-обслуживания. Сектору индивидуального обслуживания пока не хватает качества, комплексности и профессионализма. АГ.

Подвохи VIP-обслуживания

Сектору индивидуального обслуживания пока не хватает качества, комплексности и профессионализма
Редин Егор

Управляющий партнер юридической компании «Позиция Права»
Материал выпуска № 5 (310) 1-15 марта 2020 года.

В настоящем комментарии к статье Юлии Севастьяновой «Новые тенденции VIP-банкинга» (см.: «АГ». 2020. № 5 (310)) автор обращает внимание на то, какие могут быть последствия заманчивого предложения банка стать их VIP-клиентом, какие риски возникают для вкладчика в случае отзыва лицензии у банка, приводит пример, когда в рамках VIP-обслуживания банками не выполняются условия, прописанные в договоре.

В настоящее время ввиду огромной конкуренции и с целью привлечения и удержания клиентов большинство банков предлагают клиентам Premium Banking.

Ведущие российские банки, такие как Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк, МДМ-банк, а также финансовые и инвестиционные компании «Третий Рим», «Ренессанс капитал», «Альфа капитал» и др. в рамках private banking предлагают VIP-клиентам как классические банковские услуги, так и различные инвестиционные продукты, консультационные услуги, возможности финансового планирования и доверительного управления активами, брокерское обслуживание, ряд небанковских услуг.

В комментируемой статье рассмотрены споры по поводу качества привилегированных услуг, предоставляемых банковскими партнерами, споры по поводу правильности начисления бонусных баллов, по поводу недопуска к премиальному обслуживанию или введения ограничений при проведении платежей по «антиотмывочным» основаниям, по поводу законности рекламы привилегированных услуг, которые, без сомнения, необходимо учитывать, прежде чем заключать договор на VIP-обслуживание. Но нельзя оставить без внимания и самый простой риск потери денежных средств – потребностей представителей среднего класса.

Самым распространенным риском является потеря денежных средств свыше 1 400 000 руб. в погоне за обещанными процентами.

Рассмотрим такой пример – вам поступает заманчивое предложение от банка стать VIP-клиентом, разместить под высокий процент денежные средства в сумме не менее 1 млн руб. и воспользоваться широким спектром бесплатных услуг, включенных в VIP-сопровождение. Ознакомившись с условиями и проверив банк на прочность, вы вносите на вклад 2 млн руб. и получаете четко прописанный договор, который вы изучили вместе с юридически подкованным человеком и убедились, что подписываете именно договор банковского вклада, а не договор на «оказание услуг по управлению финансами» или «финансовое инвестирование» и получаете приходный кассовый ордер о внесении денежных средств. Все! Вы счастливы, что удачно разместили свои денежные средства, и некоторое время пользуетесь всеми благами, которые вам предложил банк. И в чем здесь может быть подвох, спросите вы? Разбираем ситуацию дальше.

ЦБ РФ отзывает лицензию у банка, в котором вы разместили свои денежные средства. Ситуация не из приятных, но вы спокойны и обращаетесь в Агентство страхования вкладов (АСВ), ведь ранее вы проверили – ваш банк включен в его списки.

После рассмотрения всех документов АСВ возвращает вам 1 400 000 руб., и вы обращаетесь в суд с целью вернуть еще 600 000 тыс. и проценты, которые так и не успели получить в банке. Суд вам откажет на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» – сумма страхового покрытия составляет 1 400 000 руб.

Последняя возможность вернуть ваши денежные средства – подать заявление о включении вас в реестр кредиторов и предъявить эти требования арбитражному управляющему. Он включает вас в третью очередь реестра кредиторов (по ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» – в порядке очереди после продажи имущества банка). Вот только первым в этой очереди стоит АСВ (которому нужно хотя бы частично «отбить» выплаченные компенсации и понесенные затраты на организацию выплат). Что-то еще осталось? Хорошо, теперь физические лица – обычные вкладчики могут получить то, что не покрыла страховка.

Российскому сектору индивидуального обслуживания пока не хватает качества, комплексности и профессионализма, что подтверждается следующими примерами:

– Оформив пробный период по VIP-сопровождению в одном из банков, клиент успешно пользовался программой предложенные два месяца, после окончания льготного периода ему предложили дальнейшее его сопровождение в качестве VIP-клиента за 2500 руб. в месяц. Клиент согласился, но при списании платежа банк списал сумму в два раза больше озвученной. Причина заключалась в том, что у клиента была еще одна карта данного банка, но оформленная в другом федеральном округе, и оказалось, что данный факт влияет на стоимость обслуживания.

– Персональный менеджер – это сотрудник банка, который всегда должен быть готов помочь VIP-клиенту решить все проблемы. Но выяснилось, что на практике он далеко не всегда может решить проблему владельца карты. Клиент, обратившись в отделение банка и отстояв очередь, узнает, что ему как VIP-клиенту, для того чтобы перевыпустить карту, необходимо обращаться именно в то отделение, где работает его персональный менеджер.

– Отправившись в путешествие, клиент не стал подключать дополнительное страхование, так как являлся VIP-клиентом одного из банков. На отдыхе он сломал руку. Потребовалась операция, так как это был перелом со смещением, и для дальнейшего лечения необходима была страховка. Когда клиент обратился в банк, его перенаправили к сервисному партнеру, с которым он в течение четырех дней вел телефонные переговоры и в итоге оплатил операцию за счет собственных средств. При обращении в банк в связи с данной ситуацией ему ответили, что травма по страховке не предполагала оперативного вмешательства.

Можно привести еще множество примеров, когда в рамках VIP-обслуживания банками не выполняются условия, прописанные в договоре.

Если вы сомневаетесь о необходимости подключения VIP-обслуживания, помните – обоснованные сомнения сберегут вам ваши денежные средства.