23.06.20. Депутаты предложили свой законопроект о защите жилищных прав детей жертв политических репрессий. АГ. НОВОСТИ.

Депутаты предложили свой законопроект о защите жилищных прав детей жертв политических репрессий

В отличие от ранее разработанных поправок Минстроя, новый законопроект предусматривает однократное обеспечение жертв политических репрессий жильем по прежнему месту жительства за счет средств федерального бюджета
Фотобанк Лори
По мнению одного из экспертов «АГ», поступивший в Госдуму законопроект полностью учитывает постановление Конституционного Суда и содержит ряд несомненных плюсов. Другая отметила, что депутатские поправки более реалистичны по сравнению с предложением Минстроя. Третья предположила, что на практике будут возникать вопросы, связанные с размером единовременной денежной выплаты.

17 июня в Госдуму поступил законопроект № 974290-7, разработанный в целях защиты жилищных прав детей жертв политических репрессий во исполнение Постановления Конституционного Суда № 39-П от 10 декабря 2019 г., его разработчиками выступили депутаты Госдумы Сергей Миронов и Галина Хованская.

Читайте также
Эксперты «АГ» проанализировали постановление КС о защите жилищных правах жертв политических репрессий
Опубликовано постановление, которым ряд положений законодательства признаны неконституционными как влекущие невозможность возмещения вреда в гарантированном государством объеме детям жертв политических репрессий
12 Декабря 2019 Новости

Напомним, в своем постановлении КС признал неконституционными ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий и ряд положений Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 об обеспечении права жителей столицы на получение жилья. Тогда Суд отметил, что применение норм, устанавливающих порядок и условия предоставления жилья отдельным категориям граждан (в частности, в Москве), к детям жертв политических репрессий влечет фактическую невозможность возмещения им вреда в гарантированном государством объеме, в том числе в части осуществления их жилищных прав.

Суд также постановил, что федеральному и региональным законодателям (в том числе законодательному органу российской столицы) надлежит незамедлительно внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. До этого лица, относящиеся к указанной категории граждан, принимаются на учет для обеспечения жильем без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.

27 апреля Минстрой России представил на общественное обсуждение законопроект, подготовленный во исполнение постановления КС. Поправки предусматривали новую редакцию ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий, которая признает право реабилитированных лиц, утративших жилье из-за репрессий, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до репрессий.

Согласно министерскому законопроекту в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жильем в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ, независимо от срока их проживания в соответствующей местности/месте жительства, имущественного положения и признания нуждающимися в жилье. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться в судебном порядке.

Читайте также
Подготовлен проект закона о защите жилищных прав детей жертв политических репрессий
Минстрой России представил поправки в ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий во исполнение постановления Конституционного Суда
29 Апреля 2020 Новости

Поправки Минстроя вызвали неоднозначную оценку у экспертов «АГ». Представитель трех заявительниц, добившихся вынесения постановления КС, Григорий Вайпан также крайне негативно оценил такой законопроект. «Он специально написан так, чтобы люди, которым государство когда-то причинило тяжкий вред, так и не получили никакого возмещения», – отметил тогда он. Григорий Вайпан также подчеркнул, что законопроект еще можно исправить, для этого нужно зарегистрироваться на портале госуслуг и оставить свои предложения по его содержанию.

В отличие от поправок Минстроя, предложенная в законопроекте депутатов новая редакция ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий, помимо прочего, предусматривает однократное обеспечение таких лиц жильем по прежнему месту жительства путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Расчет размера такой выплаты планируется осуществлять с учетом совместно проживающих с жертвами политических репрессий членов их семей.

Поправки предусматривают определение размера единовременной денежной выплаты исходя из размера нормативной площади жилого помещения и показателя средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении субъекта РФ, на территорию которого возвращаются жертвы политических репрессий. Отмечено, что единовременная денежная выплата будет предоставляться в срок не позднее одного года со дня подачи ее получателями соответствующего заявления в уполномоченный орган.

Ведущий эксперт Института права и публичной политики, доцент РГУП Ольга Кряжкова отметила, что поступивший в Госдуму законопроект полностью учитывает Постановление КС № 39-П. «Суть предложения Минстроя сводилась к тому, что реабилитированные по-прежнему должны ставиться на жилищный учет, но “независимо от срока их проживания в соответствующей местности и (или) места жительства, имущественного положения и признания нуждающимися в жилых помещениях”. Этого было явно недостаточно, чтобы гарантировать жертвам советских репрессий получение жилья, т.е. Реальное возмещение вреда от репрессий в полном объеме, на чем настаивал Конституционный Суд. После того, как законопроект Минстроя получил 131 “дизлайк” и 120 отрицательных отзывов на портале regulation.gov.ru, в него были внесены лишь косметические изменения», – отметила она.

По словам эксперта, плюсы законопроекта депутатов состоят в том, во-первых, что за реабилитированными ясно и недвусмысленно признается право быть обеспеченными жильем на прежнем месте жительства, а не просто постановка в очередь. «Во-вторых, предельно четко сформулировано корреспондирующее обязательство государства: предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья. В-третьих, определено, что расходы на это несет федеральный бюджет. В-четвертых, установлен срок получения выплаты –один год с момента подачи заявления», – пояснила она.

По словам Ольги Кряжковой, реализация проекта закона способна существенно улучшить положение реабилитированных, утративших жилье в связи с репрессиями: «Если законопроект будет принят, государство, наконец, начнет систематически выполнять то, что когда-то обещало жертвам тоталитарного произвола. Как говорится, лучше поздно, чем никогда».

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что законопроект депутатов Госдумы более реалистичен по сравнению с поправками Минстроя. «Самое главное, что в нем решается вопрос очередности и устанавливается срок, в пределах которого должна быть перечислена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Срок в один год является адекватным с учетом того временного промежутка, который разделяет события, связанные с репрессиями, и сегодняшний день. Более реальной также выглядит ситуация и с предоставляемой возможностью перевести в денежный эквивалент жилье, предоставляемое в натуре», – отметила она.

По мнению эксперта, предусмотренные законопроектом меры способны в некоторой степени восстановить права реабилитируемых лиц. «Одновременно с этим считаю, что эти меры являются исполнимыми и с точки зрения экономических ресурсов страны, так как лиц, ожидающих получения жилых помещений, осталось не так много, как было бы в случае, если бы подобные гарантии были бы обеспечены своевременно. Важным моментом также является учет количества совместно проживающих лиц, тем самым законодатель поддерживает институт семьи. Минимизируется также необходимость “вливания” дополнительных средств для покупки достаточного, с точки зрения соответствия нормоплощади, жилого помещения на одного члена семьи», – заключила Нарине Айрапетян.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что к предложенному ранее законопроекту Минстроя возникал вопрос в плане очередности обеспечения жертв политических репрессий жилыми помещениями. В новом проекте этот вопрос оказался решеным. Она подчеркнула важность того, что размер единовременной денежной выплаты не зависит от количества времени ожидания улучшения жилищных условий, так как этим и гарантируется внеочередное улучшение жилищных условий.

«Несмотря на то что в законопроекте нет прямого указания на то, что право на обеспечение жилым помещением не зависит от срока проживания, обеспеченности жильем, имущественного положения, – думается, что исходя из логики Конституционного Суда РФ такие условия применяться не будут. Однако на практике будут возникать вопросы, связанные с размером единовременной денежной выплаты, как это стандартно происходит с лицами, состоящими на жилищном учете Москвы по иным основаниям», – предположила Анна Минушкина.

Редакция «АГ» направила запрос в пресс-службу Минстроя России, однако оперативно получить комментарий ведомства не удалось.