25.08.20. Транспортный налог предлагается отменить. АэГ. НОВОСТИ.

Транспортный налог предлагается отменить

По мнению разработчика проекта поправок в НК, замена транспортного налога акцизом приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры

24 Августа 2020

Фотобанк Freepik

Одна из адвокатов полагает, что всплеск обсуждения возможности отмены транспортного налога может в очередной раз привести лишь к повышению стоимости топлива. По мнению другого, законопроект вряд ли будет принят, но заслуживает внимания, поскольку обращается к принципам экономической обоснованности налога и справедливости налогообложения.

20 августа депутат Андрей Барышев внес в Госдуму проект поправок в НК РФ в связи с отменой транспортного налога (законопроект № 1010832-7).

В пояснительной записке отмечается, что ранее Президент РФ и представители общественности неоднократно высказывали идею отказаться от транспортного налога в пользу возмещения выпадающих доходов за счет акцизов на топливо. «Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», – подчеркивается в документе.

Там же поясняется, что в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и ее последствиями часть населения значительно меньше использует транспортные средства. В связи с этим отмена транспортного налога может рассматриваться как существенная мера поддержки таких граждан.

Проектом предлагается признать утратившими силу п. 3 ст. 14, абз. 17–19 п. 7 ст. 346.35, а также гл. 28 НК.

«С учетом относительно невысокой собираемости транспортного налога и производившейся индексации размеров акциза на топливо отмена транспортного налога является конструктивной мерой, призванной более справедливо распределить бремя финансирования расходов на строительство и ремонт дорог, исключить избыточное налогообложение отдельных категорий граждан, стимулировать к приобретению более экологичных транспортных средств», – отмечается в пояснительной записке к проекту поправок.

Адвокат АП г. Москвы Марина Дарьина в комментарии «АГ» заметила, что отмена транспортного налога обсуждается уже давно. «Такие предложения выдвигались и в Госдуме, и в правительстве, но налог так и не был отменен. Несколько лет назад были предприняты реальные шаги для его отмены – существенно повышены цены на бензин. Но после этого про отмену налога попросту забыли», – пояснила она.

Эксперт добавила, что в настоящее время налогоплательщики фактически подвергаются двойному налогообложению: платят и транспортный налог, и ранее повышенный акциз на бензин. По сути, оба платежа связаны с одним и тем же объектом – автомобилем. Предложенные поправки ликвидируют двойное налогообложение, но полагаться на то, что законопроект с высокой долей вероятности будет принят, по мнению Марины Дарьиной, не стоит. Всплеск обсуждения возможности отмены транспортного налога может в очередной раз привести лишь к повышению стоимости бензина, считает адвокат.

Кроме того, подчеркнула она, необходимо учитывать, что транспортный налог – региональный, а акциз пополняет федеральный бюджет. «Транспортный налог обладает высоким коэффициентом собираемости. В случае отмены этого платежа образовавшуюся “брешь” придется пополнять за счет других источников, в том числе акцизов из федерального бюджета, что в конечном итоге приведет к существенному увеличению стоимости бензина», – полагает Марина Дарьина.

Адвокат, партнер КА г. Москвы № 5 Вячеслав Голенев также считает, что уплата транспортного налога порождает двойное налогообложение. Но заключается оно, по его мнению, несколько в другом – в том, что параллельно существует обязанность вносить платежи в систему «Платон». Отметим, что эта система создана для возмещения вреда, который причиняет автомобильным дорогам транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

По мнению эксперта, законопроект вряд ли будет принят, но заслуживает внимания тем, что обращается к принципам экономической обоснованности налога и справедливости налогообложения. «Я возражаю против высказываний властей о том, что, дескать, отмена транспортного налога приведет к падению доходов региональных бюджетов. Высвобождение средств от обложения налогом приведет к росту экономической активности, что благотворно скажется на всей налоговой базе – как федеральной, так и региональной», – заключил Вячеслав Голенев.

Екатерина Коробка