26.08.20. Минюст предлагает расширить полномочия следователей СКР по делам несовершеннолетних. АГ. НОВОСТИ.

Минюст предлагает расширить полномочия следователей СКР по делам несовершеннолетних

К их подследственности могут быть также отнесены дела по преступлениям небольшой и средней тяжести, связанным с оставлением в опасности, неисполнением обязанностей по воспитанию и вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных деяний

25 Августа 2020

Фотобанк Лори

В целом оценив проект положительно, эксперты добавили, что в случае его принятия при применении на практике могут возникнуть вопросы. Кроме того, по мнению одного из экспертов, возложение на следователей дополнительных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести увеличит нагрузку на них и в перспективе потребует расширения штата. Другой отметил, что необходимо учитывать позицию ВС РФ, чтобы избежать ошибок, связанных с неправильной квалификацией содеянного и неверным определением подследственности.

Минюст представил для общественного обсуждения проект поправки в ст. 151 УПК РФ, предоставляющий следователям СКР право производства предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 125, 151 и 156 УК РФ, в случае их выявления в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Кроме того, к их подследственности планируется отнести дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления в случае выявления данного факта в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором.

В пояснительной записке указывается, что в ходе расследования тяжкихи особо тяжких преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, следователями СК РФ зачастую выявляются иные преступления небольшой и средней тяжести, которые подследственны им только по решению прокурора. К таковым относятся преступления, предусмотренные ст. 125 («Оставление в опасности»), ст. 151 («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий») и ст. 156 («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего») УК.

Отмечается, что в ряде случаев преступления, предусмотренные ст. 150 («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления») УК, выявляются следователями СКР в связи с расследованием переданных по решению прокурора уголовных дел о преступлениях, не отнесенных к их подследственности, поэтому производство ими предварительного следствия по делам об этих преступлениях также требует соответствующего решения прокурора.

Согласно статистическим данным, приведенным в пояснительной записке, количество принятых следственными органами СКР решений о передаче по подследственности сообщений об указанных преступлениях в 2017 г. составило 1051 (66,2% от общего числа рассмотренных сообщений), в 2018 г. – 1137 (67,7%), а в I квартале 2019 г. – 313, или 66,3% от общего числа (за I квартал 2018 г. – 247, или 62,5%).

По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит усилить защиту несовершеннолетних потерпевших, особенно в случаях совершения общественно опасных деяний лицами, обязанными заботиться о них, воспитывать, осуществлять надзор, а также предотвратит дальнейшее травмирование и виктимизацию личности потерпевшего.

Комментируя «АГ» законопроект, частнопрактикующий юрист Кирилл Кравченко отметил, что детальному регулированию вопроса о том, какие преступления могут быть расследованы органом, выявившим соответствующее преступление, посвящена ч. 5 ст. 151 УПК. «В этой норме перечень преступлений является закрытым, и на первый взгляд может показаться, что предложенный проект содержит внутреннее противоречие, поскольку новелла не учитывает положения ч. 5 ст. 151 УПК. Однако необходимо понимать, что такой законодательный ход предпринят, во-первых, в целях упрощения производства предварительного расследования, когда несколько дел объединены в одно, чтобы следователь, осуществлявший производство изначально и более детально знакомый с материалами уголовного дела, не передавал часть расследования дела в другой следственный орган, а во-вторых, чтобы повысить статистику раскрываемости уголовных дел именно СКР», – предположил он.

Кроме того, добавил эксперт, в силу абз. 4 п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 150 и 151 УК, являются оконченными с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление или после совершения хотя бы одного из антиобщественных действий, предусмотренных диспозицией ч. 1 ст. 151 УК (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством).

«На мой взгляд, практике необходимо учитывать данное разъяснение ВС, чтобы избежать ошибок, связанных с неправильной квалификацией содеянного и, соответственно, неверным определением подследственности», – резюмировал Кирилл Кравченко

Адвокат АК «Рязанцев Лигал Групп» Александр Рязанцев отметил, что цель законодательной инициативы – не «разрывать» между разными следственными органами взаимосвязанные обстоятельства: согласно подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК органы СКР расследуют дела о тяжких или особо тяжких преступлениях в отношении несовершеннолетних либо совершенных несовершеннолетними. Помимо этого, на следственный орган возлагается задача выявить и дать правовую оценку обстоятельствам, способствующим совершению преступления. Так, выявленные в ходе следствия противоправные действия (бездействие) родителей, педагогов и иных лиц, связанные с основным преступлением, но не подследственные СКР, поскольку относятся к категориям небольшой и средней тяжести, передаются по подследственности в другой орган, хотя, безусловно, эффективнее все эти преступления расследовать в одном деле.

«Вместе с тем при этом не согласен с доводами, приведенными в пояснительной записке, о том, что данный законопроект не повлечет финансовых последствий. Возложение на следователей дополнительных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, безусловно, увеличит нагрузку на них – следовательно, в перспективе потребует расширения штата», – полагает Александр Рязанцев.

Кроме того, указал он, законопроект содержит ряд недостатков юридической техники. Например, ч. 3 ст. 151 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, совершенное с применением насилия или угрозой его применения) УК является тяжким преступлением и может посягать на законные интересы несовершеннолетнего, в связи с чем оно и так будет подследственно СКР согласно подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК. «Таким образом, на мой взгляд, лучше дополнить предлагаемую новеллу следующим образом: “˂…˃ если данные дела не относятся к подследственности следователей СК РФ согласно подп. “а–г” п. 1 ч. 2 ст. 151 УК РФ”», – резюмировал адвокат.

Марина Нагорная