30.04.20. Транспарентность. Источник — журнал Корпоративный юрист, № 4 Апрель 2020годаю

Транспарентность

Состояние информативности в отношениях между субъектами. Слово образовано от англ. transparency и означает открытость, честность, прозрачность. Сейчас термин применяют в отношении происходящих процессов как во всем государстве, так и в правосудии. Кроме того, этим словом обозначают особую информационную политику корпораций.

 Часто транспарентность используют как характеристику деятельности организации или политических деятелей, а также индикатор уровня развития демократии в стране. Этот критерий формирует уровень доверия, и сейчас он реальный фактор инвестиционной политики разных стран, который влияет на доступ компаний к капиталу. В основном термин используют в общественно-политическом лексиконе и в юридической науке, чтобы обозначить открытость, общедоступность и гласность информации, которая касается правовых актов, административных правил и обычаев, судебных решений и процедур. Сейчас существует множество инструментов для раскрытия информации. К ним относят: телевидение, радио, печатные и электронные СМИ, интернет-сайты, собственные печатные и электронные издания и прямое взаимодействие.

Идея

Во все времена людям для выживания была необходима достоверная информация о состоянии окружающего мира, о факторах объективной реальности. Однако для сохранения привилегированного положения правящая элита обычно пытается ограничивать круг сведений, которые могут свободно циркулировать в обществе. Впервые идею транспарентности закрепили в законодательстве Швеции в 1766 году. Граждане получили право на поиск и получение информации о деятельности властных органов и доступ к официальным документам, включая те, которые ранее считались секретными. Спустя два столетия правительство США последовало данному примеру и в 1966 году приняло закон о свободе информации. В последующем подобный подход распространялся по миру достаточно медленно. В России свободу информации гарантирует Конституция и федеральное законодательство (федеральные законы от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Выделяют несколько видов транспарентности. Наиболее известный — правительственная как ключевой инструмент для борьбы с коррупцией. Следующий вид — коммерческая как инструмент влияния на потребителей — на частные фирмы и корпорации. В последнее время формируется еще один вид транспарентности — социально-ответственная, которая направлена на раскрытие информации о социальной деятельности компании, например, влияние продукта на экологию.

Влияние прогресса

Информационные технологии расширили возможности граждан для доступа к информации. Еще 20 лет назад все налоговые и имущественные реестры казались научной фантастикой, а найти конечного владельца офшора было почти невозможно. Сегодня же парой кликов можно все это найти и даже обнародовать в интернете. Однако современные медиаинструменты научились использовать эффект транспарентности для манипуляций. Например, чтобы сформировать нужное мнение, публикуют материалы на любую тему не сразу, а постепенно. Так порой создаются нужные образы человека, явления или продукции. Кроме того, два свидетеля одной и той же ситуации могут судить о ней по-разному. В результате определенный факт становится результатом объяснения, интерпретации, рефлексии.

304
ГОД ДО Н. Э.
58
ГОД Н. Э.
Гней Флавий обнародовал календарь с судебными и несудебными днями, а также формы исков и толкований норм и обычаев. Тем самым он нарушил монополию жрецов-понтификов, которые держали эти сведения в тайне и выдавали их за плату. Император Нерон издал указ, которым обязал власть открыто публиковать для граждан законы против откупщиков. Ранее их хранили в тайне. Таким образом, он пытался оградить население от произвола и вымогательства сборщиков податей.
1766
ГОД
2020
ГОД
Появились первые нормы о праве на поиск и получение информации. В Швеции приняли Закон «О свободе слова и печати». В России это право появилось только в 1990 году, в Законе «О печати и других средствах массовой информации». В Правительстве продолжают рассматривать законопроект «О публичной нефинансовой отчетности». В частности, компании должны будут раскрывать сведения о результатах деятельности в части экологии и предупреждения коррупции (regulation.gov.ru).