О правах адвокатских образований-арендаторов помещений

Новая адвокатская газета

АДВОКАТЫ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Федеральная антимонопольная служба подтвердила право адвокатских образований на льготную оплату арендуемых помещений

Как мы сообщили   06 (047), 24 декабря 2008 г. Федеральная палата адвокатов направила в Федеральную антимонопольную службу письмо с просьбой рассмотреть вопрос о возможности аренды муниципальных и государственных помещений адвокатскими образованиями на внеконкурсной основе.

Ответ ФАС дает адвокатским образованиям основаниям возможность рассчитывать на льготный порядок заключения и пролонгации договоров аренды помещений.

Федеральная антимонопольная служба

(ФАС России)

10 марта 2009 г.                                            АЦ/6053

О даче разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции»

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела Ваше обращение по вопросам применения ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г.   135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в части заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и сообщает.

1. Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее также договоры), в соответствии с Законом о защите конкуренции возможно следующими способами:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

2) без проведения торгов, в случаях, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, в том числе в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном гл. 5 Закона о защите конкуренции.

Исчерпывающий перечень целей предоставления государственной или муниципальной помощи содержится в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции.

Статьей 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г.   62-ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон   63-ФЗ) установлены формы адвокатских образований, в частности: коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

В соответствии с Законом   63-ФЗ коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация являются некоммерческими организациями.

В соответствии со ст. 3 Закона о защите конкуренции действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Таким образом, действие ст. 17.1 и 19 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход, то есть не являются хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем, поскольку в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую доход, действие ст. 17.1 и 19 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи заключения данных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую доход.

Таким образом, если в период владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, не имеющей статуса хозяйствующего субъекта, организация начнет осуществлять деятельность, приносящую ей доход, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, который принял решение о передаче организации государственного или муниципального имущества, должен принять меры по прекращению использования данного имущества и по его возврату в целях предоставления такого имущества в соответствии с Законом о защите конкуренции на торгах или с предварительным согласованием с антимонопольным органом в порядке, установленном гл. 5 Закона о защите конкуренции.

При этом ст. 17.1 и 19 Закона о защите конкуренции также применяются в случаях, когда некоммерческие организации, являющиеся хозяйствующими субъектами, осуществляют деятельность, приносящую доход, без использования предоставленного государственного или муниципального имущества.

Таким образом, передача государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование некоммерческим организациям, в том числе коллегиям адвокатов, адвокатским бюро и юридическим консультациям в случае, если они не осуществляют деятельность, приносящую им доход и не будут ее осуществлять после получения данного имущества, возможна без проведения торгов, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

ФАС России также сообщает, что 13 февраля 2009 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ Федерации в первом чтении принят законопроект   144206-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»» (далее — законопроект   144206-5), согласно которому исчерпывающий перечень целей предоставления государственной или муниципальной помощи, содержащийся в ст. 19 Закона о защите конкуренции, предлагается дополнить целью оказания экономической поддержки некоммерческим организациям, в частности, для достижения образовательных целей, оказания юридической помощи, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта.

В соответствии с п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором. Закон о защите конкуренции, в том числе ст. 17.1, предусматривает особый порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а именно по результатам торгов.

При этом ст. 621 Гражданского кодекса РФ устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество.

Таким образом, положения ст. 621 Гражданского кодекса РФ не являются исключением, предусмотренным п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, преимущественное право арендатора может быть реализовано при проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества.

Так, например, при проведении конкурса арендатор, в случае одновременного предложения им и другим участником (участниками) равных лучших условий по конкурсу (т.е. при прочих равных условиях), признается победителем и с ним заключается договор аренды на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. В случае если кто-либо из участников конкурса предложит условия лучшие, чем арендатор, то договор аренды заключается с лицом, предложившим наилучшие условия.

Дополнительно ФАС России сообщает, что разъяснения по вопросам применения ст. 17.1 Закона о защите конкуренции размещены на официальном сайте федерального антимонопольного органа в сети «Интернет»

Статс-секретарь —

заместитель руководителя

Федеральной антимонопольной службы

А.Ю. Цариковский

Руководителям адвокатских образований

ИНФОРМАЦИЯ

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.                                             В связи с этим в ходе применения нового Закона стали возникать многочисленные вопросы о толковании его отдельных положений, о подходах антимонопольного органа к системному толкованию различных законодательных норм, в том числе во взаимосвязи с отраслевым законодательством.                                                                                                     ФАС России, руководствуясь пунктами 5 и 9 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» дал разъяснения по отдельным вопросам его применения.                                                                                                         ФАС обращает внимание, что значительная часть разъяснений посвящена новым институтам в антимонопольном законодательстве, практика применения которых в условиях действительной правовой и экономической системы в настоящее время не сложилась. В связи с этим, в случае возникновения необходимости корректировки подходов антимонопольных органов к оценке отдельных положений Закона, в том числе во взаимосвязи с иными правовыми актами, ФАС России начиная с 7 февраля 2007 года размещает разъяснения — на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы.

В том числе, ФАС России дал разъяснения по применению статьи 17.1- «Об особенностях порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества» Федерального закона от 26.07.2006  135-ФЗ «О защите конкуренции», где, в пункте 7 этих разъяснений говорится о передаче государственного и (или) муниципального имущества во владение и (или) пользование физическим лицам и некоммерческим организациям, не являющимся хозяйствующими субъектами.

ФАС России разъясняет:  «В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Таким образом, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Передача государственного или муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, осуществляется без проведения торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

При этом действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче государственного и (или) муниципального имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступает физическое лицо — индивидуальный предприниматель, в случае если им осуществляется деятельность, приносящая доход.

Действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции также не распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход — предпринимательскую деятельность, то есть не являются хозяйствующими субъектами.»

В соответствии с данным разъяснением, сделанным ФАС России, заключение договоров аренды с адвокатскими образованиями осуществляется без проведения торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, и без предварительного согласования с антимонопольным органом, так как адвокатская деятельность не является предпринимательской, о чем прямо указано в п.2 ст.1. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатские образования не осуществляют деятельность, приносящую им доход — предпринимательскую деятельность, то есть не являются хозяйствующими субъектами.

Совет Адвокатской

палаты г.Москвы