В случае досмотра, прочтения и изъятия переписки адвоката (защитника) с подзащитным, содержащимся под стражей или отбывающим наказание, рекомендуется составить жалобу в суд в порядке гражданского производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, следующего содержания:
В районный (городской) суд
———— города (области, края, республики)
Заявитель (адвокат): ФИО,
регистрационный № —————- —
в реестре адвокатов ———————.
Заинтересованные лица: 1. Администрация УИС
(полное наименование и адрес
учреждения исполнительной
системы);
Адвокатская палата
(указать наименование
субъекта РФ и адрес
адвокатской палаты).
ЖАЛОБА
на незаконные действия администрации УИС
(органа государственной власти).
« » числа мною было заключено соглашение на защиту интересов ——— (ФИО), находящегося в ———- (наименование учреждения исполнительной системы), обвиняемого (осуждённого) по ———, по данному делу был представлен ордер ————— (указать адвокатское образование, номер и его дату).
« » числа в ——- часов в вашем изоляторе (учреждении исполнения наказания) у меня были досмотрены, прочитаны и изъяты документы, содержащиеся в личной переписке меня как адвоката с подзащитным ———— (ФИО), находящимся в ————- (наименование УИС), обвиняемым (осуждённым) по ч. —— ст.——- УК РФ, числящимся за ——- (следственным или судебным органом). Данные документы у меня были изъяты работником (работниками) администрации УИС без предъявления какого – либо постановления и без всякого объяснения причин. Фактически имело место проведение обыска.
Указанные действия являются незаконными, мне были созданы препятствия к осуществлению профессиональных обязанностей как адвоката (защитника) и реализации в связи этим моих профессиональных прав и свобод, закреплённых как в законодательстве РФ, так и в международных правовых актах.
Согласно ст. 18 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 г. № 63 – ФЗ запрещается вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством или препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом. Значение этого положения заключается в том, что никто не может препятствовать адвокату в осуществлении адвокатской деятельности и выяснять характер его отношений с клиентом. Вмешательство в адвокатскую деятельность означает самовольное, без согласия адвоката и его доверителя, участие в отношениях, связанных с оказанием юридической помощи. Препятствование адвокатской деятельности — это действия (бездействие) лица, направленные на создание каких – либо помех, ограничивающих указанную деятельность.
В ч. 3 ст. 18 данного закона также содержится правило, в соответствии с которым истребование от адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается, что и является существенной гарантией независимости адвокатов. Данное правило обусловлено требованием сохранения адвокатской тайны, закрепленной в ст. 8 Федеральном Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». К числу таких сведений, которые не допускается досматривать, подвергать цензуре или изымать, относится переписка защитника с обвиняемым (осуждённым).
Российское законодательство по вопросу сохранения тайны переписки между защитником (адвокатом) и его клиентом представляет собой целую систему, выраженную в следующих нормативно – правовых актах: ст. 23 — 24 Конституции РФ; ст. 13 УПК РФ, в которой декларируется, что ограничение права гражданина на тайну переписки допустимо лишь на основании судебного решения; ст. 8, 18 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 г. № 63 – ФЗ; Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188, утверждающий перечень сведений конфиденциального характера, к ним в пункте 4 отнесены сведения, составляющие адвокатскую тайну; Приказ Министерства юстиции РФ от 26.12.2006 г. № 383 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осуждённых и лиц, содержащихся под стражей» (зарегистрирован в Минюсте 17.01.2007 г. № 8761), в пункте 17 которого устанавливается, что переписка осуждённых с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит. Согласно пункту 25 Приказа (в случае, если обвиняемый (осуждённый) обращается в письменной форме в различные органы, в том числе и к адвокату) с момента приёма письменных обращений и до отправки, а также с момента поступления и до вручения адресату поступившей корреспонденции администрация УИС несёт ответственность за его сохранность и обеспечивает тайну переписки.
Поскольку ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы, досмотр, прочтение и изъятие переписки защитника и подзащитного относятся к нарушению норм международного права.
Конфиденциальность отношений адвоката с клиентом, в том числе конфиденциальность переписки между адвокатом и его подзащитным, являются необходимой составляющей права на получение квалифицированной юридической помощи как одного из основных прав человека, закреплённых такими международно – правовыми актами как Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4.11. 1950 г. (ст. 5- 6, ст. 8); Международным пактом о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. (ст. 14); Основными положениями о роли адвокатов, принятыми Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г., в которых устанавливается, что национальное правительство должно признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей. Кодекс поведения для юристов в Европейском Сообществе, принятый 28.10.1998 г. Советом коллегией адвокатов и юридических сообществ Европейского союза в Страсбурге, относит к основным признакам адвокатской деятельности сохранение адвокатом как получателем информации её конфиденциальности, поскольку без уверенности в конфиденциальности не может быть доверия (п. 2.3).
В соответствии с пунктами 12 – 14 международных Стандартов независимости юридической профессии должна гарантироваться независимость адвокатов при ведении дел лиц, лишённых свободы, поэтому необходимо обеспечить конфиденциальность отношений между адвокатом и клиентом, включая защиту обычной и электронной системы всего адвокатского делопроизводства и документов адвоката от изъятия и проверок.
Кроме того, многочисленная практика Европейского Суда по правам человека, выраженная в его решениях по защите прав адвокатов, в том числе по вопросу сохранения тайны переписки между защитником и обвиняемым (осуждённым), также является весьма красноречивой. В связи с данной проблемой наиболее ярким представляется решение Европейского Суда по правам человека от 25.03.1992 г. по делу Кэмпбелл против Соединённого Королевства, в котором указывается, что «вскрытие и чтение писем, направленных клиентом своему адвокату и полученных от него, составило вмешательство в осуществление его права на тайну переписки; перлюстрация переписки заключённого (особенно лицами, которые могут быть непосредственно заинтересованы в её содержании) не соответствует принципам конфиденциальности и того иммунитета, которым пользуются профессиональные отношения между адвокатом и его клиентом, при этом не имеет значения, что переписка непосредственно не связана с судебным процессом. Поскольку сохранение конфиденциальности в отношениях между адвокатом и его клиентом имеет приоритет перед абстрактной возможностью злоупотреблений, вскрытие и прочтение переписки доверителя с адвокатом не было необходимым в демократическом обществе и представляет собой нарушение адвокатской тайны. Уважение тайны этой переписки было важно, поскольку письма могли содержать обвинения в адрес тюремной администрации или персонала тюрьмы, и если бы такие письма были прочитаны, возник бы риск применения репрессий по отношению к лицу, находящемуся под стражей или отбывающему наказание».
В качестве примера недопустимости досмотра, прочтения и изъятия переписки между адвокатом и клиентом можно также привести решение Европейского Суда по правам человека от 16.12.1992 г. по делу Нимиц против Германии.
Таким образом, на основании ст. ст. 1 – 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст. 245 –ст.250 ГПК РФ,
прошу:
1. Признать, что ————(наименование администрации УИС, в которой были осуществлены: досмотр, прочтение и изъятие переписки) были нарушены ст. 23 — 24 Конституции РФ; ст. 13 УПК РФ; пункт 4 Указа Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188; пункт 17 Приказа Министерства юстиции РФ от 26.12.2006 г. № 383 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осуждённых и лиц, содержащихся под стражей» (зарегистрирован в Минюсте 17.01.2007 г. № 8761); а также нормы международного права, в частности: ст. 5 –6, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4.11. 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. (ст. 14); Основные положения о роли адвокатов, принятыми Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений; пункт 2.3 Кодекса поведения для юристов в Европейском Сообществе; пункты 12 – 14 Международных Стандартов независимости юридической профессии.
2. Обязать —————(наименование администрации УИС) восстановить допущенное нарушение моего профессионального права как адвоката и незамедлительно возвратить все изъятые документы (перечислить документы).
Приложение:
Адвокат
« » ——- 200- года.
Аналогичные жалобы могут быть направлены надзирающему и вышестоящим прокурорам с просьбой принять исчерпывающие меры прокурорского реагирования и руководителям системы УИН с требованием пресечь нарушение закона, незамедлительно вернуть изъятое, привлечь виновных в нарушении закона к строгой ответственности и принять эффективные меры по недопущению нарушений закона впредь.
РЕКОМЕНДАЦИИ утверждены на совместном заседании Научно-консультативного и экспертного Совета и Комиссии по защите прав адвоката-членов ГРА 27.09.07 г.