Рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека

Обращение в Европейский Суд по правам человека

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

      Европейская правозащитная система основана на Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и протоколах к ней, которые представляют собой дополнительные договоры, своего рода продолжение Конвенции (Протоколы  1, 4, 6 и 7).

     Согласно ст. 1 Конвенции государства, подписавшие и ратифицировавшие её, обязаны обеспечить права и свободы, закрепленные в Конвенции, всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, независимо от расы, национальности, возраста, правоспособности, дееспособности и гражданства.

      Федеральным законом от 30 марта 1998 г.  54-ФЗ Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней (за исключением Протокола  6) ратифицированы Российской Федерации.

     Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ Конвенция стала частью правовой системы российского государства. Россия признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. Это означает, что лица, находящиеся под юрисдикцией России, могут подать жалобу в Европейский Суд по правам человека (или Страсбургский суд, как его называют по месту нахождения).

     Из 59 статей Конвенции собственно каталогу прав посвящены восемнадцать, а подавляющее большинство определяют организацию и порядок деятельности юрисдикционного механизма, основная задача которого  применение норм Конвенции к конкретным ситуациям, контроль за соблюдением закрепленных в ней прав и свобод. До 1998 г. названный механизм был двухступенчатым и состоял из Европейской Комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. В настоящее время в соответствии с порядком, введенным Протоколом  11 к Конвенции, действует единый Суд.

      Компетенция Европейского Суда по правам человека закреплена разделами II-IV Конвенции (ст. 19-56); протоколами 2 и 11.

     Под юрисдикцию Суда подпадают все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней. Суд, в частности, может получить заявление от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что стали жертвами нарушения со стороны государства (правительства) прав, изложенных в Конвенции или в протоколе к ней (ст. 32, 34 Протокола 11). Иными словами, Европейский Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением лишь тех прав, которые гарантированы Конвенцией и протоколами к ней.

Это следующие права:

право на жизнь и отмена смертной казни (ст.2 Конвенции, Протокол 6 );

право на физическую неприкосновенность (ст.3 Конвенции);

запрет рабства и сходных с ним обычаев (ст.4 Конвенции);

право на свободу и личную неприкосновенность, в частности невозможность выполнить какое-либо контрактное обязательство (ст. 5 Конвенции, ст.1 Протокола 4);

право на справедливое разбирательство дела (ст.6 Конвенции, ст.2-4 Протокола 7);

запрет ретроактивного (неправомерного во времени) применения уголовного права (ст.7 Конвенции);

право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции;

право вступать в брак, создавать семью и равенство супругов (ст. 8,12 Конвенции, ст.5 Протокола 7);

право на свободу мысли, совести и вероисповедания (ст.9 Конвенции); право на свободу выражения своего мнения (ст.10 Конвенции);

право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.11 Конвенции);

право беспрепятственно пользоваться своим имуществом (ст. 1 Протокола 1);

право на образование (ст. 2 Протокола 1);

право на свободные выборы (ст. 3 Протокола 1);

право на эффективные средства правовой защиты перед национальными властями (ст.13 Конвенции);

запрет дискриминации (ст.14 Конвенции);

право иностранцев на политическую и иную деятельность (ст.16 Конвенции, ст.2-4 Протокола 4, ст.1 Протокола 7);

гарантии на период войны или чрезвычайного положения (ст.15 Конвенции).

Указанные позиции охватывают основные политические и гражданские права и свободы. За редким исключением (право на беспрепятственное пользование своим имуществом, право на образование), они не распространяются на социально-экономические права. Последние защищены не Конвенцией, а Европейской социальной хартией (вступила в силу 26 февраля 1965 г.), механизм контроля за соблюдением которой не включает право на обращение в Европейский Суд. Действующая ныне система контроля предусматривает лишь обзор национальных докладов и возможность подачи «потерпевшими» (разного рода неправительственными организациями) жалоб в созданный согласно Хартии «Комитет независимых экспертов».

Конвенция исходит из того, что обеспечение прав человека является первейшей задачей государства и только тогда, когда все возможные внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны и не помогли, можно подавать жалобу в Европейский Суд по правам человека. Надзорное производство считается исключительной стадией процесса, поэтому последним внутренним средством защиты считается кассационная инстанция. Жалоба в Суд может быть подана до исчерпания всех средств, если будет доказано, что обращение к соответствующему средству защиты (то есть в апелляционную и кассационную инстанции) является неэффективным.

     Обращение в Конституционный Суд РФ и к Уполномоченному по правам человека в РФ не являются средствами защиты, которые отвечают целям Конвенции. Однако подача жалобы в Европейский Суд не лишает заинтересованное лицо права одновременно обратиться в надзорную инстанцию.

Жалобу можно подать в течение шести месяцев с даты, когда лицо узнало о постановлении (определении) кассационной инстанции. Суд рассматривает исключительно жалобы, которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством.

Жалоба на неправомерные действия официальных властей подается только против государства. Ответчиком в Страсбурге может выступать только государство. Споры между частными лицами, в том числе жалобы на неправительственные организации, Суд не рассматривает. Сказанное не означает, что изначально все споры внутри государства, которые принимает к рассмотрению Суд, должны возникать между подателем жалобы и государственным органом. Конфликт может возникнуть, например, между двумя частными лицами из контракта, заключенного между ними. Если судебные органы вынесут по данному спору акт, который нарушает ту или иную норму Конвенции с учетом судебной практики Суда, такой спор может быть передан в Суд. Но теперь уже ответчиком будет выступать не частное лицо, а государство, так как суд, вынесший несправедливое решение, представляет официальную власть государства.

Суд не рассматривает жалобу, если она уже подана в другой международный орган, например, в Комитет по правам человека ООН.

     Суд не рассматривает анонимные жалобы.

Суд может принять решение об отказе в рассмотрении жалобы, если сочтет её несовместимой с положениями Конвенции или протоколов к ней, явно необоснованной или представляющей собой злоупотребление правом подачи жалобы.

Жалоба в Европейский Суд пошлиной не оплачивается. Нуждающийся заявитель по принятому к рассмотрению делу может получить от суда безвозмездную помощь- определенную денежную сумму на переезд, оплату адвоката, что, естественно не покроет все расходы, но говорит о принципиальной позиции Суда максимально внимательно относиться к нарушенным правам человека.

Первое обращение лица в Суд по правам человека может быть подано в произвольной форме на родном языке заявителя. В нем в хронологической последовательности следует изложить имеющие отношение к делу факты.

     Поступившая в Суд жалоба регистрируется в секретариате, заявителю направляются рекомендации по поводу дальнейших действий. К ответу прилагается формуляр жалобы (заявления). Референт может также запросить дополнительную информацию и копии документов. В ответ на первое обращение референт может высказать мнение о том, что, скорее всего, Суд не удовлетворит жалобу. Тем не менее, подобное сообщение не лишает истца права продолжить разбирательство и потребовать передачи дела в Суд, так как информация референта никоим образом не заменяет решение Суда. После того как формуляр заполнен, он отсылается в секретариат Суда. К формуляру следует приложить копии всех документов, имеющих отношение к делу. Оригиналы прилагать не следует, так как документы, поступившие в Суд, заявителям не возвращаются. Можно заполнить формуляр жалобы и при первом обращении в Европейский Суд по правам человека, образец которого дан в приложении.

Суд рассматривает дело в комитетах, палатах или в составе Большой палаты.
Секретариат передает полученный им формуляр жалобы с прилагаемыми копиями документов в комитет из трех судей, который выносит решение о приемлемости жалобы. Если жалоба признается неприемлемой, разбирательство на этом заканчивается. Решение Суда относительно приемлемости жалоб является окончательными и не подлежит обжалованию. В случае признания жалобы приемлемой она передается в палату из семи судей, которая рассматривает жалобу по существу и выносит решение о нарушении соответствующей статьи Конвенции с присуждением материальной компенсации (или без таковой) или отсутствии такого нарушения.

Слушания, если Суд при наличии исключительных обстоятельств не примет решения об обратном, являются открытыми.

Процедуру рассмотрения дела, включая исследование доказательств, представленных сторонами, Суд устанавливает самостоятельно. Вместе с тем Суд обычно принимает все меры для обеспечения досудебного урегулирования конфликта. В случае досудебного урегулирования Европейский Суд исключает дело из своего списка.

В отношении любого дела, находящегося в производстве, государство-ответчик вправе представить письменные замечания и принять участие в слушании. В течение трех месяцев после того, как палата вынесет решение, любая из сторон в исключительных случаях может подать прошение о том, чтобы дело было направлено на вторичное рассмотрение Большой палаты. Окончательным является решение Большой палаты, а также любой из палат, но в последнем случае лишь после того, как стороны сделают заявление о том, что они не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую палату, или через три месяца после вынесения решения, если за это время обращение о направлении дела в Большую палату не последовало, или после того, как прошение о направлении дела в Большую палату будет отклонено.

В исключительных случаях дело также может быть передано для рассмотрения в Большую палату из 17 судей, если в течение трех месяцев с даты, когда заявитель жалобы узнал о решении палаты из семи судей, он или государство-ответчик настаивают на таком рассмотрении. То же происходит в случае, если спор поднимает важные вопросы права и применения Конвенции или решение вопроса может войти в противоречие с раннее вынесенными решениями Суда.

Суд удовлетворяет лишь 5-6% всех поступивших жалоб, остальные же признаются неприемлемыми или необоснованными.

На любой стадии разбирательства Суд может принять решение об исключении заявления из списка дел, подлежащих рассмотрению, если придет к выводу, что: заявитель не намерен добиваться рассмотрения своего заявления; вопрос был урегулирован; существует иная причина, установленная Судом. Однако если этого требует уважение прав человека согласно Конвенции, Суд продолжает рассмотрение. Он может принять решение и о восстановлении заявления в списке.
Статья 41 Конвенции гласит: «Если Суд объявляет, что имело место нарушение положений Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного возмещения, Суд, в случае необходимости, присуждает выплату справедливой компенсации потерпевшей стороне». Согласно приведенной норме, Суд по правам человека может присудить истцу справедливую компенсацию в виде денежной суммы, если сочтет компенсацию, которая предусмотрена внутренним законодательством государства, недостаточной. В таком случае Суд возлагает на государство-нарушителя обязанность выплатить в трехмесячный срок денежную компенсацию за причиненный заявителю материальный и моральный ущерб. Материальный ущерб должен быть доказан, размер морального вреда определяет сам Суд. При этом
Суд не может отменить решение, вынесенное национальным судом, равно как и давать предписания законодателю.

Государства-участники обязуются выполнять решение Суда по существу любого дела, сторонами которого они являются. За исполнением решений Суда по правам человека следит Комитет министров Совета Европы, и в случае их неисполнения к правительству страны могут быть применены соответствующие санкции. Самая серьезная из них  исключение из Совета Европы. Для государств-членов Европейского Союза данная мера влечет исключение также из Союза, так как государство, не являющееся членом Совета Европы, не может быть членом Европейского Союза. За всю более чем пятидесятилетнюю историю деятельности Совета Европы случаев отказа от исполнения решений Суда не было. Выход страны из системы защиты прав человека возможен лишь при коренном изменении политического режима в государстве и при отказе от принципов построения демократического общества.

Приложение. Форма жалобы в Европейский Суд по правам человека (приведена на сервере www.coe.ru)

I. Стороны

А. Заявитель (указываются следующие данные о заявителе или его/ ее представителе, если жалоба подается несколькими заявителями, то необходимо указать требуемую информацию о каждом из них):

1. Фамилия, имя, отчество заявителя.

2. Пол: мужской/женский.

3. Гражданство.

4. Род занятий.

5. Дата и место рождения.

6. Постоянный адрес.

7. Номер телефона.

8. Адрес места, где заявитель проживает в данный момент (если отличается от адреса, указанного в п. 6).

10 Род занятий представителя (представителем может быть адвокат, имеющий право практиковать в каком-либо из государств-участников Конвенции и проживающий на территории одного из них, или любое другое лицо, одобренное Судом; в случае если интересы заявителя представляет другое лицо, необходимо привести соответствующие данные о нем; в этом случае Секретариат будет поддерживать связь только с этим представителем).

11. Адрес представителя.

12. Номер телефона представителя.

В. Высокая Договаривающаяся Сторона.

13. Государство, против которого направлена жалоба.

II. Описание (изложение) фактов

14. _________________________

III. Описание предполагаемых нарушений положений Конвенции и приведение соответствующих аргументов.

15. _________________________

IV. Выполнение положений Конвенции

16. Окончательное внутреннее решение (дата, суд или другая инстанция, характер решения).

17. Другие решения (список в хронологическом порядке, даты этих решений, суды или другие инстанции, характер всех упомянутых решений).

18. Существуют ли какие-либо другие инстанции, в которые мог бы обратиться заявитель, но не сделал этого, или иные меры, которые заявитель не использовал? Если да, то необходимо объяснить, почему заявитель не обратился в эти инстанции или не использовал эти меры.

V. Предмет заявления.

19. Изложение предмета жалобы и предварительные требования по справедливому возмещению.

VI. Сведения о подаче заявлений в другие международные инстанции.

20. Следует указать, подавалось ли заявление в какие-либо иные органы международного расследования и урегулирования. Если да, то указать все подробности.

VII. Список приложенных документов.

21. а) _________________________________;

b) ____________________________________;

с) ____________________________________.

VIII. Язык, на котором заявитель предпочитает вести переписку

22. Английский или на французский.

IX. Декларация и подпись

23. Настоящим подтверждается, что, исходя из знаний и убеждений, вся информация, которую заявитель привел в заявлении, точная, и он обязуется уважать конфиденциальность механизма рассмотрения заявлений в Суде.

24. Настоящим подтверждается, что заявитель не имеет возражений против того, чтобы его имя было объявлено публично. Если заявитель имеет подобные возражения, необходимо сообщить об этом, четко и недвусмысленно сформулировав свои возражения.

Место (указать страну и населенный пункт) ____________

Дата__________________________

Подпись заявителя или его представителя ______________