12.04.17г.Как подать документы в суд в электронном виде.НАГ, 7, 2017, стр.12.

Автор Михаил Кандалов /адвокат заведующий Кстовским филиалом второй Нижегородской коллегии адвокатов «Нижегородский адвокат»/

 

Как и многие адвокаты, я, занимаясь бесконечным ксерокопированием прило­жений к искам, выстаивая очере­ди в приемной суда или в почто­вых отделениях, воспринял данную новость с мыслью «ну теперь-то заживем» и решил во что бы то ни стало разобраться с функцио­нальной частью ГАС «Правосудие». Данная инструкция для тех, кто не любит наступать на свои граб­ли, предпочитая учиться на опыте других.

Итак, первое, что рекомендую сде­лать, — зарегистрировать учетную запись на портале Госуслуг (www. gosuslugi.ru) с целью экономии вре­мени при желании просмотреть статус движения вашего обраще­нии с чужого компьютера либо со своего мобильного телефона. Также это избавит вас от необходимости постоянно заполнять в формах свои данные. Подробно останавливаться на этом моменте не буду, так как в Интернете достаточно всякого рода инструкций на этот счет. Никакой сложности в этом нет:

Второе, без чего обращения в суд с заявлением не получится, — это электронная подпись. Есть много разновидностей электронной под­писи документа, но в Судебном департаменте при ВС РФ реши­ли поберечь наши нервы, предло­жив использовать только усилен­ную квалифицированную подпись, которая обязательно должна содер­жаться в отдельном файле с рас­ширением sig. К слову сказать, неусиленных квалифицированных под­писей в природе не существует, а слово «квалифицированная» означает то, что она позволя­ет идентифицировать не только отправителя, но и зафиксировать то обстоятельство, что содержи­мое файла не изменено. Поэтому, если захочется что-то подправить в своем иске в последний момент, необходимо сделать для него новую электронную подпись.

Итак, переходим к действию. Список авторизованных удосто­веряющих центров размещен на сайте Минкомсвязи России: http:// minsvyaz.ru/ru/acti vity/govservices/2, выбираем ближайший. Сама про­цедура получения содержащей сер­тификат флэшки, позволяющая подписывать в дальнейшем любые свои файлы, заняла у меня около 15 минут, однако перед визитом в удостоверяющий центр меня про­информировали о необходимо­сти взять паспорт, СНИЛС и ИНН. На месте  пояснили, что сам серти­фикат ограничен сроком действия на 1 год и изготавливается либо в формате для VipNet, либо для КриптоПро, после чего попросили сделать выбор в письменной фор­ме. Поскольку и первый, и второй форматы были непонятным набо­ром букв, я, почти не задумываясь, остановился на первом варианте, предварительно убедившись, что эта версия работает как на опера­ционной системе Linux, использу­ющейся в пашем филиале колле­гии, так и на Windows.

Получив долгожданную флэшку с сертификатом, я поспешил на рабо­ту с четким намерением отправить какой-либо иск в суд в электрон­ной форме, однако столкнулся с проблемой: ни в каких инструкци­ях и письмах ВС РФ нет разъясне­ний, как подписывать файлы, имея только флэшку, содержащую каталог сертификатов.

Оказалось, что для этого необ­ходимо скачать и установить две программы. Ввиду того, что серти­фикат мне готовили для формата VipNet, я отправился на сайт раз­работчика, где скачал VipNet CSP и VipNet CryptoFile. В описании вер­сий   программ   было  указано,   что для Windows 10 и Linux существуют лишь бета-версии и полная работо­способность, видимо, не гаранти­руется, что и подтвердилось: воз­никло затруднение в установке и наладке на Linux-системах. Одна­ко, как и было обещано, все отлич­но заработало на старой доброй Windows 7. Для того чтобы скачать сами файлы на сайте: http://www. infotecs.ru/, необходимо было найти нужные программы, указать свои ФИО, после чего на  адрес электрон­ной почты пришла ссылка для ска­чивания   Сами программы, как я понял, бесплатные.

     Для чего они нужны? Скажем так, для наших целей необходима лишь CryptoFile, однако без пред­варительной установки и настрой­ки CSP первая работать откажется. А соответственно после установки CryptoFile появится возможность подписывать свои документы с помощью двух кликов мыши.

    Теперь о том, какие требования предъявляются к файлам элек­тронного образа (сканированно­го документа), файл должен быть в pdf-формате черно-белого либо серого цвета (если цвет не значим для содержания документа). Раз­решение 200-500 dpi устанавлива­ется в настройках сканирования, а конечный размер одного файла должен быть не больше 30 Мбайт. Отдельно казано, что документы не должны быть nepeвернутыми ,могут быть многостраничными и должны быть читаемыми, содер­жать удобочитаемое название, например «решение по делу 2-366 2016 5 л. pdf». Однако после загруз­ки документов на сайт я обратил внимание на то, что название фай-

лов меняется автоматически . Каждый документ  нужно  сохранять в отдельном файле.

Также пришлось разобраться в разнице между электронным  документом и файлом электронного образца. Если говорить простым языком, отличие заключается в следующем.

При   создании  документа, например в Microsoft Word или LibreOffice Writer,   у нас есть   возможность сохранить документ в pdf-формате.

Впоследствии текстовое содержимое можно копировать или даже редактировать. Дан6ный файл будет называться «электронный документ”. Разумеется, он не содержит графического изображения подписей, печатей и т.д. А вот если это файл распечатать, подписать, затем сканировать и сохранить снова в формате pdf, то текстовое содержимое копировать или редактировать без использования специальных средств не получиться. Называться такой документ будет уже – электронный образ, он может содержать в себе графические образы в виде подписей или печатей. Поэтому при отправке файла в ГАС «ПРОВОСУДИЕ” в само заявление подается в виде электронного документа, а приложение в виде электронных образов.

Разобравшись с вышеизложенным, трудностей с самим обращением суд с использованием ИНТЕРНЕТА возникнут не должно.