Автор Михаил Кандалов /адвокат заведующий Кстовским филиалом второй Нижегородской коллегии адвокатов «Нижегородский адвокат»/
Как и многие адвокаты, я, занимаясь бесконечным ксерокопированием приложений к искам, выстаивая очереди в приемной суда или в почтовых отделениях, воспринял данную новость с мыслью «ну теперь-то заживем» и решил во что бы то ни стало разобраться с функциональной частью ГАС «Правосудие». Данная инструкция для тех, кто не любит наступать на свои грабли, предпочитая учиться на опыте других.
Итак, первое, что рекомендую сделать, — зарегистрировать учетную запись на портале Госуслуг (www. gosuslugi.ru) с целью экономии времени при желании просмотреть статус движения вашего обращении с чужого компьютера либо со своего мобильного телефона. Также это избавит вас от необходимости постоянно заполнять в формах свои данные. Подробно останавливаться на этом моменте не буду, так как в Интернете достаточно всякого рода инструкций на этот счет. Никакой сложности в этом нет:
Второе, без чего обращения в суд с заявлением не получится, — это электронная подпись. Есть много разновидностей электронной подписи документа, но в Судебном департаменте при ВС РФ решили поберечь наши нервы, предложив использовать только усиленную квалифицированную подпись, которая обязательно должна содержаться в отдельном файле с расширением sig. К слову сказать, неусиленных квалифицированных подписей в природе не существует, а слово «квалифицированная» означает то, что она позволяет идентифицировать не только отправителя, но и зафиксировать то обстоятельство, что содержимое файла не изменено. Поэтому, если захочется что-то подправить в своем иске в последний момент, необходимо сделать для него новую электронную подпись.
Итак, переходим к действию. Список авторизованных удостоверяющих центров размещен на сайте Минкомсвязи России: http:// minsvyaz.ru/ru/acti vity/govservices/2, выбираем ближайший. Сама процедура получения содержащей сертификат флэшки, позволяющая подписывать в дальнейшем любые свои файлы, заняла у меня около 15 минут, однако перед визитом в удостоверяющий центр меня проинформировали о необходимости взять паспорт, СНИЛС и ИНН. На месте пояснили, что сам сертификат ограничен сроком действия на 1 год и изготавливается либо в формате для VipNet, либо для КриптоПро, после чего попросили сделать выбор в письменной форме. Поскольку и первый, и второй форматы были непонятным набором букв, я, почти не задумываясь, остановился на первом варианте, предварительно убедившись, что эта версия работает как на операционной системе Linux, использующейся в пашем филиале коллегии, так и на Windows.
Получив долгожданную флэшку с сертификатом, я поспешил на работу с четким намерением отправить какой-либо иск в суд в электронной форме, однако столкнулся с проблемой: ни в каких инструкциях и письмах ВС РФ нет разъяснений, как подписывать файлы, имея только флэшку, содержащую каталог сертификатов.
Оказалось, что для этого необходимо скачать и установить две программы. Ввиду того, что сертификат мне готовили для формата VipNet, я отправился на сайт разработчика, где скачал VipNet CSP и VipNet CryptoFile. В описании версий программ было указано, что для Windows 10 и Linux существуют лишь бета-версии и полная работоспособность, видимо, не гарантируется, что и подтвердилось: возникло затруднение в установке и наладке на Linux-системах. Однако, как и было обещано, все отлично заработало на старой доброй Windows 7. Для того чтобы скачать сами файлы на сайте: http://www. infotecs.ru/, необходимо было найти нужные программы, указать свои ФИО, после чего на адрес электронной почты пришла ссылка для скачивания Сами программы, как я понял, бесплатные.
Для чего они нужны? Скажем так, для наших целей необходима лишь CryptoFile, однако без предварительной установки и настройки CSP первая работать откажется. А соответственно после установки CryptoFile появится возможность подписывать свои документы с помощью двух кликов мыши.
Теперь о том, какие требования предъявляются к файлам электронного образа (сканированного документа), файл должен быть в pdf-формате черно-белого либо серого цвета (если цвет не значим для содержания документа). Разрешение 200-500 dpi устанавливается в настройках сканирования, а конечный размер одного файла должен быть не больше 30 Мбайт. Отдельно казано, что документы не должны быть nepeвернутыми ,могут быть многостраничными и должны быть читаемыми, содержать удобочитаемое название, например «решение по делу 2-366 2016 5 л. pdf». Однако после загрузки документов на сайт я обратил внимание на то, что название фай-
лов меняется автоматически . Каждый документ нужно сохранять в отдельном файле.
Также пришлось разобраться в разнице между электронным документом и файлом электронного образца. Если говорить простым языком, отличие заключается в следующем.
При создании документа, например в Microsoft Word или LibreOffice Writer, у нас есть возможность сохранить документ в pdf-формате.
Впоследствии текстовое содержимое можно копировать или даже редактировать. Дан6ный файл будет называться «электронный документ”. Разумеется, он не содержит графического изображения подписей, печатей и т.д. А вот если это файл распечатать, подписать, затем сканировать и сохранить снова в формате pdf, то текстовое содержимое копировать или редактировать без использования специальных средств не получиться. Называться такой документ будет уже – электронный образ, он может содержать в себе графические образы в виде подписей или печатей. Поэтому при отправке файла в ГАС «ПРОВОСУДИЕ” в само заявление подается в виде электронного документа, а приложение в виде электронных образов.
Разобравшись с вышеизложенным, трудностей с самим обращением суд с использованием ИНТЕРНЕТА возникнут не должно.