Предложения адвоката и ученого Рагулина А.В. о совершенствовании законодательства

Рагулин А.В., заведующий кафедрой адвокатуры Юридического института Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, кандидат юридических наук, доцент, адвокат Коллегии адвокатов Республики Башкортостан «Муратов и партнеры» (г. Уфа)

О совершенствовании законодательства в направлении охраны

профессиональных прав адвокатов

Защита интересов адвокатов и их объединений является важной функцией и уставной целью деятельности корпоративных адвокатских образований. Ведущую роль в этой деятельности, в соответствии с положениями ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Далее — ФЗ Об адвокатуре) играет Федеральная палата адвокатов РФ (Далее — ФПА РФ) и Гильдия российских адвокатов (Далее — ГРА).

Анализ отчетности адвокатских палат, материалов научной и периодической печати, а также материалов, публикуемых в сети Интернет, показывает, что в последнее время представителями криминалитета и  сотрудниками государственных структур стали широко применяться незаконные действия в отношении адвокатов, посягающие на независимость представителей адвокатской корпорации, грубо попирающие правовые гарантии, предоставленные адвокатам и их профессиональные права. Эти незаконные методы воздействия имеют своей целью вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов и воспрепятствование этой деятельности.

К  способам противоправного воздействия на адвокатов со стороны сотрудников государственных органов следует отнести создание различного рода препятствий в пользовании помещениями, арендуемыми либо находящимися в собственности адвокатских образований, производство обысков в помещениях адвокатских образований, незаконные досмотры и обыски адвокатов в СИЗО и при входе в помещение государственных органов (суд, прокуратура, ОВД, УФСКН), сопровождающиеся изъятием материальных носителей, на которых содержится информация, составляющая адвокатскую тайну, незаконные допросы адвокатов в качестве свидетелей по делам их доверителей, немотивированное отстранение адвокатов от ведения дел, направление властными органами представлений о лишении статуса (по надуманным основаниям) наиболее активных адвокатов, незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий, незаконное и необоснованное привлечение адвокатов к административной ответственности, препятствование адвокатам в их праве собирать и представлять доказательства, противодействие реализации права на встречи с подзащитным, содержащимся под стражей, оскорбления, угрозы, физическое насилие . Наиболее жесткой (и жестокой) формой открытого противоправного воздействия на адвокатов является необоснованное привлечение их к уголовной ответственности, нередко сопровождающееся избранием меры пресечения в виде заключения под стражу.

Со стороны иных лиц, в том числе и представителей криминалитета, незаконное воздействие в отношении адвокатов проявляется в  высказывании угроз, требованиях отказаться от представления интересов доверителя, оговоре адвокатов, мести за профессиональную деятельность различными способами, начиная от повреждения и уничтожения имущества адвокатов или их близких, заканчивая их физическим устранением.

Между тем, статистические данные, предоставленные ФПА РФ показывают, что в 2006г. зафиксировано 630 фактов нарушений профессиональных прав адвокатов органами дознания и предварительного следствия, в 2007 — лишь 222 факта, а в 2008г. — 230 подобных фактов. Представляется, что эти, относительно небольшие цифры не должны успокаивать представителей адвокатского сообщества, ибо эти сведения — лишь «верхушка айсберга».

Проблемы усиления правовой защищенности адвокатов и гарантий их независимости, а также вопросы совершенствования нормативной базы в направлении обеспечения реализации их процессуальных прав сегодня являются злободневными, они требуют постановки на самом высоком уровне адвокатского самоуправления и выработки научно-обоснованных предложений по их разрешению. От разрешения этих проблемных вопросов напрямую зависит укрепление престижа и повышение эффективности адвокатской деятельности.

Представителями ФПА РФ и ГРА в последнее время были предприняты меры, направленные на повышение престижа адвокатской деятельности в частности — в направлении правовой защищенности членов адвокатского сообщества. Так, например, был инициирован законопроект, изменивший содержание 448 УПК РФ, позволявшей возбудить уголовное дело в отношении адвоката по решению руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (СКП) по району, городу. В настоящее время, решение этого вопроса для сотрудников правоохранительных органов является более затруднительным, т.к. согласно ныне действующей редакции ст. 448 УПК РФ требуется решение руководителя СКП более высокого уровня — руководителя СКП по субъекту Российской Федерации.

Комиссиями по защите профессиональных и социальных прав адвокатов, которые действуют в структуре ФПА РФ, адвокатских палат субъектов РФ и ГРА осуществляется мониторинг нарушений профессиональных и социальных прав адвокатов, а адвокатам, как правило, оказывается необходимое содействие в защите нарушенных прав.

Вместе с этим, представляется, что вышеуказанных мер все же недостаточно для обеспечения реальной независимости адвокатов и возможности в полной мере эффективно осуществлять адвокатскую деятельность.

Следует обратить внимание и на отсутствие в российском законодательстве действенной меры ответственности государственных служащих за нарушения профессиональных прав адвоката как на причину, по которой соответствующие нарушения остаются латентными, не придаются огласке, не обжалуются.

Кроме этого, пробелы и недостатки, имеющиеся в действующем процессуальном законодательстве препятствуют реализации ряда важнейших профессиональных прав адвокатов, что отрицательно сказывается на эффективности адвокатской деятельности.

  В последние годы автором настоящего доклада и его коллегами по кафедре адвокатуры Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (г. Уфа) были проведены исследования  организационно — правовых проблем правовой защищенности членов адвокатских образований и реализации профессиональных прав адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве . В результате этих исследований сформулированы следующие предложения, реализация которых, как нам представляется, повысит престиж адвокатской деятельности и будет способствовать повышению ее эффективности при участии адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве.

        Так, в целях обеспечения независимости адвоката и сохранения адвокатской тайны, а также для повышения престижа адвокатской деятельности корпоративным объединениям адвокатов следует инициировать и добиваться принятия законопроектов, содержащих следующие положения:

1. Часть 3 ст. 8 ФЗ Об Адвокатуре следует дополнить указанием на запрет проведения в отношении адвоката мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении без судебного решения, а также указанием на недопущение использования полученных в ходе применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведений, предметов и документов в качестве доказательств обвинения в тех случаях, когда они  входят в производство адвоката по делам его доверителей.

2. Необходимо принятие закона, обеспечивающего особый порядок привлечения адвоката к уголовной ответственности: как минимум — следует инициировать принятие законопроекта о возвращении старой редакции п. 10 ч.1 ст. 448 УПК РФ, позволявшей возбуждать уголовное дело в отношении адвоката не иначе как на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Также необходимо закрепление в ФЗ Об Адвокатуре и КоАП РФ особого порядка привлечения адвоката к административной ответственности, а именно — обязательного наличия судебного решения по этому поводу.

Еще более предпочтительным вариантом видится введение в ФЗ Об Адвокатуре нормы, аналогичной  положениям ст. 16 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации», поскольку нам представляется, что в идеале, вопрос о возможности привлечения адвоката к уголовной или административной ответственности должен решаться на основе заключения квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ. При этом, квалификационной комиссии должно быть предоставлено право отказывать в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении адвоката или на его привлечение в качестве обвиняемого, если при рассмотрении соответствующего вопроса будет установлено, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой адвокатом при оказании им в соответствии с ФЗ Об Адвокатуре юридической помощи доверителю.

3. В целях минимизации фактов незаконного воспрепятствования адвокатской деятельности и незаконного вмешательства в нее, а также для обеспечения возможности применения действенных мер государственного принуждения к лицам, допускающим подобные деяния, корпоративным объединениям адвокатов необходимо инициировать и  добиваться принятия законопроекта о введении в УК РФ ст.294.1, предусматривающей ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности адвоката и вмешательство в его деятельность, которая может быть изложена в следующей редакции: «Незаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката либо незаконное вмешательство в эту деятельность.

1. Незаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката, либо незаконное вмешательство в такую деятельность, в связи с его участием в представлении  интересов физических и юридических лиц, — +

2. Те же деяния, совершенные в связи с участием адвоката в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном судопроизводстве, либо в производстве по делам об административном правонарушении — +

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -+».

В целях обеспечения возможностей для практической реализации ряда процессуальных прав адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве (т.е. профессиональных прав адвоката-защитника) а как следствие этого — для обеспечения эффективности адвокатской деятельности, корпоративным объединениям адвокатов следует инициировать  и добиваться принятия следующей группы законопроектов:

1. В целях реализации права адвоката на свидание со своим подзащитным и для обеспечения сохранности адвокатской тайны представляется необходимым дополнение ст. 18 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» положением о том, что свидания адвоката с подзащитным могут иметь место в условиях, при которых не только сотруднику места содержания под стражей, но и иным лицам, не позволено их слышать, а также указанием на то, что во время свидания адвоката с подзащитным проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении этих лиц запрещается.

2. Учитывая, что в УПК РФ не прописан механизм собирания адвокатом доказательств по уголовному делу, и что на практике это позволяет адвокатам лишь собирать доказательственную информацию, которая далеко не во всех случаях вводится в уголовный процесс в качестве доказательств, предлагается изложить  п. 2-3 ч.1 ст. 53 УПК РФ и ч. 3 ст. 86 УПК РФ таким образом, чтобы в них указывалось не на право адвоката собирать (представлять) доказательства, а на право адвоката собирать доказательственную информацию, которая, по ходатайству адвоката, может быть предоставлена следователю (дознавателю), руководителю следственного органа и суду для проверки и процессуального закрепления.

При этом, в ст. 53 УПК РФ необходимо законодательное закрепление положения, согласно которому, в удовлетворении ходатайства адвоката о проверке и процессуальном закреплении собранной им доказательственной информации не может быть отказано.

3. В целях реализации процессуального права на ознакомление с материалами уголовного дела в процессе предварительного расследования представляется необходимым дополнение п. 6 ч.1 ст. 53 УПК РФ указанием на возможность снятия копий с указанных в этой статье процессуальных документов с использованием технических средств, а также дополнение ч. 4 ст. 46, ч.4 ст. 47 и п. 6 ч.1 ст. 53 УПК РФ указанием на то, что подозреваемый, обвиняемый, и их адвокат вправе знакомится с материалами, представленными в соответствии с ч.3 ст. 108 УПК РФ в суд, при рассмотрении ходатайства следователя об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу или при рассмотрении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей.

В ст. 53 УПК РФ следует перечислить перечень процессуальных документов, с которыми адвокат имеет право знакомиться на стадии предварительного расследования и снимать с них копии.

4. В целях реализации права адвоката на истребование информации по запросу, представляется необходимым внесение в ст.19.7 КоАП РФ указания на адвоката, как на лицо, непредставление информации, по запросу которого влечет административную ответственность, а также внесение изменения и в  п.1 ч.3 ст.6 ФЗ Об адвокатуре, сокращающее срок предоставления ответа по запросу адвоката до пятнадцати суток. Кроме этого, необходимо внесение изменений в ст. 61 «Основ законодательства об охране здоровья граждан», предусматривающих обязанность лечебных учреждений предоставлять информацию, составляющую врачебную тайну по запросу адвоката.

5. В целях реализации стороной защиты прав, предоставленных УПК РФ при назначении судебной экспертизы по уголовному делу, представляется необходимым дополнение ст. 198 УПК РФ пунктом следующего содержания «до направления постановления о назначении судебной экспертизы для проведения экспертизы следователь знакомит с ним подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 настоящего Кодекса», а также указанием на то, что: «В случае, когда подозреваемый, обвиняемый или его защитник не были своевременно ознакомлены с постановлением о назначении судебной экспертизы в удовлетворении ходатайства этих лиц о проведении дополнительной (повторной) экспертизы с учетом всех прав, предоставленных ст. 198 УПК РФ, не может быть отказано».

6. В целях реализации права на заявление ходатайств и получения на них ответов, которые могут быть впоследствии обжалованы, представляется необходимым указание в ст. 122 и (или) ст. 159 УПК РФ на то, что «оставление ходатайства без рассмотрения, либо неудовлетворение ходатайства, в удовлетворении которого не может быть отказано, влечет невозможность окончания предварительного расследования с направлением уголовного дела с обвинительным заключением (обвинительным актом) прокурору в соответствии с гл. 30 (32) УПК РФ. В случае если подобное нарушение будет выявлено в ходе рассмотрения поступившего уголовного дела прокурором в порядке ст. 221 (226) УПК РФ, уголовное дело подлежит возвращению для ответа на ходатайство, либо для производства указанных в ходатайстве следственных действий. В случае если подобное нарушение будет выявлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, уголовное дело подлежит возвращению прокурору на основании ст. 237 УПК РФ, а если оно будет выявлено на стадии рассмотрения уголовного дела в суде кассационной инстанции, приговор по делу подлежит отмене, а уголовное дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.».

7. В целях реализации установленного ст. 46 Конституции РФ принципа широкой свободы обжалования решений, затрагивающих права и свободы подзащитных, следует внести в ст. 125 УПК РФ изменения, позволяющие обжаловать в судебном порядке любые действия (бездействие) лиц, осуществляющих предварительное расследование и контролирующих этот процесс.

Представляется что вышеизложенные предложения, при их практической реализации, будут способствовать укреплению престижа и повышению эффективности адвокатской деятельности.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Фамилия: РАГУЛИН

Имя:        АНДРЕЙ

Отчество: ВИКТОРОВИЧ

Место работы: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, Коллегия адвокатов Республики Башкортостан «Муратов и партнеры»

Должность: заведующий кафедрой адвокатуры

Ученое звание: доцент

Ученая степень: кандидат юридических наук

E-mail: Ragulin88@yandex.ru