Рекомендации по защите прав адвоката в международных органах

Рекомендации по защите прав адвоката в международных организациях

Адвокат, исчерпавший меры защиты своих прав по национальному законодательству или в экстренных либо бесспорных случаях параллельно с принятием таких мер, может осуществлять защиту нарушенных прав на международном уровне. Pacta sunt servanda («Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться»). Россия как полноправный участник международного сообщества законодательно закрепила приоритет общепризнанных принципов и норм международного права в системе источников собственного права (статья 15 Конституции РФ).

1. Ведущие международные организации, рассматривающие в своей деятельности вопросы защиты прав адвоката.

Учитывая, что права человека как таковые являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными, не существует общепризнанной международной организации, которая занималась бы исключительно вопросами защиты прав адвоката. Однако, среди множества влиятельных организаций можно выделить ряд общепризнанных международных организаций, решения, постановления, рекомендации и обращения которых имеют для России как обязывающее, так и морально-политическое значение в вопросах, в данном случае, статуса, роли, значения, прав, обязанностей и защиты адвоката, среди которых можно выделить:

1). Организацию Объединенных Наций (ООН, Internet: www.un.org/russian/index.html) Универсальная межправительственная международная организация, помогающая государствам мира находить пути урегулирования проблем и споров и решать неотложные задачи, с которыми повседневно сталкиваются люди. Основой деятельности ООН является Устав — международный договор, согласно которому государства-члены обязуются, в частности, принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире.

Генеральная Ассамблея, которую иногда называют ближайшим аналогом всемирного парламента, является главным совещательным органом ООН. В ней представлены все государства-члены, каждое из которых имеет один голос. Начиная с 1948 года Генеральная Ассамблея приняла множество деклараций и конвенций по вопросам прав человека.

В структуре ООН основным ответственным лицом по правам человека является Верховный комиссар ООН по правам человека – «должностное лицо, которое несет основную ответственность за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН». (Международное публичное право, Учебник, Ред. К.А. Бекяшев, 2007 год.). Верховный комиссар по правам человека назначается на четырехлетний срок, на него возложено много задач, в том числе содействие и защита эффективной реализации всех прав человека, содействие международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека, оказание помощи в разработке новых стандартов в области прав человека, содействие ратификации договоров о правах человека. Верховный комиссар также должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

28 июля 2008 года Генеральная Ассамблея утвердила назначение г-жи Наванетхем Пиллэй (Южная Африка) на должность Верховного комиссара ООН по правам человека.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, состоящее из пяти отделов, является координационным центром деятельности ООН по правам человека. Управление также выполняет функции секретариата для Совета по правам человека, специальных докладчиков, представителей, экспертов, рабочих групп и других органов и структур ООН по правам человека. Верховный комиссар ООН по правам человека установил круглосуточную «горячую линию» факсимильной связи: (41-22) 917 9022, которой может воспользоваться любое лицо или организация, желающая привлечь внимание ООН к фактам нарушения прав человека, в том числе адвоката.

Адрес Управления Верховного комиссара ООН по правам человека: Ms. Louise Arbour, United Nations High Commissioner for Human Rights, Palais des Nations, 8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneva 10, Switzerland, тел.: (41-22) 917 9000, факс: (41-22) 917 9010, Электронная почта: InfoDesk@ohchr.org, Internet: http://www.ohchr.org/; http://www.un.org/ru/rights/issues/ Информационный центр ООН в Москве: Москва 119002, Глазовский пер., д. 4/16, тел. (095) 241-2894; Internet: http://www.unic.ru/.

2). В июне 2006 года взамен ведущего органа ООН по правам человека — Комиссии ООН по правам человека был образован новый постоянный орган ООН — Совет по правам человека. «Совет (Комиссия) ООН по правам человека является главным органом ООН по правам человека и может заниматься самыми разными вопросами, касающимися этих прав.». (Международное публичное право, Учебник, Ред. К.А. Бекяшев, стр. 248, 2007 год.).

В состав Совета входят 47 государств-членов по сравнению с 53 членами Комиссии. Совет располагает более широкими, чем Комиссия, возможностями рассмотрения ситуаций, связанных с грубыми и систематическими нарушениями прав человека. Совет будет проводить сессии большей продолжительностью, чем это делала Комиссия, что позволит Совету привлекать внимание мирового сообщества к неотложным кризисам в области прав человека. Совет служит форумом для обсуждения тематических вопросов, связанных с правами человека. Основным направлением его работы является помощь государствам по выполнению обязательств в области прав человека на основе диалога, создания потенциала и предоставления технической помощи. Совет выносит рекомендации Генеральной Ассамблее в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека. В наследство от Комиссии Совету перешли учрежденные или назначенные Комиссией Специальные докладчики по правам человека, эксперты, представители и рабочие группы (не предусмотренные конвенциями, но допустимые и признанные механизмы), которые наделены правом проводить расследования, обсуждения и представлять доклады по конкретным вопросам прав человека. Так, в частности, в настоящее время действует такой орган, как «Специальный докладчик по независимости судей и адвокатов», учрежденный в 1994 году, который внимательно изучает, расследует и обсуждает вопросы прав и защиты адвокатов и готовит по ним специальные доклады. Сообщения могут иметь любую форму (письмо, факс, телеграмма) и касаться как индивидуальных случаев, так и ситуаций с массовым нарушением того или иного права. При составлении сообщения необходимо соблюдать следующие минимальные требования к его содержанию: указать жертву (жертвы) нарушений прав человека; указать лиц (организации), нарушающих права жертв; указать автора сообщения (анонимные сообщения не рассматриваются); детально описать нарушения прав человека и сопутствовавших ему обстоятельств. Сообщения в адрес специальных докладчиков, представителей, независимых экспертов и рабочих групп необходимо направлять в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека «горячей линией» факсимильной связи или почтой (см. адрес и номер тел/факса выше).

Internet: www.un.org/russian/news/focus.asp?focusID=21.

3). Комитет по правам человека ООН (один из 7 конвенциальных экспертных органов ООН) был создан в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах в 1979 году. Комитет находится в Женеве, состоит из 18 членов — независимых экспертов и рассматривает жалобы исключительно частных лиц на нарушение государством прав человека, закрепленных в Пакте. Сессии (заседания) Комитета по правам человека проходят три раза в год. Правом обратиться с жалобой обладает лицо, в том числе адвокат или его доверитель, которое считает себя жертвой нарушения государством одного из прав, провозглашенных в Пакте и «… исчерпало все имеющиеся средства правовой защиты.» (Международное публичное право, Учебник, Ред. К.А. Бекяшев, стр. 250, 2007 год.). Компетенция Комитета рассматривать индивидуальные сообщения была признана СССР 05 июля 1991 года. Учитывая большое количество поступающих жалоб, рассмотрение жалобы обычно длится от 3 до 5 лет. Жалоба может касаться только решения государственного органа в отношении отдельного лица, которое, по мнению лица, нарушает его права, гарантированные в Пакте. Таким решением может являться решение административного органа, прокурора, судебное решение и т.п. Жалоба не может касаться содержания закона или другого нормативно-правового акта и его соответствие положениям Пакта. Нельзя также, например, жаловаться на нарушение права на труд или права на образование. Лицо, которое обращается с жалобой, обязано использовать все средства защиты, предусмотренные законодательством. Так, предметом жалобы может быть только вступившее в законную силу решение судебного или иного органа. Рассмотрение дела в Комитете включает две стадии: рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу. Условиями приемлемости жалобы являются: подача жалобы лицом, чье право было нарушено; жалоба не должна быть анонимной (возможно с просьбой не упоминать имени заявителя при публикации решения); жалоба должна быть обоснованной; жалоба не может быть одновременно подана в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН. Решения Комитета ООН по правам человека носят рекомендательный характер и именуются «соображениями», однако, государство, в отношении которого принято решение, имеет политическую и моральную обязанность подчиниться решению Комитета, что обычно и происходит на практике. Вместе с тем, соображения Комитета излагаются на языке судебных постановлений, и накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним. Комитет в соображении может признать, что в отношении заявителя были нарушены права человека и рекомендовать государству восстановить нарушенные права. В ряде случаев имели место неотложное медицинское освидетельствование, освобождение заключенных и компенсация жертвам нарушений прав человека. Лицо, которое обращается с жалобой, должно понимать, что целью Комитета является гарантирование соблюдения прав человека, а не компрометация государства на международной арене.

Адрес Комитета по правам человека ООН:

Secretary, Human Rights Committee, United Nations Office in Geneva, 8-14 avenue de la Paix, 1211 Geneva 10, Switzerland; Internet: www.ohchr.org/english/bodies/hrc.

4). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ — до конца 1994 г. известная как Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе) — общеевропейская политическая организация, занимающаяся вопросами безопасности, в состав которой входят 56 государств-участников. Совещание завершилось подписанием 1 августа 1975 г. Хельсинкского Заключительного Акта, в котором отразилось стремление тридцати трех европейских государств, США и Канады к сотрудничеству независимо от политических, экономических и социальных систем на основе уважения прав и свобод человека. Несмотря на то, что обязательства ОБСЕ не имеют обязательной юридической силы, это не умаляет их эффективности. Все государства, участвующие в деятельности ОБСЕ, имеют одинаковый статус, а решения принимаются на основе консенсуса. Основными органами ОБСЕ являются Саммит (встреча на высшем уровне — всего было шесть), Совет министров иностранных дел, Высший совет, а также Постоянный совет ОБСЕ под руководством ежегодно избираемого Председателя, на практике являющимся основным исполнительным органом ОБСЕ. В 2007 году Председателем стал Мигель Ангель Моратинос (в 2006 был Карл Де Гухт). Парламентская Ассамблея ОБСЕ состоит примерно из 300 депутатов, представляющих законодательную власть государств-участников ОБСЕ. Основной целью Ассамблеи является парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность ОБСЕ. ОБСЕ не имеет механизмов рассмотрения индивидуальных жалоб (частных лиц) на нарушения каких-либо прав и основных свобод человека и их защиты международно-правовыми средствами, но учитывает такие обращения. Несмотря на то, что в настоящее время Россия готовит обращение ко всем государствам-членам ОБСЕ с призывом начать реформу ОБСЕ, это не лишает некоммерческие неправительственные организации (НПО), в том числе адвокатские образования, возможностей обращения в специальные структуры ОБСЕ, расположенные в разных странах (например, Бюро по демократическим институтам и правам человека в Варшаве, Польша) и привлечение ее внимания к фактам (ситуациям) нарушения прав адвоката или его доверителя и объединения усилий для обеспечения прав человека, в том числе адвоката. Бюро по сути является основным подразделением ОБСЕ по мониторингу соблюдения прав человека, базовых демократических свобод в государствах-участниках ОБСЕ. Штаб квартира находится в Вене (Австрия), представительства в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.

Адрес штаб квартиры ОБСЕ:

Kaerntner Ring 5-7, 1010 Vienna, Austria, Tel: + 43-1 514 36 0; Fax: + 43-1 514 36 96; Internet: http://www.osce.org/. Адрес Бюро ДИПЧ: Public Affairs Unit, Aleje Ujazdowskie 19, 00-557 Warsaw, Poland, Tel: + 48 22 520 06 00 ext. 4162, + 48 603 683 122 (mobile); Fax: + 48 22 520 06 05.

5). Совет Европы — политическая организация, созданная в 1949 году, чья деятельность направлена на утверждение демократии и прав человека на всем континенте. Он также занимается выработкой единых решений тех социальных, культурных и юридических проблем, которые существуют в государствах-членах.

Комитет Министров Совета Европы является руководящим и директивным органом Совета Европы. В нём представлены министры иностранных дел всех государств-членов или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Комитет Министров вместе с Парламентской Ассамблеей контролирует соблюдение государствами-членами своих обязательств. Встречи на уровне министров проводятся один раз в год.

Заседания на уровне постоянных представителей как правило проводятся один раз в неделю. Комитет Министров выполняет следующие основные уставные функции:

— является правительственным органом, где на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского сообщества;

— служит коллективным форумом, в рамках которого в ходе совместного обсуждения формулируются общие подходы к решению европейских проблем;

— вместе с Парламентской Ассамблеей стоит на страже фундаментальных ценностей Совета Европы.

Статья 15.b Устава Совета Европы наделяет Комитет Министров полномочиями давать рекомендации государствам-членам по тем вопросам, по которым он принял единую позицию. Рекомендации не являются обязывающими для стран-членов, но в данном случае, также имеют существенное значение для толкования основных принципов и понятий, заложенных в Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод и имеют политическую и моральную обязанность учитывать такие рекомендации.

Кроме того, одна из основных функций Комитета Министров заключается в обеспечении выполнения решений Европейского суда по правам человека.

Адрес офиса Совета Европы: Avenue de l’Europe, 67075 Strasbourg Cedex, FRANCE, Tel. +33 (0)3 88 41 20 00, Internet: www.coe.int/DefaultRU.asp.

6). В 1999 году Совет Европы учредил должность Комиссара по правам человека Совета Европы. Комиссар занимается вопросами развития просвещения и разъяснительной работы в области прав человека в государствах-членах, полного и реального соблюдения документов Совета Европы, таких как конвенции, рекомендации и резолюции, принятые Комитетом Министров. Комиссар не обладает юридическими полномочиями, но оказывает консультативно-информационное содействие защите прав человека и предотвращению нарушений прав человека, в том числе прав адвоката. Так, согласно Статье 3 Резолюции (99) 50 Совета Европы от 07.05.99г. «О Комиссаре по правам человека Совета Европы» Комиссар будет:

a) способствовать развитию понимания и уважения прав человека в государствах-членах;

b) способствовать развитию эффективного соблюдения и полной реализации прав человека в государствах-членах;

с) давать рекомендации и распространять информацию по защите прав человека и предотвращению случаев ущемления прав человека. В публичной сфере Комиссар будет по возможности взаимодействовать и сотрудничать с правозащитными структурами в государствах-членах. Там же, где такие структуры отсутствуют, Комиссар будет содействовать их созданию;

d) поощрять деятельность национальных омбундсменов или аналогичных правозащитных институтов;

e) констатировать возможные недостатки в законодательстве и практике государств-членов, в связи с их соответствием стандартам по правам человека, сформулированными в документах СЕ; способствовать внедрению этих стандартов в государствах-членах и оказание им помощи, с их согласия, в усилиях по искоренению этих недостатков;

f) подготавливать, по мере необходимости, специальные доклады, посвященные конкретным проблемам, для сведения Комитета Министров или Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров;

g) реагировать в надлежащей форме на запросы Комитета Министров или Парламентской Ассамблеи, относящиеся к их компетенции по соблюдению стандартов СЕ в области прав человека;

h) представлять Комитету Министров и Парламентской Ассамблее ежегодный рапорт;

i) сотрудничать с иными международными институтами в целях содействия развитию и защиты прав человека, избегая при этом излишнего дублирования действий.

Согласно Статье 5 указанной Резолюции Комиссар вправе основывать свои действия на любой доступной ему информации, имеющей прямое отношение к его компетенции. Сюда, в частности, может включаться информация, направляемая Комиссару правительствами, национальными парламентами, национальными омбундсменами или аналогичными правозащитными институтами, как организациями, так и частными лицами. Парламентская Ассамблея Совета Европы в апреле 2006 года избрала Комиссаром по правам человека Совета Европы Томаса Хаммарберга (Швеция), который уполномочен рассматривать любую информацию, касающуюся ситуации в области прав человека в государствах-членах Совета Европы в соответствии с правовыми документами Совета Европы. Информация о нарушениях прав и запросы могут быть адресованы Комиссару правительствами, национальными парламентами, национальными омбудсменами или другими аналогичными институтами, а также отдельными лицами и организациями, в т.ч. адвокатскими образованиями. Комиссар представляет на рассмотрение Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы ежегодный отчет о своей деятельности и может также публиковать рекомендации и доклады по любым вопросам, входящим в его компетенцию.

Адрес офиса Комиссара по правам человека Совета Европы:

Council of Europe, F-67075 Strasbourg Cedex, FRANCE, Tel.: + 33 (0)3 88 41 34 21; Fax: + 33 (0)3 90 21 50 53, Internet: www.coe.int/T/R/CommissionerHR.

7). Международный Союз Адвокатов был создан в 1927 группой франкоговорящих европейских адвокатов, убежденных в необходимости установить международные контакты с адвокатами. Сегодня Международный союз Адвокатов представляет собой ассоциацию, открытую для всех адвокатов мира, насчитывающая более 200 адвокатских объединений, образований или федераций (представляющих около двух миллионов адвокатов), а также несколько тысяч индивидуально практикующих адвокатов из 110 стран.

Целями Международного Союза Адвокатов являются:

— распространение основных принципов адвокатской профессии;

— внесение своего вклада в дело мира, правосудия и международной защиты прав человека;

— установление отношений и обмена опытом между адвокатскими объединениями на национальном и на международном уровне и защищать профессию адвоката.

Адрес Международного Союза Адвокатов:

25, rue du Jour, 75001 Paris, FRANCE, Tel : + 33 144 88 55 66, Internet: www.uianet.org/index.jsp.

8). Совет адвокатов и адвокатских объединений Европейского Союза (ССВЕ), созданный в 1960 в Бельгии как международная некоммерческая ассоциация — официально признанная представительская организация по юридическим профессиям в Европейском союзе (ЕС) и европейской экономической зоне. Совет содействует установлению взаимодействия между адвокатскими образованиями и адвокатскими объединениями государств-членов Европейского союза. Совет представляет своих членов перед европейскими учреждениями, и через них около 700 000 европейских адвокатов. Совет обладает консультативным статусом в Совете Европы. Совет состоит из 28 делегаций адвокатских объединений, действующих в 25-ти государствах-членах ЕС и 3-х государствах — членах европейской экономической зоны. Адвокатские объединения Болгарии, Хорватии, Македонии, Румынии, Швейцарии, Турции и Украины представлены в Совете делегациями наблюдателей.

Целями Совета являются:

a. Представлять адвокатские объединения, адвокатские образования и их членов, независимо полных членов или наблюдателей, по всем делам взаимного интереса, касающихся осуществления профессии адвоката, развития законов и практики и имеющих отношение к правовым нормам и правосудию на европейском и международном уровне.

b. Действовать как консультативный и посреднический орган между его членами, независимо полных членов или наблюдателей, и между членами и учреждениями Европейского союза и европейской экономической зоны по всем делам взаимного интереса как указано выше в пункте a.

с. Активно контролировать осуществление защиты, в т.ч. защиту фундаментальных прав и свобод человека, включая обеспечение права доступа к правосудию, защиты клиента и защиты демократических ценностей, неразрывно связанных с такими правами.

Адрес Совета адвокатов и адвокатских объединений Европейского Союза:

Avenue de la Joyeuse Entrйе 1-5, 1040 Bruxelles, ВELGE, Tel.: + 32 (0)2 234 65 10.

Internet: http://www.ccbe.org/.

9). Европейская федерация адвокатских объединений является правопреемником Конференции ведущих адвокатских объединений Европы, учрежденной 27-ого июня 1986 в Париже адвокатскими объединениями Амстердама, Барселоны, Брюсселя, Женевы, Милана, Парижа, Франкфурта и позднее присоединившимся португальским адвокатским объединением.

Конференция ведущих адвокатских объединений Европы преобразовалась в Европейскую федерацию адвокатских объединений 23-го мая 1992 в Барселоне и является открытой для всех адвокатских объединений, учрежденных в государствах — членах Совета Европы. Европейская федерация адвокатских объединений является некоммерческой региональной профессиональной адвокатской ассоциацией с целью объединения адвокатских объединений государств-членов Совета Европы, насчитывающая в настоящее время 20 членов.

Европейская федерация адвокатских объединений в своей деятельности придерживается следующих принципов:

— наблюдение за реализацией фундаментальных принципов, установленных в Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод;

— обеспечение правового обслуживания физических лиц и фирм, испытывающих потребность в независимых адвокатах;

— обеспечение уважения к существенным принципам профессии адвоката и его специфической роли, а также обеспечение защиты прав адвоката от любой политической, экономической силы или национальной власти.

Адрес Европейской федерации адвокатских объединений:

3 Quai Jacques Sturm, Strasbourg, France; Internet: http://www.fbe.org/.

10). В 1947 представители 34 национальных ассоциаций юристов собрались в Нью-Йорке и учредили Международную Ассоциацию юристов (IBA). В 1995 году при Международной Ассоциации юристов в Лондоне был создан Институт по Правам человека (объединяющей около 2,5 млн. юристов из 180 стран мира), который расширил работу по исследованию случаев нарушения прав адвокатов или угрозы независимости адвокатов и усилил работу по организации защиты прав адвокатов. Международная Ассоциация юристов включает более 30 000 индивидуальных адвокатов и более чем 195 объединений адвокатов и юридических обществ со всех континентов. Международная Ассоциация юристов стремится влиять на развитие международного права и участвовать в формировании будущего юридической профессии во всем мире. Через свои различные секции и комитеты Международная Ассоциация юристов осуществляет обмен информацией и рассматривает среди своих членов проекты законов, методы и профессиональные обязанности, касающиеся юридической практики. Международная Ассоциация юристов обменивается информацией между юридическими ассоциациями во всем мире, обеспечивает поддержку независимости и право адвокатов заниматься своей профессией без вмешательства и обеспечивает защиту прав адвокатов во всем мире через Институт по Правам человека при Международной Ассоциации юристов.

Адрес Международной Ассоциации юристов (IBA):

10th Floor, 1 Stephen St., London, W1T 1AT, United Kingdom; тel: + 44 (0)20 7691 6868;

Internet: http://www.ibanet.org/.

11). Международная комиссия юристов, учрежденная в Берлине в 1952 году, состоит из юристов, представляющих все регионы и все юридические системы мира и работающая на поддержание законности и обеспечение юридической защиты прав человека. В 1978 году на основании программы, принятой Международной комиссией юристов, был создан Центр обеспечения независимости судей и адвокатов с целью поддержки независимости судей и адвокатов, а также оценки независимости юристов (в том числе адвокатов) и защиты их от нападений и какого бы то ни было преследования. Для реализации данных задач Центр: взаимодействует с правительствами государств по конкретным (обращения, факты и т.п.) случаям враждебных действий в отношении юристов, наблюдает за ходом судебных процессов, которые могут повлиять на независимость судей или юристов, проводит в странах, в которых существует угроза деятельности судебной власти, миссии по сбору фактов, подтверждающих наличие такой угрозы, организует семинары, имеющие целью популяризацию принципов ООН, разработанных в отношении независимости судебной власти и роли юристов, публикует отчеты о случаях враждебных действий и преследования судей и юристов в конкретных странах. Комиссия проводит экспертизы, как на международном, так и на национальном уровнях, с тем, чтобы гарантировать приверженность принципу защиты прав человека при развитии международного права, с одной стороны, и применение международных стандартов в национальных правовых системах с другой. Органом, на который возложена обязанность по реализации целей и задач Комиссии, является Международный Секретариат, расположенный в Женеве. В своей деятельности Секретариат получает помощь от сети автономных национальных секций и от партнерских организаций.

Адрес Международной комиссии юристов:

P.O. Box 216, 1219, Chвtelaine / Geneva, Switzerland, Phone: + 4122 9793800, 4122 7884747, Факс: 4122 788 4850; Internet: http://www.icj.org/default.asp.

12). Вышеупомянутые влиятельные международные организации и структуры не обладают должным механизмом принуждения государства выполнять международные обязательства и стандарты в области защиты прав и свобод человека, в отличие от действенной и обязательной международной судебной структуры по защите прав и свобод человека, в том числе по защите прав адвоката, под названием Европейский суд по правам человека. С момента вступления в силу 1 ноября 1998 года Протокола № 11 бывшие Суд и Европейская Комиссия по правам человека, работавшие на непостоянной основе, были заменены единым, постоянно действующим судом — Европейским судом по правам человека. Европейский Суд, размещающийся в Страсбурге и входящий в структуру Совета Европы, распространил свою юрисдикцию на Россию с 05 мая 1998 года. Европейский суд по правам человека, учрежденный на основании и в развитие Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод состоит из судей, число которых соответствует количеству Государств-участников Конвенции (в настоящее время судей сорок четыре). Разбирательство в Европейском Суде является состязательным и публичным. Постоянно действующий Суд, чья юрисдикция имеет обязательный характер для всех договаривающихся сторон, осуществляет производство на всех этапах процесса — от предварительного рассмотрения заявлений до принятия решений по ним. Члены Суда обладают совершенно независимым статусом и избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет. Первоначально поступающие заявления рассматриваются коллегией из трех судей на предмет их приемлемости к рассмотрению. Согласно Регламента Суда Палаты из семи судей создаются в каждой из четырех Секций Суда на основе ротации. В состав Палаты, рассматривающей дело, обязательно входит Председатель Секции и судья, избранный от Государства-ответчика. Жалобы на нарушение прав, закрепленных Конвенцией, могут подаваться напрямую в Суд любым Государством-участником (межгосударственные заявления) или частным лицом (индивидуальные заявления). Для того, чтобы обращение в Суд было сочтено приемлемым, заявитель должен доказать, что им исчерпаны все реальные средства правовой защиты в той стране, где имело место предполагаемое нарушение, причем заявление должно быть подано не позднее шести месяцев после принятия судебными инстанциями или властями данного государства окончательного решения по делу. Явно необоснованные заявления отсеиваются на этапе предварительного рассмотрения единогласным решением коллегии. Индивидуальные заявители вправе подавать жалобы самостоятельно, однако юридическое представительство рекомендуется и даже является обязательным при проведении слушаний или после признания дела приемлемым. Для заявителей, не располагающих достаточными финансовыми средствами, Советом Европы была разработана схема предоставления юридической помощи.