01.08.17. Юристы протестировали новый сервис ФНС, раскрывающий данные по компаниям

Автор: Алина Ходырева

Юристы протестировали новый сервис ФНС, раскрывающий данные по компаниям

Федеральная налоговая служба решила «беспрецедентно повысить открытость информации о юрлицах» — для этого она запустила электронный сервис «Прозрачный бизнес«: благодаря ему в открытом доступе можно узнать, есть ли долги у той или иной компании, ее доходы и расходы, а также численность сотрудников. Право.ru предложило юристам протестировать систему и рассказать, позволит ли она оградить от контактов с мошенническими фирмами.

Раскрыть данные корпораций и госкомпаний предложили эксперты «Открытого правительства»: вопрос обсуждался на уровне властей прошлой весной — и вот, год спустя, идея воплотилась в жизнь. В соответствии со ст. 102 НК открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну, но до принятия Федерального закона № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 1 мая 2016 года они не были доступны для общественности.

Первые наборы планировалось разместить только на следующей неделе, но их представили раньше времени. До конца года сведения будут размещаться отдельными блоками: в них войдет информация о налоговых правонарушениях юрлиц и решения о привлечении их к ответственности. Чуть позже появится информация и об уплаченных компаниями суммах страховых взносов ФНС. Все это делается для того, чтобы «дать возможность участникам рынка оценить свои риски и проявить должную осмотрительность при заключении контрактов». «И граждане, и государство, и бизнес имеют право знать, какие компании зарекомендовали себя как добропорядочные, а где дела идут не очень хорошо, какая компания находится на грани банкротства, а в какой имеют место махинации и нарушения налогового законодательства, — комментирует инициативу министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. — Сами компании, осознавая публичность такой информации, в свою очередь, будут тщательнее заботиться о своей деловой репутации».

Юрист налоговой практики Goltsblat BLP Дмитрий Малкин, протестировав сервис, говорит, что уже сейчас из него можно узнать:

  • адрес регистрации, а также количество иных организаций, находящихся по этому адресу;
  • какой режим налогообложения применяет организация;
  • информацию о привлечении организации к налоговой ответственности;
  • сумму задолженности по налогам, пеням и штрафам;
  • суммы уплаченных налогов (НДС, налог на прибыль);
  • суммы доходов и расходов, которые несла организация;
  • среднесписочную численность сотрудников — для этого достаточно знать ИНН (ОГРН или название) организации, чтобы найти информацию о ней

По словам Малкина, пока встречаются данные только за прошлый год и, конечно, представлена не вся информация (имеются пустые графы «информации нет») и не по всем организациям. Но юрист констатирует: «Прозрачный бизнес» – полезный инструмент, особенно с учетом последних тенденций в налоговой сфере, а именно — письма от 23 февраля 2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» и нового закона о налоговых злоупотреблениях (см. «Путин подписал поправки в НК о необоснованной выгоде«). «Запуск такого сервиса поможет добросовестным налогоплательщикам снизить риск работы с недобросовестными контрагентами, и этот фактор будет, безусловно, иметь положительный эффект для всех участников налоговых правоотношений», — говорит Малкин. С ним солидарна и Наталья Маликова из VEGAS LEX: одним из самых распространенных доводов налоговых органов о том, что налогоплательщик не проявил должную степень осмотрительности при выборе стороны сделки является указание на низкую налоговую нагрузку контрагента, отсутствие у него персонала для исполнения обязательств по договору. В свою защиту налогоплательщики зачастую ссылались на отсутствие правовой возможности для проверки указанных сведений партнера по сделке, теперь такая возможность предоставлена, объясняет юрист.

Вместе с тем у Маликовой вызывает вопросы отсутствие в «Прозрачном бизнесе» сведений о лицах, находящихся в режиме банкротства: хотя это и соответствует цели программы «защищенность при выборе контрагентов компании», но неудобно в рамках текущего контроля за исполнением сделок. «Кроме того, если при банкротстве контрагента сведения из сервиса будут исключаться, то это создаст дополнительные трудности для налогоплательщика в отстаивании своей позиции», — добавляет юрист.