04.12.19. По единым правилам О процедуре удаления информации из Сети. Источник — АГ.

По единым правилам

О процедуре удаления информации из Сети
Куликов Никита
Куликов Никита

К.ю.н., исполнительный директор HEADS Consulting
Материал выпуска № 22 (303) 16-30 ноября 2019 года.

Автор настоящего комментария к статье Алины Емельяновой «Что необходимо доказывать истцу» (см.: «АГ». 2019. № 22 (303)) рассказывает о порядке процедуры удаления информации из Сети на основании «права на забвение», обращая внимание на особенности хранения данных в интернете, и советует читателям не забывать, что если информация попала в Сеть, то она, с большой долей вероятности, там и останется.

Так называемое право на забвение – это гарантированное российским законодательством право для всех физических и юридических лиц, благодаря которому они получили юридическую возможность удалять недостоверную информацию о себе в сети «Интернет». При этом «право на забвение» не регламентируется конкретной законодательной нормой. Оно реализуется в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов: Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”», ст. 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что удаление информации (при этом совершенно не имеет значения, правдивая она или нет) происходит не из интернета, а лишь из поисковой выдачи, причем не из систем всех поисковиков, а только из тех, которые изначально были указаны заявителем данного требования и по отношению к которым была в полном порядке соблюдена описанная в законодательстве процедура. Так что речь идет только о запрете индексации и выдачи в поисковых запросах информации, которую заявитель считает неактуальной и недостоверной. Иначе говоря, информация никуда из интернета не удаляется и не пропадает, однако она перестанет появляться в результатах поисковых запросов. К тому же, в случае если все-таки информация будет удалена из выдачи, то некоторые поисковики на ее запрос могут ответить так: «часть результатов поиска скрыта в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ». В частности, данное сообщение может появиться на соответствующей странице Яндекса сразу после строки поиска.

При этом следует иметь в виду, что запрещенная информация все еще будет доступна по прямым ссылкам (для ее удаления необходимо предъявлять претензии к правообладателям сайтов и других ресурсов, где она размещается).

Так что лучше всего в подобной ситуации не забывать – «интернет помнит все», что означает следующее: если информация попала в Сеть, она, с большой долей вероятности, там и останется. И именно поэтому следует максимально аккуратно относиться к размещению информации в Сети.

Для физических лиц, по правилам рассматриваемой процедуры, обязательно первичное обращение в адрес каждого поисковика с соответствующим заявлением, в котором и необходимо раскрыть суть претензии, – описать, что в поисковой выдаче, по мнению заявителя, является некорректным и к какой информации поисковику следует ограничить доступ, а также указать на подтверждающие данное требование факты. Разумеется, как было отмечено выше, – свое обращение надо направить в адрес всех известных поисковиков, которые могут предоставить доступ к этой информации. Для России в этом плане актуальны Yandex, Google, Mail, Rambler. На рассмотрение данного заявления у поисковика будет до 30 дней. Следует отметить, что ни один поисковик не будет форсировать данную возможность и начнет рассматривать заявление в течение указанного срока.

Статистика самих поисковиков относительно общего количества поступивших заявлений следующая: Яндекс – 19% заявлений поступило с требованием удалить информацию, размещенную с нарушением закона, 30% заявителей просили удалить ссылки на недостоверную информацию, 23% – информацию о погашенных судимостях, 3% – информацию о преступлениях, по которым истек срок привлечения к уголовной ответственности, 25% – информацию, которую сами заявители считают неактуальной. Количество удовлетворенных заявлений не разглашается.

Google (данные по России) – 73,7% заявителям было отказано, 26,3% заявлений было удовлетворено. Глобальная статистика Google по остальным юрисдикциям, из которых поступили соответствующие запросы (за исключением России), несколько иная: 57,4% запросов не было удовлетворено, 42,6% заявлений было согласовано.

Между тем данная статистика поисковиков не раскрывает, на каком этапе заявления о соблюдении «права на забвение» были исполнены поисковиками. На самом деле таких сведений нет, но если исходить из практики, то в России ни одно из заявлений пользователей не удовлетворяется на стадии первичного обращения к поисковику, а все решения принимаются исключительно после вынесения соответствующего решения судом. Тем самым поисковики полностью снимают с себя всякую ответственность и перекладывают ее на усмотрение суда. Собственно, об этом и свидетельствует статистика, и вполне возможно, что разница количества удовлетворенных запросов, которая по миру выше почти в 2 раза, чем в России, связана как раз с тем, что большое количество заявителей удовлетворяются отказом поисковика и не идут за защитой своих прав в судебные органы.

К слову, совершенно не важно, является ли размещенная в Сети спорная информация правдивой по отношению к заявителю, да и в целом относится ли она в реальности к нему или, например, полностью вымышленная: вне зависимости от того, если даже информация неактуальна, противоречива, носит ложный характер либо нарушает его права и/или подрывает его репутацию, процедура удаления информации из Сети на основании «права на забвение» происходит по единым правилам:

  • с запросом о блокировке недостоверной или неактуальной информации в рамках «права на забвение» с соответствующим заявлением к поисковику может обратиться физическое лицо, чье право было нарушено;
  • поисковик имеет право удовлетворить или отказать в удовлетворении заявления;
  • если заявление в отведенный срок не было удовлетворено, пользователь может обратиться в суд с требованием о защите своих нарушенных прав;
  • юридическое лицо имеет право миновать стадию досудебной претензии и может сразу подать иск к поисковикам в соответствующие судебные инстанции.

При подготовке искового заявления к оператору поисковой системы с требованием прекратить выдачу в поисковиках ссылок на определенную информацию целесообразно учитывать следующие положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: ст. 2 п. 12, ст. 3, ст. 8, ст. 10.3, а также ст. 152.2 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, можно сделать вывод: процедура удаления из выдачи поисковиков информации в рамках права на забвение достаточно простая, но при этом на ее удовлетворение может понадобиться немало времени.