05.06.2025 Интеллектуальный дайджест за май: контрафактные споры и регулирование нейросетей Право.ру

Опубликованное в мае исследование подтвердило, что регистраций интеллектуальной собственности стало больше. При этом суммы взыскиваемых компенсаций в контрафактных спорах тоже увеличились. Эксперты связывают эти тренды с уходом иностранных брендов и развитием маркетплейсов. Госдума рассмотрит проект о внесении в Гражданский кодекс норм об ИИ. Еще завершился спор о товарных знаках Starbucks — СИП решил, что бренд Stars Coffee уже обрел самостоятельную известность у потребителей.
1

Тема месяца: защита интеллектуальных прав

Рост регистрации брендов

Консалтинговая компания RTM Group представила свое исследование, из которого следует, что сейчас в России намного чаще регистрируют бренды. За последние два года заявок стало на 56% больше, а в 2024 году их было больше 137 000.

Вячеслав Игумнов, канд. юрид. наук, юрист Косенков и Суворов , объяснил, что тенденция связана сразу с несколькими факторами:

  • С июня 2023 года появилась возможность регистрировать товарные знаки без статуса индивидуального предпринимателя.
  • После ухода с рынка многих иностранных брендов российские и китайские предприятия начали занимать освободившиеся ниши на рынке. Возможность для выхода на новый рынок получили также белорусские, казахстанские, узбекистанские и другие локальные бренды из ближнего зарубежья.
  • Товарные знаки регистрируют и покинувшие Россию зарубежные организации. Их нельзя будет прекратить еще три года с даты оформления, а потому компаниям интересно сохранить бренд в России. «Коммерсант» отметил, что иностранцы в 2024 году действительно стали активнее: они подали на 18% больше заявок на товарные знаки, что превысило уровень 2021 года. При этом замглавы Минпромторга Роман Чекушов сообщил изданию, что пока ни одна зарубежная компания не заявила о намерении вернуться в РФ.

Бизнес все чаще рассматривает товарные знаки как актив, который можно развивать, например, через франшизу или лицензирование. Но рано говорить, что люди стали ответственнее подходить к интеллектуальной собственности, так как их действия обусловлены скорее прагматичными и финансовыми причинами.

Вячеслав Игумнов, канд. юрид. наук, юрист Косенков и Суворов

Борьба с контрафактом

На фоне возросшего интереса к регистрации ИС стали больше суммы присуждаемых компенсаций за выпуск контрафактной продукции. По данным RTM Group, в 2024 году российские суды рассмотрели 6095 дел, связанных с защитой товарных знаков, а всего взыскали более 824 млн руб. (на 13% больше показателя 2023 года). По одному делу сумма может достичь 4 млн руб.

При этом покупатели стали меньше ориентироваться на популярные и известные иностранные бренды, поскольку многим из них сложно различить товары, которые поставляют напрямую от официального производителя или через серый импорт, и вовсе контрафакт, замечает Игумнов.

Иначе говоря, уход иностранных брендов создал нишу, которую заполняют российские производители и маркетплейсы. Потому товарные знаки регистрируют чаще, но одновременно повышаются риски появления контрафактной продукции. А это приводит к судебным спорам из-за нарушения прав на интеллектуальную собственность, резюмировал юрист.

2

Искусственный интеллект

Поправки о патентовании изобретений

В Госдуму внесли законопроект, которым предполагается включить ИИ в сферу регулирования Гражданского кодекса. «Уточнения допускают возможность получения патентной охраны изобретений, использующих системы машинного обучения, в том числе глубокого обучения, именуемые искусственным интеллектом», — подчеркивается в пояснительной записке.

Юрист Адвокатское бюро Nordic Star Дарья Биткина считает, что нововведение призвано упростить процедуру патентования IT-решений. Но, по ее мнению, нельзя однозначно предсказать влияние таких изменений на развитие IT-рынка в целом. С одной стороны, повышение уровня защищенности результата работ должно мотивировать разработчиков. С другой — нельзя исключать, что получение патента на то или иное IT-решение повлечет за собой вереницу злоупотреблений со стороны их правообладателей. В таком случае повышение уровня защиты IT-решений чрезмерно затормозит рынок, предупреждает Биткина.

Юрист Denuo Елена Четверикова добавила, что это свидетельствует о попытке найти баланс между защитой человеческого творчества и интересами бизнеса. Она полагает: для компаний это сигнал, что развитие ИИ возможно при условии корректно оформленных пользовательских соглашений и внутренних документов.

Юрист Semenov & Pevzner Екатерина Губаева тоже положительно оценивает законопроект. Она говорит, что благодаря ему появится возможность получать патентную охрану на динамические интерфейсы или персонажей компьютерных игр в качестве промышленных образцов. Предлагаемые поправки, кроме того, защитят разработчиков от копирования алгоритмов и интерфейсов, которые зачастую составляют его основную коммерческую ценность, полагает эксперт.

Сгенерированный товарный знак

17 мая Национальное бюро экспертизы интеллектуальной собственности обратило внимание на заявку жителя Обнинска, который решил зарегистрировать обозначение «Бомбардиро Крокодило» — это имя персонажа, сгенерированного нейросетью. Пока реакция Роспатента неизвестна.

Споры об использовании ИИ

Тема ИИ остается крайне актуальной в сфере интеллектуальной собственности. Основные споры о его использовании сейчас происходят за рубежом: в мае уволили главу Бюро авторского права США Ширу Перлмуттер, которая усомнилась в том, что защищенный авторским правом материал можно использовать для обучения нейросетей. Перлмуттер будет оспаривать увольнение в суде.

Сейчас в США не признают объектами авторского права изображения, созданные с применением ИИ, поскольку творческий вклад человека в них недостаточен, рассказывает Алина Емкужева, юрист BFL | PATENTUS Этот подход коррелирует с нормами российского гражданского права, согласно которым автором охраняемого произведения может быть только человек, а условием охраноспособности произведения становится творческий характер деятельности человека.

В России регулирование ИИ остается умеренным: государство не стремится к жестким ограничениям, понимая важность технологического развития.

Дарья Ермолина, партнер Denuo

3

Практика

Спор о товарных знаках Starbucks
Антону Пинскому, совладельцу сети кофеен Stars Coffee, отказали в досрочном прекращении охраны нескольких товарных знаков Starbucks. Такое решение принял Суд по интеллектуальным правам 14 мая (дело № СИП-420/2024). Starbucks Corporation настаивал на том, что кофейни Starbucks активно работали в России (2007–2022) и были популярны среди потребителей, а потому товарные знаки следует считать широко известными. Компания утверждала, что требования истца, по сути, направлены на легализацию введения потребителей в заблуждение и паразитирование на известности товарных знаков Starbucks.

СИП отметил, что на спорных товарных знаках ответчика изображена русалка с длинными волнистыми волосами и короной на голове, а в обозначениях истца — девушка в кокошнике. Суд сделал вывод, что изображения вызывают разные ассоциативные связи, имеют различную смысловую нагрузку и образ.

Важным в этом деле стало то, что младший товарный знак (так назвали обозначения Stars Coffee) тоже приобрели известность и репутацию у российского потребителя. Вероятность смешения таких обозначений снижается, поскольку потребители имеют сведения об обоих производителях и о товаре каждого из них, пишет в решении СИП. Подавляющее большинство респондентов (75%) знали, что рэпер и бизнесмен Тимур Юнусов (Тимати) и Пинский выкупили все активы американской сети кофеен Starbucks в России и предоставляют услуги в тех же кофейнях под новыми обозначениями.

Таким образом, суд решил, что существующие знаки не могут вводить в заблуждение потребителей, а потому отказал в иске.

Товарные знаки

Тренд на упрощенные обозначения

В мае «Телеканал ТВ3» добился регистрации товарного знака «3». Тем временем за границей производитель обуви Стив Мэдден подал в суд на Adidas — правообладателя дизайна из трех полосок. По мнению истца, компания пытается монополизировать полоски, так как судится с теми, кто используется две или четыре полоски. Иногда претензии приходят и тем, кто выпускает товары с непараллельными полосами.

«Простое» обозначение может получить правовую охрану при условии, что оно приобрело необходимую различительную способность за счет использования. Начальник отдела товарных знаков Городисский и Партнеры Алексей Кратюк объясняет, что для получения охраны необходимо доказать и документально подтвердить, что подобный знак за счет длительного и интенсивного применения, в особенности на территории России, стал известным и узнаваемым среди потребителей и начал ассоциироваться с конкретным производителем. Важным элементом доказательной базы послужат и результаты социологических и маркетинговых исследований.

«Простые» обозначения, как правило, не обладают «врожденной» различительной способностью. Возможность предоставления им охраны зависит от конкретных обстоятельств: впечатление от восприятия в целом, существование убедительной доказательной базы, подтверждающей приобретение различительной способности за счет использования, и подобное.

Алексей Кратюк, начальник отдела товарных знаков Городисский и Партнеры

Регистрация экобрендов

Как сообщает ТАСС, Комитет Госдумы по аграрным вопросам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, направленный на урегулирование правовых отношений в области маркировки органической продукции. С сентября планируют ввести запрет на использование экотерминов без сертификации на упаковке, а с сентября 2035 года — ограничить применение товарных знаков с экотерминами без подтверждающих документов.

Алексей Дарков, советник VERBA LEGAL , рассказал, что сложности с регистрацией новых экобрендов уже есть. По его словам, Роспатент начинает отказывать в регистрации обозначений с элементами bio-‎ и подобными, ссылаясь на риск введения потребителя в заблуждение (п. 3 ст. 1483 ГК). Ярким примером служит дело «‎Мистраль алко»‎, где даже представленные документы не убедили экспертов в правомерности использования экотерминов для алкоголя (дело № СИП-178/2025). Еще Дарков предупредил, что правовая коллизия возникнет в будущем и вокруг уже зарегистрированных товарных знаков: конкурентное преимущество может получить своеобразная «зеленая элита»‎ — компании, успевшие зарегистрировать экознаки до введения строгих требований.

Защита потребителя также находится под вопросом. Система экомаркировки должна повышать доверие к зеленым‎ обозначениям. Однако существующая правовая конструкция может привести к обратному эффекту — усилению потребительского недоверия, когда нанесенный экознак не будет гарантировать соответствие продукции экологическим стандартам.

Алексей Дарков, советник VERBA LEGAL