Вступил в силу закон о финансовом омбудсмене для граждан
С 3 сентября 2018 года в России появился финансовый омбудсмен. Эта должность введена Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ. Еще одним Федеральным законом N 133-ФЗ определен порядок работы уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.
Должность была в первую очередь введена для внесудебного разрешения споров граждан и страховых компаний по вопросам автомобильного страхования — ОСАГО и КАСКО. Но в процессе рассмотрения законопроекта в Госдуме ее функции решили расширить. Поэтому, начиная с 1 января 2019 года новый омбудсмен будет регулировать все вопросы, связанные со страховыми компаниями в целом, а начиная с 2020 года он будет решать споры граждан с микрофинансовыми организациями. В 2021 году для всех банков станет обязательным сотрудничество с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг.
На должность назначен бывший советник главы Центробанка Юрий Воронин. Помощь уполномоченного для граждан будет бесплатной. Но обратиться к нему сможет далеко не каждый. Законом установлены такие ограничения: подать жалобу можно только тем гражданам, чьи требования не превышают 500 000 рублей.
Заявление можно подать в письменном и электронном виде следующими способами:
1) направить непосредственно омбудсмену лично или по почте;
2) передать через центр по оказанию услуг «Мои документы» (МФЦ).
Финансовый уполномоченный должен рассмотреть заявление в течение 15 дней. Срок может быть продлен на 10 дней, если необходимо провести экспертизу. Решение омбудсмена будет являться обязательным для исполнения для банков, МФО и страховщиков. Он вступит в силу через 10 рабочих дней после его принятия и его можно оспорить в судебном порядке.
Если требование финансового уполномоченного не будет исполнено, то суд может оштрафовать банк или страховую компанию на 50% от суммы, которая фигурировала в споре.
С текстом закона можно ознакомиться по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299392/#dst100336