06.12.16. Изменения в регулировании сделок с заинтересованностью с 1 января 2017 года

С 1 января вступят в силу изменения в правовом регулировании сделок с заинтересованностью (Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и Федеральный закон „Об обществах с ограниченной ответственностью“ в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»).

О сделках:

Принцип добросовестности применительно к сделкам с заинтересованностью

В свое время в постановление Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 40 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о сделках с заинтересованностью» была затронута проблема применения принципа добросовестности к сделкам с заинтересованностью. Позиция Пленума состояла в следующем: если будет установлено, что другая сторона в двусторонней сделке или выгодоприобретатель по односторонней сделке не знали и не должны были знать о наличии признаков заинтересованности в сделке и несоблюдении установленного порядка ее совершения, по смыслу ст. 84 закона об акционерных обществах сделка не может быть признана судом недействительной.

Позже, в 2009 году, появился так называемый антирейдерский пакет, где позиция ВАС по сделкам с заинтересованностью была закреплена. Бремя доказывания неосведомленности о характере сделки возлагалось на ответчика. Однако со временем стало понятно, что эта позиция нуждается в доработке. Постановление Пленума № 40 было отменено, было издано постановление Пленума ВАС от 16.05.2014 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью». Постановлением была утверждена презумпция добросовестного поведения контрагента по сделкам с заинтересованностью.

В настоящее время схожие положения вносятся корпоративное законодательство, и бремя доказывания недобросовестности контрагента окончательно перекладывается на истца. Грядущие нововведения, по мнению разработчиков поправок, должны изменить порядок проведения due diligence по сделкам с заинтересованностью. Сейчас в корпоративном законодательстве закреплена презумпция недобросовестности контрагента: ответчик должен доказывать свою неосведомленность в том, что спорная сделка являлась для второй стороны сделкой с заинтересованностью и требовала одобрения. При совершении сделки необходимо запросить устав, бухгалтерский баланс, списки аффилированных лиц контрагента (чтобы узнать, что сделка действительно является сделкой с заинтересованностью).

С точки зрения авторов проекта поправок, они служат тому, чтобы контрагенты отказались от подобных проверок. Проверки нужны затем, чтобы снизить риски оспаривания сделки. Следовательно, если усложнить само оспаривание сделок, риски уменьшатся, и проверок тоже понадобится меньше. По положениям новой редакции истец должен будет доказать, что ответчик знал, заключается сделка с заинтересованностью.

Тем не менее, данная точка зрения вызывает критику: критики считают, что ключевым в споре является критерий заведомого причинения вреда, а не добросовестность. Поэтому смещение бремени доказывания добросовестности не будет иметь практического эффекта: не она, а убыточность сделки на настоящий момент является главным вопросом в таких спорах. Также проверки направлены на то, чтобы обезопасить компанию от обмана со стороны контрагента, это поведение нельзя изменить правовыми средствами. По мнению критиков, новеллы затруднят оспаривание сделок.

Оспаривание сделок с заинтересованностью

Влияние поправок в корпоративное законодательство на возможность оспаривания сделок с заинтересованностью эксперты оценивают по-разному.

Одна точка зрения заключается в том, что для оспаривания сделок с заинтересованностью, совершенных в ущерб интересам юридического лица, будет достаточно эффективного применения нормы п. 2 ст. 174 ГК РФ. А в остальном поправки избавляют участников гражданского оборота от необходимости каким-либо образом не доверять контрагентам или при заключении сделки опасаться, что ее могут оспорить.

Противоположная точка зрения состоит в том, что оспаривание сделок с заинтересованностью  на основании п. 2 ст. 174 ГК РФ еще не скоро будет работать так, как считают сторонники первой точки зрения. Ключевой проблемой здесь является то, что российские судьи пока не готовы обсуждать вопросы экономики и эффективности сделки, вопросы нерыночности сделки. Судам гораздо проще решать дела на основании чисто процедурных вопросов. И их неготовность обсуждать недобросовестность тех или иных бизнес-решений — проблема, которая на настоящий момент требует решения.

В сделках с заинтересованностью аффилированность заменят на подконтрольность

Одно из новшеств в отношении сделок с заинтересованностью заключается в замене критерия аффилированности на критерии контролирующих и подконтрольных лиц (п. 1 ст. 81 закона об акционерных обществах и п. 1 ст. 45 закона об обществах с ограниченной ответственностью). Понятие аффилированности не устраивало инвесторов, потому что оно не охватывает отношения контроля. Понятие аффилированности опирается на группу лиц, а группа лиц заканчивается через несколько ступенек. Таким образом, если есть достаточно сложная группа компаний, то в ее рамках можно совершать сделки под контролем одного лица. При этом формально они не являются сделками с заинтересованностью.

Со стороны крупного бизнеса претензия к понятию аффилированности была в том, что оно очень сложное, охватывает огромное количество не очень значимых связей (особенно это касается родственников). Такое количество связей нагружало бизнес излишним количеством сделок, которые требовали одобрения. Поэтому замена понятия аффилированности на понятие контроля создает перевес в другую сторону.

Теперь у инвесторов есть сквозной контроль, то есть все отношения подконтрольности теперь охватываются регулированием. С другой стороны, для бизнеса регулирование через понятие контроля гораздо проще, так как есть ограниченное количество связей, и инвесторы знают, когда у них есть подконтрольные компании. Так их гораздо проще отслеживать и своевременно выносить на одобрение. Представляется, что риски для добросовестно действующих сторон здесь отсутствуют. Конечно, понятие контроля сложное, и могут быть случаи, когда отношения контроля сразу и не заметны. Но, как правило, бизнес понимает, что у него находится под контролем, и ему несложно отслеживать сделки.

При этом меньше станет не подконтрольных лиц, а сделок, так как изменится порог материальности и незначительные сделки отпадут.

Критики поправок полагают, что это изменение — самое страшное, что произошло в законе. Благодаря усилиям ВАС РФ и Конституционного суда РФ понятие аффилированности стало пониматься правильно: как написано в законе о конкуренции, перечень аффилированных лиц является не закрытым, а открытым. Все ограничительные толкования суды в итоге преодолели. В реальности способы спрятать контроль очень многообразны — через водителей, любовниц, трасты, офшоры и проч. По мнению критиков, теперь оспорить такие сделки будет намного труднее.

Читайте об этом

Читайте также