07.11.17. О схеме снятия с розыска лиц как без вести пропавших, в случае если они не являются в правоохранительные органы

№12 (245) ИЮНЬ 2017 г. advgazeta.ru 11

О схеме снятия с розыска лиц как без вести пропавших, в случае если они не являются в правоохранительные органы

Николай Яшин АДВОКАТ АП Г. МОСКВЫ

Таков порядок, что к профессиональному защитнику граждане обращаются в слу- чае обнаружения себя в базе федерально- го розыска за совершение преступлений. Узнать об этом и не оказаться в изолято- ре возможно при условиях нахождения лица в иностранном государстве (как правило, на ПМЖ) и отсутствия между- народного розыска по базам Интерпола. Для большинства граждан объявление их правоохранительными органами в феде- ральный розыск является неприятным сюрпризом, так как уголовные дела чаще всего возбуждаются спустя длительное время после иммиграции и по весьма спорным обстоятельствам. Автор статьи рассматривает случай из собственной практики, связанный с розыском целой семьи. ТЕМА: снятие с розыска адвокатская кухня Прекратить розыск Доверитель числился в розы- ске вместе с семьей как без вести пропавший. В даль- нейшем было установлено, что в розыск его объявили родственники, но под давлением своих бывших бизнес-партнеров с целью установ- ления его фактического местона- хождения. Возвращаться на территорию России доверитель не планиро- вал, кроме того, главным условием оказания помощи являлась пол- ная конфиденциальность адреса нахождения без вести пропавшей семьи. Из поручения следовало, что необходимо достичь приня- тия решения о снятии всех членов семьи с розыска и исключить явку доверителей в правоохранительные органы любой страны. После установления основания розыска и его инициатора, кото- рым являлся один из отделов МВД России, начался сбор нормативной базы по данному вопросу. НОРМАТИВНАЯ БАЗА О РОЗЫСКЕ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ В силу ст. 10 Федерального зако- на от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной дея- тельности» (далее – Федеральный закон № 144-ФЗ) органы, осущест- вляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них данным зако- ном, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Дело оперативного учета пре- кращается в случаях решения кон- кретных задач оперативно-розыск- ной деятельности, предусмотрен- ных ст. 2 указанного закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объектив- ной невозможности решения этих задач, среди которых: осуществле- ние розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших. Какого-либо списка необходимых документов на снятие лица с розы- ска как без вести пропавшего ни в Федеральном законе № 144-ФЗ, ни в Инструкции о порядке рассмотре- ния заявлений, сообщений о пре- ступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с без- вестным исчезновением лиц (утв. приказом МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. № 38/14/5), не имеется. Следова- тельно, можно сделать вывод о том, что доказательством нахождения лица в живых может быть любое существенное обстоятельство. С учетом условий поручения единственным способом задоку- ментировать местонахождение и установить факт нахождения дове- рителей в живых было обращение в консульство РФ в иностранном государстве. Статьей 26 Федерального закона от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Кон- сульский устав Российской Феде- рации» закрепляется перечень нотариальных действий консуль- ского должностного лица. Для целей снятия лиц с розыска как без вести пропавших представляют интерес действия консульского должност- ного лица по удостоверению факта нахождения в живых, об установ- лении местонахождения гражда- нина, а также о тождественности гражданина с лицом, изображен- ным на фотографии. Для цели соблюдения тайны постоянного местонахождения до- верителей и с учетом их прожи- вания в азиатской стране, которая граничит с несколькими странами, было решено обратиться в консуль- ство РФ в соседнем государстве. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ На практике розыск без вести про- павшего прекращается при личной явке последнего в отдел МВД Рос- сии, где составляется заявление о том, что в отношении него за время его отсутствия не было совершено противоправных деяний, его отсут- ствие не связано с его похищением, в связи с чем лицо просит прекра- тить его розыск. Дополнительно у лица отбирается сотрудником поли- ции объяснение, в котором устанав- ливаются причины отъезда лица: почему не поставил в известность своих родственников, где находился в период нахождения в розыске. Следует отметить, что законода- тельного запрета на решение это- го вопроса через представителя не имеется. Поэтому правильным будет оформление заявления о прекраще- нии розыска доверителей от пред- ставителя с приложением ордера адвоката и доверенности (которая, кроме того, также подтверждает нахождение безвестно отсутствую- щих лиц в живых в виду того, что имеется подпись лица, заверенная консульским должностным лицом). В моем случае в розыске находился еще и несовершеннолетний, полно- мочия по представлению его интере- сов также оформлялись доверенно- стью от его законного представителя. Важнейшими для целей снятия с розыска безвестно отсутствующих лиц являются нотариально заве- ренные консульским должностным лицом документы. Речь идет о сви- детельстве об установлении факта нахождения лица в живых и свиде- тельстве о тождественности граж- данина с лицом, изображенным на фотографии. Выглядят указан- ные документы достаточно про- сто, выполнены не на бланке, а на обыкновенном листе формата А4, к свидетельству о тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, прикреплена фото- графия лица, указанного в свиде- тельстве. На всех документах стоят печати и подпись лица, совершив- шего нотариальное действие, а также номер регистрации в реестре нотари- альных документов консульства РФ. Исходя из личного опыта общения с органами МВД России, рекомен- дую также приобщить документы об оплате пошлины за совершение ука- занных нотариальных действий. На первоначальное заявление о прекращении розыска сотрудника- ми полиции истребовались допол- нительные документы, а именно заверенные копии паспортов дове- рителей и свидетельство о рождении несовершеннолетнего лица. В допол- нение ко всем документам были составлены еще и заявления от дове- рителей о прекращении их розыска с заверением их подписей консуль- ским должностным лицом. Интересен тот факт, что при полу- чении информации и документов от адвоката правоохранительные орга- ны РФ в случае сомнений не направ- ляют никаких запросов, а перекла- дывают это бремя на представителя. В связи с этим в целях экономии времени следует готовить наиболее полный пакет документов. Несмо- тря на это, с учетом отсутствия спи- ска документов, необходимых для снятия с розыска лиц как без вести пропавших, адвокат не застрахован от истребования дополнительных доказательств нахождения дове- рителей в живых. Первоначаль- но предлагалось даже осуществить трансляцию через Skype в режиме онлайн для того, чтобы убедиться, что вся семья жива и здорова, одна- ко впоследствии от этого отказались. ДОКУМЕНТЫ, ПОСЛУЖИВШИЕ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ СНЯТИЯ С РОЗЫСКА В итоге после всех обращений в правоохранительные органы спи- сок документов на снятие с розы- ска лиц как без вести пропавших выглядел следующим образом: 1) свидетельства об удостовере- нии консульским должностным лицом РФ тождественности граж- данина с лицом, изображенным на фотографии, в трех экземплярах на каждого моего доверителя; 2) свидетельства об удостовере- нии консульским должностным лицом РФ факта нахождения дове- рителей в живых и установление их местонахождения; 3) заверенная копия паспорта гражданина РФ на каждого; 4) заверенная копия загран- паспорта гражданина РФ на каждого; 5) заверенные собственноручно написанные заявления от каждого разыскиваемого; 6) ордеры адвоката; 7) доверенность от каждого дове- рителя, заверенная консульским должностным лицом; 8) квитанции об оплате пошлины по совершению нотариальных дей- ствий в консульстве. Указанные документы направля- лись доверителями международной службой экспресс-доставки DHL. На основании указанных докумен- тов розыск в отношении довери- телей был снят, соответствующая информация направлена в инфор- мационные центры МВД России. Возможно, описанный случай достаточно редок в профессиональ- ной деятельности адвоката. Связано это с тем, что нет никаких проблем в снятии розыска через правоохра- нительные органы РФ при личной явке разыскиваемого лица. Тем не менее специфика адвокатской дея- тельности подразумевает решение нестандартных проблем с предло- жением уникальных способов их разрешения. Надеюсь, что рекомен- дованный мной способ будет поле- зен в правоприменительной прак- тике по аналогичным ситуациям.