07.11.18г. Адвокатская палата Москвы ввела автоматизированное распределение дел по назначению . НАГ. № 21. Октябрь 2018.

Адвокатская палата Москвы ввела автоматизированное распределение дел по назначению

1 октября 2018 года Адвокатская палата Москвы перешла на автоматизированное распределение дел по назначению Член Совета Адвокатской палаты г. Москвы Сергей Зубков выражает уверенность, что Автоматизированная информационная система (далее – АИС АПМ) обеспечит справедливое и равномерное распределение дел по назначению между адвокатами и исключит субъективный фактор – человеческое вмешательство. – Какая задача была поставлена Советом Адвокатской палаты г. Москвы перед разработчиками системы автоматического распределения дел по назначению в порядке ст. 50 и 51 УПК РФ, ст. 50 ГПК РФ, а также ст. 54 КАС РФ (далее – участие в делах по назначению)? – Автоматическое распределение дел в Москве – это невероятно сложная и ответственная задача в силу очень большого числа адвокатов и адвокатских образований, а также судов, не говоря уже об органах следствия и дознания разных уровней, учитывая столичный статус. В первую очередь мы ставили задачу, чтобы механизм распределения дел был максимально прозрачным и чтобы никто (ни в палате, ни в судах и правоохранительных органах) не мог повлиять на процедуру назначения того или иного адвоката. Продуманная и доступная компьютерная программа должна стать полной гарант 2 серьезно заниматься защитой по назначению. У нас традиционно имеется довольно значительное число адвокатов, которые считают, что достаточно осуществить в год однудве защиты в соответствии со ст. 51 УПК РФ, чтобы считать выполненной свою обязанность по непосредственному участию в делах по назначению. В новой системе так работать не получится, заявки будут распределяться равномерно. Если адвокат в течение месяца фактически не участвовал в делах по назначению, то считается, что в этом месяце он участвует в делах по назначению материально. В этом случае адвокат обязан произвести ежемесячные обязательные отчисления (профессиональные расходы) на общие нужды адвокатской палаты за соответствующий месяц как адвокат, материально участвующий в делах по назначению. А адвокатам, которые постоянно не будут реагировать на предложения о принятии поручений, поступающие от системы, неминуемо придется изменить форму участия с личной на материальную вне зависимости от его пожеланий. При этом мы понимаем, что такое серьезное нововведение требует некоторого переходного периода, чтобы адвокаты и инициаторы заявок успели ознакомиться с системой и освоить новый порядок работы. Решение Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 27 сентября 2018 г. № 128, которым установлен этот порядок, вступило в силу и является обязательным для исполнения всеми адвокатами, зарегистрированными в реестре г. Москвы. Вместе с тем при реагировании на его нарушения в переходный период будет проявляться взвешенный подход и будут учитываться все обстоятельства, главным из которых является добросовестность действий адвоката. – Сколько понадобится специалистов, чтобы осуществлять администрирование такой системы, отвечать на вопросы пользователей? – Техническую поддержку будет осуществлять фирма-разработчик. Вся помощь будет оказываться оперативно путем электронного обращения в службы поддержки. При этом сама логика системы настолько упрощена для пользователей, что поток обращений, как мы рассчитываем, не будет слишком большим. Для инициаторов заявки работа с системой сводится к заполнению элементарной формы, в которой надо указать суд (орган дознания или следствия), инициирующий заявку, фамилии обратившегося лица (судьи или следователя) и подзащитного, номер дела и статью, по которой человека привлекают к ответственности. При работе с таким простым функционалом сложностей быть не должно. Адвокату же достаточно будет принять либо отклонить заявку. Если заявка принята и адвоката назначили, то он получает полную информацию по делу на странице заявки, к которой будет выдан доступ в личном кабинете. Все служебные оповещения будут дублироваться на почту. Кроме того, на сайте палаты размещены специальные памятки с инструкцией пользователя. Там есть все примеры необходимых действий. – Какие проблемы обнаружились на стадии тестирования? – Конечно, какие-то технические проблемы пришлось устранять. Они были связаны с неправильным срабатыванием логики программы. Мы принимали решения по изменению заложенных в программу служебных оповещений, которые можно было истолковать двояко, чтобы добиться исключения любой двусмысленности и не вводить людей в заблуждение. При этом мы подошли максимально гибко к работе в стартовый период эксплуатации системы: в случае технической невозможности обеспечить назначение адвоката через АИС АПМ, до 15 января 2019 г. допускается применение прежнего порядка назначения адвокатов без издания Распоряжения президента Палаты. – Определены ли сроки, когда автоматизированная система должна заработать в полном объеме? – В полном объеме система заработала с 1 октября 2018 г. Чтобы облегчить адаптацию пользователей, мы до 15 января 2019 г. ввели так называемый стартовый период эксплуатации работы с АИС. Всем адвокатам следует очень внимательно ознакомиться с документами, регламентирующими введение системы на территории Москвы: Решением www.yourpress.ru 3 Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 27 сентября 2018 г. № 128 и Правилами распределения дел по назначению. – А когда планируется ввести в действие мобильное приложение, позволяющее работать с системой без интернет-браузера? – Мобильное приложение упростит работу адвокатам и инициаторам – оно сократит время обработки заявки. Его мы введем в работу после первого периода эксплуатации системы в реальных условиях и устранения выявленных недостатков. – Как будет осуществляться работа с мобильным приложением? Кто будет являться его пользователем наряду с адвокатами? – Мобильным приложением, которое полностью дублирует web-версию, будут пользоваться все те же адвокаты и инициаторы заявок (органы дознания, предварительного следствия или суды). Для адвокатов же в мобильном приложении будут предусмотрены дополнительные функции: оперативный документооборот с палатой, возможность оплаты ежемесячных отчислений и др. – Как система будет фиксировать окончание работы по конкретному назначению, кто должен вводить такие сведения для оплаты труда адвоката? – На сегодняшний день адвокат сам размещает информацию об окончании работы по заявке. В дальнейшем мы рассчитываем на возможность автоматического обмена информацией с автоматизированной информационной системой инициаторов. – Поможет ли система в выявлении лиц, которые попытаются получить поручение на защиту, минуя автоматическое распределение? – Решением Совета Адвокатской палаты г. Москвы, начиная с 1 октября 2018 г., адвокаты, не прошедшие регистрацию в АИС АПМ как избравшие форму личного участия в делах по назначению, не имеют права участвовать в таких делах. Требования инициаторов об обеспечении участия защитника в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном ст. 50 и 51 УПК РФ, а также требования об обеспечении представителя в порядке, установленном ст. 50 ГПК РФ и ст. 54 КАС РФ, направленные в Палату, адвокатское образование, адвокату любым иным способом, кроме размещения требования в АИС АПМ, являются недействительными, не рассматриваются и не распределяются. Принятие и осуществление адвокатом защиты или представительства по назначению на основании запроса, поступившего к нему не через АИС АПМ, является дисциплинарным проступком и влечет за собой применение мер дисциплинарной ответственности. Однако мы исходим из презумпции добросовестности адвокатов. Надеюсь, что дисциплинарных производств в связи с переходом на АИС не последует. – Предусмотрен ли какой-то резервный вариант на случай форс-мажора, например, если сервер палаты будет обесточен? – Учитывая важность и сложность поставленной задачи, система аварийной работы, гарантирующая надежную защиту от любых сбоев и отключений, у нас, безусловно, предусмотрена. Беседовал Константин Катанян www.yourpress.ru