08.11.18. О границах полномочий банков по истребованию документов Отклик на статью «Ничем не ограниченное право банка» . НАГ. № 21. Октябрь 2018.

Андрей Носов, адвокат-партнер АБ «ФОРТиС» Самарской области

Закон обязывает, ЦБ предписывает

О границах полномочий банков по истребованию документов

Автор настоящего отклика на статью Юлии Севастьяновой «Ничем не ограниченное право банка» (см.: АГ. 2018. № 18 (275)) солидарен с мнением коллеги, что право банка самостоятельно определять перечень документов, подлежащих представлению в рамках реализации Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), фактически ничем не ограничено, и обращает внимание на следующее противоречие: в одном из дел1 суд пришел к выводу о том, что большая часть запрошенной банком информации непосредственно не связана с операциями по платежным поручениям, а направлена на оценку хозяйственной деятельности общества, что к компетенции банка не относится. В то время как ЦБ РФ предписывает запрашивать налоговые документы в подобных ситуациях. Актуальность вопроса о применении банками мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, как и вопросы их законности и обоснованности возрастает день ото дня. Несмотря на то что Закон № 115-ФЗ был принят в 2001 г., практика его применения (в том числе судебная) начала активно формироваться в последние 2–3 года под давлением Банка России. По информации, сообщенной интернет-изданием banki.ru, представители группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) следующей весной намерены приехать в Россию с проверкой, что неизбежно повлечет рост активности надзорного характера со стороны Банка России. Сомнений нет в том, что государство обязано обеспечивать территориальную целостность, обороноспособность, защищать основы конституционного строя, а также нравственность, здоровье населения, гарантировать защиту прав и свобод граждан. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данный принцип конкретизирован в федеральных законах путем установления гарантий. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (абз. 1 п. 1 ст. 421 ГК РФ). Стороны могут заключить договор – как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Из указанного следует, что свобода экономической деятельности может распространяться до тех пор, пока она не будет ограничена на основании и в порядке, установленном федеральным законом. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. 1 Решение от 31 января 2017 г. по делу № А62-7337/2016. www.yourpress.ru Закон № 115-ФЗ принимался в условиях, когда недобросовестные субъекты под видом экономической деятельности стали активно пользоваться гражданскими правами, преследуя явно преступные цели. Существовавшее положение вещей нужно было срочно менять, так как масштабы незаконных финансовых операций (отмывание, «обналичивание», вывод капитала, финансирование террористической и экстремистской деятельности), их количественные и качественные характеристики наносили непоправимый ущерб экономике государства. В таких условиях остановить этот разрушительный процесс можно было лишь путем установления и законодательного закрепления соответствующих ограничений и запретов. К основным обязанностям, которые вменяются банкам и иным кредитным организациям, относятся: обязанность идентифицировать своих клиентов, обязанность документально фиксировать сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в предусмотренных законом случаях отказывать в проведении операций. В своей статье Юлия Севастьянова высказалась о правомерности «антиотмывочных» оснований для отказа в проведении операций по банковскому счету, попыталась выявить границы полномочий банков по истребованию документов от клиентов. Следует согласиться с утверждением автора о том, что право кредитной организации самостоятельно определять перечень документов, подлежащих представлению в рамках реализации Закона № 115-ФЗ, а также их достаточность фактически ничем не ограничено. В соответствии с ч. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Согласно ч. 13.4 Закона № 115-ФЗ, в случае принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, предусмотренного п. 11 настоящей статьи, а в случае, если данная организация является кредитной организацией, – также решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), предусмотренного абз. 2 п. 5.2 настоящей статьи, клиент с учетом полученной от указанной организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации о причинах принятия соответствующего решения вправе представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада). Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом. Так, в одном из дел (решение от 31 января 2017 г. по делу № А62-7337/) суд пришел к выводу о том, что банк отказал в совершении операций по платежному поручению не в www.yourpress.ru связи с необычным характером операций, а в связи с непредоставлением истцом документов, запрашиваемых банком в обоснование иных операций. Суд пришел к выводу о том, что большая часть запрошенной банком информации непосредственно не связана с операциями по платежным поручениям, а направлена на оценку хозяйственной деятельности общества, ее соответствия налоговому, трудовому законодательству, требованиям законодательства по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов в период 2015 г. по второй квартал 2016 г., что в данном случае к компетенции банка не относится. Аналогичная позиция (постановление АС Уральского округа от 1 октября 2015 г. по делу № А60-7882/2015, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2016 г. по делу № А62-8157/2015). С другой стороны, как отметил Арбитражный суд г. Москвы, письмом Центрального банка РФ от 31 декабря 2014 г. № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», кредитным организациям предписано в случае выявления в деятельности клиентов операций, соответствующих признакам транзитных, запрашивать у клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы (надлежащим образом заверенные копии) (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему РФ (решение АС Московской области от 4 декабря 2017 г. по делу № А40-168980/17-81-1599, определение 9 ААС от 26 марта 2018 г., постановление АС Московского округа от 11 июля 2018 г.). www.yourpress.ru