08.12.19. Правовое регулирование авторского права в Интернет-среде. www.9111.ru

Правовое регулирование авторского права в Интернет-среде

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (3,50) ( 6)
588 просмотров
0 комментариев

31 октября 2019 в 10:33

Основной особенностью Интернета является трансграничный характер. А особенность правоотношений в данной среде – то, что они складываются по поводу объектов, выраженных в цифровой форме. В связи с неопределенностью правовой природы отношений в сети, возникают вопросы относительно их правового регулирования.

Три точки зрения на интернет

В научных работах, в том числе, у Вилинова А.М, встречается вывод о том, что на сегодняшний день существуют три основные точки зрения по поводу правового регулирования правоотношений в Интернете:

1. Правоотношения в сети можно урегулировать посредством действующего законодательства, в которое при необходимости можно внести изменения.

2. В связи с тем, что правоотношения в сети имеют специфику, необходимо принять специальный закон или заключить новые международные договоры в данной сфере.

3. Интернет первоначально был создан с целью свободного обмена данными, следовательно, регулирование отношений внутри сети посредством закона – нецелесообразно. В данной сфере необходимо исключительно саморегулирование.

Реалии России

На практике нашего государства так же, как и на международном уровне, реально применяется первый подход. В силу общего характера действие международных актов, регулирующих авторские права, а также часть IV ГК РФ в соответствующей части, распространяют свое действие и на правоотношения по поводу авторских прав в Интернете.

Так, на настоящий момент существует база международных источников, регулирующих авторское право. Одним из основных таких источников является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886 г., которая впервые стала регулировать авторские права. Россия стала участником Конвенции с 13 марта 1995 г. Данный документ содержит общие основы и принципы охраны авторских прав – минимальные стандарты охраны литературных и художественных произведений, поэтому для применения конвенции государства-члены могут привести в соответствие с ней свое законодательство.

Также действует принцип национального режима, в соответствии с которым государства-члены конвенции обязаны предоставлять иностранным авторам тот же объем прав, который предусмотрен для авторов данного государства.

Данная конвенция не содержит конкретных норм, регулирующих правоотношения в Интернете. Но можно согласиться с мнением Е.А. Моргуновой, которая считает, что к «любым средствам», с помощью которых согласно ст. 11ter Бернской конвенции автор имеет исключительное право на сообщение литературного произведения для всеобщего сведения, можно отнести и размещение такого произведения в сети.

Всемирная конвенция

По сравнению с Бернской конвенцией Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. предусматривает более низкий уровень охраны авторских прав, так как она разрабатывалась с целью привлечения наибольшего количества государств, включая и те, которые не готовы пока обеспечить тот уровень защиты авторских прав, который предусмотрен Бернской конвенцией.

Так же, как и Бернская, Всемирная конвенция содержит общие положения и принципы об авторском праве и не дает отсылок конкретно к правоотношениям в сети Интернет в связи с отсутствием таковых на момент ее принятия.

К Всемирной конвенции об авторском праве СССР присоединился 27 мая 1973 г. Именно с этого момента произведения авторов СССР стали охраняться за его пределами.

Другие нормативные акты

Стокгольмская конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ВОИС) принята 14 июня 1967 года. ВОИС является учреждением ООН, которое ответственно за функционирование международной защиты интеллектуальной собственности. ВОИС дает рекомендации по правовыми вопросами в том числе в области защиты авторских прав.

В 1996 г. в Женеве были заключены международные договоры, направленные на решение проблем охраны авторских прав и управления ими в отношении электронных произведений в Интернете.

Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. предусматривают обеспечение охраны интересов правообладателей при распространении их произведений в сети, а также содержат положения, требующие от национальных законодателей обеспечения эффективной охраны технических мер путем запрета импорта, изготовления и распространения незаконных устройств или материалов, запрета действий, которые могут наносить ущерб системам информации об управлении правами.

В отношении договора ВОИС по авторскому праву особое значение имеют Согласованные заявления. В них закреплено, что «право на воспроизведение, как оно определено в ст.9 Бернской конвенции, и допускаемые этой статьей исключения применяются к цифровой среде и, в частности, в отношении использования произведений в цифровой форме». Хранение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в контексте ст. 9 Бернской конвенции.

Следует отметить Римскую конвенцию от 18.05.1961 г., которая стала первым универсальным международным договором. Российская Федерация присоединилась к конвенции 26 мая 2003 г.

Также с февраля 2001 года действует Директива ЕС, которая предусматривает защиту авторских прав на размещенные в Интернете фильмы, музыкальные и литературные произведения. Государства, являющиеся членами ЕС, могут использовать исключения, предусмотренные Директивой. На данный момент действует Директива ЕС № 2014/26/EU о коллективном управлении авторскими и смежными правами и мультитерриториальном лицензировании прав на музыкальные произведения в целях использования на внутреннем рынке в режиме онлайн.

Российская Федерация участвует в универсальных и региональных международных договорах, что позволяет обеспечить охрану и защиту прав российских авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций за рубежом; гарантирует охрану прав на произведения и объекты смежных прав иностранных правообладателей.

В Российской Федерации к числу источников, которые регулируют отношения, связанные с защитой авторских прав, относят следующие:

  • Конституция РФ, в которой в первую очередь речь идет о ч. 1 ст. 44, где закреплено, что «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Также в Конституции РФ содержатся нормы о защите имущественных и личных неимущественных прав (ст. ст. 2, 15, 17, 18, 45, 46, 48, 53, 55 и др.).
  • С 1 января 2008 года вступила в силу IV часть Гражданского кодекса РФ, которая объединила в себе нормы об интеллектуальной собственности различных специальных законодательных актов. В данном контексте актуально мнение В.Р. Фирсова о том, что IV часть ГК РФ – это попытка адаптировать законодательные нормы XX века к цифровой среде в ХХI веке. С данным мнением нельзя не согласиться, потому что IV часть ГК РФ как базовый источник, регулирующий авторское право, содержит лишь общие положения и принципы. Данные нормы не способны должным образом урегулировать стремительно развивающиеся правоотношения в данной сфере, следовательно, необходим отдельный законодательный акт.

К источникам, регулирующим отношения, связанные с авторскими правами в Интернете и содержащим специальные нормы, можно отнести следующие:

  • ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» от 2 июля 2013 г.,
  • ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006; ФЗ «О коммерцеской тайне»,
  • ФЗ «О рекламе» и другие.

Вывод

Таким образом, правовое регулирование правоотношений по поводу объектов авторских прав в Интернете на настоящий момент осуществляется с помощью действующего законодательства как на отечественном, так и на международном уровне. Общий характер норм и принципов позволяет применять их к новым отношениям, но существующие нормы не отражают специфики отношений в Интернет-среде и не способны быть средством защиты прав авторов.

Исходя из этого, законодателю стоит прислушаться к мнению сторонников второго подхода к правовому регулированию правоотношений в Интернет-среде и задуматься над разработкой специального законодательства в данной области.