09.11.19. Досрочная пенсия по старости. О проблемах правоприменения при определении права на досрочную пенсию по старости. АГ.

Досрочная пенсия по старости

О проблемах правоприменения при определении права на досрочную пенсию по старости
Яцученко Татьяна
Яцученко Татьяна

Адвокат, старший преподаватель кафедры трудового, земельного и финансового права Новосибирского юридического института (филиала) ТГУ
Материал выпуска № 21 (302) 1-15 ноября 2019 года.

Окончание.
Начало в «АГ». № 20 (301).

Проблемы правоприменения при установлении досрочных пенсий по старости обусловлены различными причинами. С одной стороны, наличием сложного механизма правового регулирования и правовой неопределенностью отдельных нормативных положений. С другой стороны, позицией Пенсионного фонда, согласно которой законодательство о пенсиях должно применяться «строго текстуально» и «расширительному» толкованию не подлежит. Совокупность указанных причин приводит к спорам о праве на досрочную пенсию по старости и обращению за правовой помощью к адвокату. В связи с этим автор настоящей статьи полагает целесообразным обратить внимание на особенности правового регулирования отношений по установлению досрочных пенсий, выделить основные категории споров о праве на пенсию и уделить внимание отдельным проблемам правоприменения.

Читайте также комментарии к данному материалу д.ю.н., профессора, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения НИУ ВШЭ, адвоката Межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам Марины Буяновой и к.ю.н., доцента кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Оксаны Ерофеевой.

Споры, связанные с применением льгот в связи с работой на соответствующих видах работ в РКС, МКС

Споры, связанные с суммированием стажа на соответствующих видах работ и снижением пенсионного возраста для права на пенсию в связи с работой на соответствующих видах работ лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (РКС, МКС), являются более сложными и в части дополнительного снижения пенсионного возраста имеют принципиально различные судебные позиции.

Нормативные положения ст. 33 Закона о страховых пенсиях закрепляют две льготы в связи с наличием стажа работы на соответствующих видах работ и стажа работы в РКС, МКС.

Льгота в п. 1 ст. 33 Закона о страховых пенсиях применяется при установлении досрочной пенсии по п. 6 ст. 32 данного закона в связи с работой в РКС, МКС. Суть льготы заключается в том, что к периодам работы в РКС, МКС суммируются периоды работы на соответствующих видах работ, предусмотренные п. 1–10, 16–18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.

Льгота в п. 2 ст. 33 данного закона применяется при установлении досрочной пенсии по п. 1–10, 16–18 ч. 1 ст. 30 указанного закона в связи с работой на соответствующих видах работ. Суть льготы в том, что при наличии требуемого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ для права на пенсию в связи с работой на соответствующих видах работ и наличии не менее 15 календарных лет работы в РКС либо не менее 20 календарных лет работы в МКС возраст, установленный для досрочного назначения пенсии в связи с работой на соответствующих видах работ, уменьшается на пять лет.

На первый взгляд, правовые нормы ясны. Вместе с тем в тех случаях, когда периоды работы на соответствующих видах работ имели место в РКС или МКС, возникает ряд вопросов:

  • Можно ли при определении стажа работы в РКС, МКС один и тот же период учесть в порядке суммирования по п. 1 ст. 33 Закона дважды: как период работы в РКС, МКС и как период работы на соответствующих видах работ?
  • Можно ли такой период работы учесть одновременно по двум основаниям досрочного назначения пенсии: как стаж на соответствующих видах работ и как стаж работы в РКС, МКС?
  • Можно ли по таким периодам работы, имевшим место до 1 января 2002 г., факт работы в РКС, МКС учесть дважды: как основание для исчисления периода работы на соответствующих работах в полуторном размере и как самостоятельное основание для дополнительного снижения возраста досрочного назначения пенсии в связи с работой на соответствующих видах работ?

По существу, во всех случаях вопросы связаны с учетом двух неблагоприятных факторов условий труда (соответствующие виды работ и особые природно-климатические условия (РКС, МКС)). Однако в первом случае ставится вопрос о повторном учете одного и того же периода работы в одном виде стажа – стаже работы в РКС, МКС для права на досрочную пенсию в связи с работой в РКС, МКС. Во втором – для включения одного и того же периода работы в разные виды стажа (стаж на соответствующих видах работ и стаж в РКС, МКС) для дополнительного снижения пенсионного возраста на 5 лет. В третьем случае ставится такой же вопрос, как и во втором случае; кроме того, об учете занятости в РКС, МКС не только для включения в стаж работы в РКС, МКС, а также для исчисления стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 г. в полуторном размере в связи с занятостью в РКС, МКС. Фактически неблагоприятный фактор занятости в РКС, МКС необходимо учесть дважды: при исчислении стажа на соответствующих видах работ и при определении стажа работы в РКС.

В ст. 33 Закона о страховых пенсиях и в нормативных положениях, устанавливающих порядок исчисления стажа, отсутствуют нормы, прямо регулирующие указанные спорные правоотношения.

Вместе с тем по вопросу: «можно ли при определении стажа работы в РКС, МКС один и тот же период учесть в порядке суммирования дважды: как период работы в РКС, МКС и как период работы на соответствующих видах работ?», представляется, что такой период не может быть учтен повторно.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях правовое значение имеет календарная продолжительность стажа работы в РКС или в МКС. Повторный учет одного и того же периода работы, если исходить из того, что работа одновременно выполнялась и в РКС либо в МКС, и на соответствующих видах работ, нарушает принцип календарного исчисления стажа.

В связи с этим, исходя из положений п. 6 ч. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 Закона о страховых пенсиях, суммировать к периодам работы в РКС, МКС возможно только периоды работы, не совпадающие по времени. Иными словами, периоды работы на соответствующих видах работ, которые имели место за пределами РКС, МКС.

Правовая позиция, что суммирование периодов работы возможно лишь только тогда, когда они не совпадают по времени, иное противоречило бы принципу календарного порядка исчисления стажа, отражена в апелляционном определении Алтайского краевого суда от 26 декабря 2018 г. по делу № 33–10877/2018.

К такому выводу суд апелляционной инстанции пришел, исходя из разъяснений в п. 24 Постановления № 30 и системного применения положений п. 6 ч. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 Закона о страховых пенсиях, подп. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 (далее – Постановление № 516) и постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 651 (далее – Постановление № 651, устанавливающих порядок приравнивания к работе в РКС и МКС периодов работы на соответствующих видах работ.

Следует отметить, что нормативные положения подп. 2 п. 2 Постановления № 516, определяющие правила суммирования (приравнивания) к периодам работы в РКС, МКС периодов работы на соответствующих видах работ, являлись предметом жалобы в Конституционный Суд РФ. В своей жалобе гражданин Н. В. Мацугин ссылался на то, что нормативные положения подп. 2 п. 2 Правил, утвержденных Постановлением № 516, как не содержащие положений о том, в какой местности должна осуществляться работа с тяжелыми условиями труда, позволяют правоприменительным органам при определении продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях суммировать периоды работы в указанных районах с периодами занятости на работах с тяжелыми условиями труда, протекавшими только за пределами указанных районов, что не соответствует ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд РФ в своем определении от 26 апреля 2016 г. № 782-О указал, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 33 Закона о страховых пенсиях определение порядка исчисления стажа работы в РКС, МКС для права на досрочную пенсию по старости в связи с работой в указанных местностях отнесено к компетенции Правительства РФ. Правительство РФ во исполнение предоставленного ему полномочия в подп. 2 п. 2 Правил, утвержденных Постановлением № 516, и своем Постановлении № 651 определило, что в случае, если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.

Представляется, что в целях достижения ясности и однозначности правового регулирования в Постановление № 651, регулирующее порядок суммирования стажа, необходимо внести дополнения, указав, что суммирование к периодам работы в РКС, МКС периодов работы на соответствующих видах работ возможно лишь только тогда, когда они не совпадают по времени, т. е. имели место за пределами РКС, МКС.

По вопросу: «можно ли при установлении досрочной пенсии в связи с работой на соответствующих видах работ для дополнительного снижения досрочного пенсионного возраста на 5 лет учесть период р аботы на соответствующих видах работ в РКС, МКС одновременно по двум основаниям досрочного назначения пенсии: как стаж работы на соответствующих видах работ и как стаж в РКС, МКС?», представляется, что можно.

В силу п. 1–10, 16–18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях работа на соответствующих видах работ определенной законом продолжительности является самостоятельным основанием досрочного назначения пенсии. Равно, как и работа в РКС, МКС в силу п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях является самостоятельным основанием досрочного назначения пенсии. В Законе о страховых пенсиях отсутствуют нормативные положения, в соответствии с которыми период работы на соответствующих видах работ в РКС или МКС может учитываться по выбору лица только по одному основанию досрочного назначения пенсии. Такое ограничение не установлено Законом и при дополнительном снижении досрочного пенсионного возраста по п. 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях.

В связи с этим период работы на соответствующих видах работ в РКС, МКС может учитываться для дополнительного снижения досрочного пенсионного возраста при назначении пенсии в связи с работой на соответствующих видах работ как стаж работы на соответствующих видах работ и как стаж работы в РКС, МКС.

Следует отметить, что и в судебной практике такие периоды при разрешении споров, связанных с применением п. 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях, учитываются в стаже работы на соответствующих видах работ и в стаже работы в РКС или МКС.

Например, апелляционное определение Новосибирского областного суда от 30 августа 2018 г. по делу № 33–8354/2018. Как следует из апелляционного определения, период работы на соответствующих видах работ был включен и в стаж на соответствующих видах работ и в стаж работы в РКС.

В апелляционных определениях Санкт-Петербургского городского суда от 20 ноября 2018 г. по делу № 33–23450/2018, Свердловского областного суда от 2 октября 2015 г. по делу № 33–15123/2015 также усматривается включение периодов работы на соответствующих видах работ в РКС в стаж на соответствующих видах работ и в стаж работы в РКС; отказано было в части исчисления стажа работы на соответствующих видах работ в полуторном размере в связи с работой в РКС.

По вопросу «можно ли по периодам работы на соответствующих видах работ в РКС или МКС, имевшим место до 1 января 2002 г., учесть факт работы в РКС, МКС дважды: как основание для исчисления периода работы на соответствующих работах в полуторном размере и как самостоятельное основание для дополнительного снижения возраста досрочного назначения пенсии в связи с работой на соответствующих видах работ?» в судебной практике отсутствует единая правовая позиция.

Например, в апелляционном определении Алтайского краевого суда от 17 мая 2017 г. по делу № 33–4366/2017, отменяя решение районного суда, суд согласился с доводами истца о применении к периоду работы на соответствующих видах работ в связи с работой в РКС положений ст. 94 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»1 о льготном исчислении периода работы и применении положений п. 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях о дополнительном снижении досрочного пенсионного возраста за стаж работы в РКС.

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы на соответствующих видах работ могут исчисляться с применением порядка исчисления, действовавшего в период работы.

Поскольку положения ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривали исчисление периодов работы на соответствующих видах работ в РКС, МКС для права на досрочную пенсию в связи с работой на соответствующих видах в полуторном размере, то исковые требования подлежат удовлетворению.

В апелляционных определениях Свердловского областного суда от 2 октября 2015 г. по делу № 33–15123/2015, Санкт-Петербургского городского суда от 20 ноября 2018 г. по делу № 33–23450/2018, отклоняя довод истца о применении ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», суды исходили из того, что по смыслу указанной статьи, льготное исчисление трудового стажа (в том числе специального) предусматривалось в целях определения права на пенсию по основаниям, предусмотренным ст. 10, 11, 12, 29 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а не в целях суммирования трудового стажа в порядке ст. 29 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520–1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (примеч.: в настоящее время п. 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях).

Как указано судами, из этих положений закона в их взаимосвязи не следовала возможность одновременного учета факта работы в районах Крайнего Севера как обстоятельства, влекущего льготное исчисление стажа работы в особых условиях, дающего право на досрочное назначение пенсии и как самостоятельного основания для дополнительного снижения пенсионного возраста, что к тому же противоречило бы смыслу понятия суммирования трудового стажа. Следовательно, условием дополнительного снижения на 5 лет возраста, установленного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является наличие необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календарном порядке.

С указанной позицией сложно согласиться.

Согласно ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы на соответствующих видах работ для досрочного назначения пенсии по п. 1–10, 16–18 ч. 1 ст. 30 Закона могут исчисляться в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим в период работы.

До 1 января 2002 г. установление пенсий, в том числе в связи с особыми условиями труда (в настоящее время досрочных в связи с выполнением работ на соответствующих видах работ), регулировалось Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Право на пенсию в связи с особыми условиями труда предусматривалось ст. 12 Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со ст. 94 указанного Закона при подсчете трудового стажа, в том числе с особыми условиями труда, предусмотренными ст. 12 Закона, периоды работы в РКС, МКС исчислялись в полуторном размере.

Исходя из указанных норм, периоды работы на соответствующих видах работ, имевшие место в РКС, МКС до 1 января 2002 г., при досрочном назначении пенсии по п. 1–10, 16–18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях подлежат исчислению в полуторном размере.

Учитывая то обстоятельство, что период работы на соответствующих видах работ в РКС, МКС исходя из условий труда, в которых выполнялась работа, самостоятельно может быть включен как в стаж на соответствующих видах работ для права на пенсию по п. 1–10, 16–18 ч. 1 ст. 30, так и в стаж работы в РКС, МКС для права на пенсию по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях, представляется, что при исчислении стажа для права на пенсию должен применяться тот порядок исчисления, который установлен в отношении основания досрочного назначения пенсии. Кроме того, в п. 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях отсутствуют положения, которыми предписывалось бы включать периоды работы на соответствующих видах работ в РКС, МКС в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении. В ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях также отсутствуют положения, которые исключали бы возможность применения ранее действовавшего порядка исчисления стажа при применении положений п. 2 ст. 33 Закона.

В связи с этим при определении права на досрочную пенсию в связи с работой на соответствующих видах работ с применением положений п. 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях периоды работы на соответствующих видах работ до 1 января 2002 г. могут исчисляться в полуторном размере в связи с работой в РКС, МКС.