10.06.19. В делах о домашнем насилии Участие специалиста-психолога – залог успеха судебно-психологической экспертизы

В делах о домашнем насилии

Участие специалиста-психолога – залог успеха судебно-психологической экспертизы
Мохова Светлана

Мохова Светлана

Канд. псих. наук, психолог-эксперт АНО «Справедливая медицина»
Материал выпуска № 8 (289) 16-30 апреля 2019 года.

Автор настоящей статьи объясняет, каким образом судебно-психологическая экспертиза может помочь адвокату в выстраивании позиции защиты и сборе доказательств, в чем состоит специфика субъектов психологического исследования, его задач, источников данных для психолога, а также формулирования вопросов к экспертам.

Участие эксперта-психолога – важный инструмент для адвоката при выработке позиции и сборе доказательств

Участие эксперта-психолога в делах о домашнем насилии может быть полезно для адвоката, занимающегося сбором доказательств вины нападавшего, усиливая его позицию по следующим вопросам: оценка достоверности показаний; оценка надежности свидетеля; определение способности свидетелей и потерпевших давать показания. Адвокат бывает заинтересован в проведении судебно-психологической экспертизы, желая собрать данные, подкрепляющие избранную им позицию относительно: факта произошедшего (было или не было); сопутствующих факту домашнего насилия разрушительных для потерпевших негативных последствий, доказав наличие которых, можно, помимо основного вопроса, переходить к дополнительным, в частности, к взысканию компенсации морального ущерба потерпевшим.

Привлечение к укреплению избранной адвокатом позиции судебно-психологической экспертизы позволяет, кроме того, предвосхитить вопросы суда и противоположной стороны в процессе о степени включенности потерпевших в момент возникшей криминальной ситуации. Такого рода вопросы (драка или избиение, секс или изнасилование) могли бы и не появляться, но в силу сложившейся культурной традиции общеприняты и сочетаются с гипотетической возможностью морального оправдания допущенного домашнего насилия и виновного в нем.

Самого факта чьего-либо обращения за помощью и защитой бывает недостаточно, высказывания типа «может быть, сама жертва хотела…», «может быть, что-то в жертве провоцировало…» составляют обычную практику. Поскольку вопросы, связанные с домашним насилием, для всех участников судебного процесса относительно новы, а в силу их специфики в значительной степени затрагивают личные эмоции и жизненный опыт участников процесса, постоянным фоном присутствует искушение опереться при рассмотрении поставленных вопросов на личный опыт и эмоции. Такая диффузия иррациональных компонентов человеческого сознания в стоящие перед адвокатом рациональные задачи может рождать у адвоката чувство беспомощности, если вообще будет отрефлексирована.

Привлечение возможностей психологической науки в виде подготовки заключения эксперта-психолога, ходатайство об опросе эксперта-психолога в судебном заседании позволяют снизить влияние иррационального, исключая вероятность обсуждать в качестве отступления от эмоционально-значимой острой темы всевозможные «может быть», позволяя пресекать подобные отступления, напоминая, что прямо здесь и сейчас присутствует специалист именно по этим «может быть», касающимся душевных движений (или документированное мнение специалиста в форме «заключения специалиста-психолога»).

Среди известных причин неточностей в показаниях свидетелей, потерпевших, подозреваемых можно перечислить такие как: «нормальные ошибки памяти», «патологические страдания памяти», «патологическая ложь», плохо развитая наблюдательность, склонность к фантазированию и внушению, естественная склонность заполнять пробелы в воспринятой информации в случае ее неясности и нечеткости до законченного образа.

У адвоката нет собственных инструментов, с помощью которых можно было бы исключить влияние перечисленных факторов человеческой природы. Для него в делах о домашнем насилии таким инструментом является психолог, способный подготовить заключение, дифференцирующее психологические проявления участников процесса, и предоставить документ, на который возможно будет опираться в дальнейшем.

Субъекты и предмет психологического исследования

Работа эксперта-психолога касается потерпевших, свидетелей, обвиняемых и подозреваемых, в отношении которых возникают сомнения в их способности давать показания. Они выступают в качестве субъектов психологического исследования. Предмет психологического исследования – это способность субъекта правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них показания, а также актуальная возможность реализации этой способности в конкретный юридически значимый момент.

Способность субъекта правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них показания может снижаться под влиянием таких факторов, как: добросовестные заблуждения (отличаются от сознательной лжи отсутствием намерения солгать), искажение информации за счет ошибок перекодировки образных представлений в вербальную форму (зависят от уровня интеллектуального развития индивида и его способности строить речевые высказывания), зависимость показаний от допрашивающего (следователя), от уровня его интеллектуального и речевого развития, словарного запаса, способности излагать мысли. Это важно, так как люди не только отвечают на поставленные перед ними следователем вопросы, но и в случае их сомнений в содержании и последовательности излагаемых фактов способны дополнять имеющиеся у них образы памяти новыми суждениями, размышлениями, определяющими и отчасти подменяющими их дальнейшие воспоминания об обсуждаемых фактах. Характер стимульного материала (поставленные вопросы), внешние условия восприятия и воспроизведения стимульного материала (стресс, шумы, новая тревожащая обстановка) способны оказывать влияние на содержание показаний.

Также важными моментами, влияющими на точность получаемых от субъекта данных, являются следующие: время от восприятия события до его воспроизведения и индивидуальные особенности самого опрашиваемого (потерпевшего, свидетеля и пр.).

Чем более психотравмирующим было событие, тем большим искажениям может быть подвержено сохраняющееся в памяти воспоминание о произошедших фактах и их последовательности, тем больше элементов воспоминания может быть как потеряно, так и искажено путем несознательного добавления недостоверных элементов (ложная память). Разные люди в разной степени способны и склонны к защитному искажению образов памяти, поэтому возникает вопрос об индивидуальных особенностях опрашиваемого. Во всяком случае следует иметь в виду, что после пережитого психотравмирующего события психика человека выполняет задачу самосохранения и самовосстановления, подавляя или искажая, дополняя с этой целью болезненные воспоминания.

Каждое повторное воспроизведение сохраняющихся в памяти данных, кроме информационной (ответить на вопросы, что было), несет защитную функцию (сделать пережитый опыт таким, с которым психика сможет далее успешно существовать). И чем больше времени проходит, чем больше повторяющихся попыток воспроизведения сохраняющихся в памяти данных, тем они становятся менее точны, невольно для субъекта дополняясь последующими переживаниями и мыслями по этому поводу.

Поскольку сам субъект не принимает решения о том, чтобы подобные трансформации происходили в его психике, он не может ни сопротивляться собственной внутренней психической работе, ни приостановить или затормозить ее. Чем здесь может быть полезен психолог? Он разъясняет вопросы, затрагивающие психические процессы, состояния, свойства личности участников процесса. Выводы в заключении эксперта психолога делаются на основании научно-объективных данных, т.е. таких сведений, которые на основе научно обоснованных методов могут раскрыть происходящее в психических процессах, состояниях и свойствах личности исследуемого индивида.

С помощью психологических методов может быть исследована внешняя, фактическая сторона и внутренняя, содержательная сторона воспринятого субъектом. При этом внешняя, фактическая сторона – это восприятие событий на уровне чувственного отражения, т.е. восприятие предметов, их сочетаний, действий обвиняемого, окружающих и своих собственных, их последовательность.

Внутренняя содержательная сторона – это понимание объективного (культурно-социального) значения происходящего события, реалистичное оценивание его уже в момент происшествия, личностное отношение к происходящему (из которого вырастает и способность оказывать сопротивление в момент криминальной ситуации, и психотравмирующее воздействие этой ситуации).

Задачи психологического исследования

Задачи психологического исследования связаны с предметом психологии и существующим научным психологическим инструментарием. Это такие задачи, как: изучение особенностей познавательной сферы; определение индивидуальных и возрастных особенностей; изучение индивидуально-психологических особенностей, оказывающих влияние на процессы запоминания, переработки, хранения и воспроизведения информации; анализ динамики психического и эмоционального состояния; определение значения и роли событий, произошедших после криминальной ситуации.

С помощью имеющихся психологических методик психолог выясняет такие особенности подэкспертного, как: сенсорные дефекты (если есть); черты актуального психического развития, в том числе когнитивной сферы: восприятие, внимание, память и мышление; наличие отставания и аномалий развития (дизонтогенез, усугубляющий вину домашнего насильника в случае, например, если по паспортному возрасту жертва совершеннолетняя, но в силу дизонтогенеза психологический возраст может отличаться от паспортного); особенности развития эмоционально-волевой сферы и сформированности личностных структур; наличие таких свойств, как повышенные фантазирование и внушаемость; особенности эмоционального состояния.

Средства психологической науки могут быть полезны и для прояснения объективных условий криминальной ситуации (оценка потенциальной способности субъекта воспринять некий зрительный или слуховой стимул, исходя из психофизиологических возможностей человека и др.). В отношении внутренней стороны событий психолог дает ответы на вопросы об объективной и субъективной значимости и сложности криминальной ситуации; о способности к пониманию социально значимых аспектов ситуации, морально-этической стороны происходящего с учетом общекультуральных и микросоциальных норм; о степени естественной возрастной и связанной с индивидуальной личностной направленностью осведомленности в сфере криминальной ситуации (например, касающейся сексуальных отношений и соответствующих социальных норм).

Ответ специалиста-психолога на вопрос, касающийся потенциальной способности подэкспертного давать показания, выглядит приблизительно, как в образце далее. Если эта способность сохранна: у подэкспертного не обнаруживается таких нарушений внимания, восприятия, памяти и мышления, а также индивидуально-психологических особенностей, которые лишали бы его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Если нарушена: у подэкспертного обнаруживаются нарушения восприятия (и/или мышления, памяти, сенсорные дефекты) в виде (субъективности, избирательности, искажения и др.), которые лишают его способности правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них показания.

Заключения смежных специалистов

Существует ряд смежных специалистов (педагоги, психиатры, сексологи, наркологи) и практика подготовки комплексного заключения (психолого-психиатрического, психолого-педагогического и др.) При этом перед психиатром ставятся вопросы медицинского характера, вопросы о состоянии психического здоровья подэкспертного, на которые психиатр дает ответы, используя методы, доступные ему как специалисту в области медицины (анализ медицинской документации, клиническая беседа). Например, вопрос к психиатру: мог ли подэкспертный по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания? Вопрос к психологу: учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и/или эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?

Источники данных для проведения судебно-психологической экспертизы

Исходя из перечисленных задач источниками данных для психолога могут быть принятые научной психологией методы исследования: наблюдение, беседа, анализ документов, анализ продуктов деятельности, тесты способностей, стандартизованные личностные тесты, проективные тесты. Для каждого из этих научных методов существуют критерии, которым должны соответствовать условия применения методов, требования к квалификации специалиста.

Документы, составляемые экспертом-психологом

По результатам своего исследования индивидуально-психологических особенностей определенного лица психолог может подготовить один из документов. «Судебно-психологическая экспертиза» назначается следствием или судом. «Заключение специалиста психолога» может быть подготовлено по запросу адвоката или по личной инициативе лица, в отношении которого оно должно быть сделано.

Кроме того, возможна подготовка такого документа, как «рецензия» – на уже подготовленное другими специалистами-психологами заключение судебно-психологической экспертизы или заключение специалиста психолога с целью обоснованно доказать несостоятельность уже предоставленного документа и невозможность опираться на него в судебном процессе. По коротким тематическим запросам, не включающим в себя психологическое исследование определенного лица, возможна подготовка такого документа, как «справка-консультация».

Требования, предъявляемые к специалистам

По существующим ныне требованиям к лицензированию деятельности специалиста психолога для подготовки перечисленных документов обязательным является профильное высшее образование специалиста. Приветствуется обладание специалистом ученой степенью. Для организаций, занимающихся оказанием услуг экспертов, требуется лицензирование, существует лицензия для подготовки судебно-психологических, комплексных психолого-психиатрических заключений, отдельно лицензируется работа с детьми. Практика показывает, что, помимо подготовки перечисленных документов, оказывается полезным выступление специалиста психолога в суде.

Формулирование вопросов к судебно-психологической экспертизе

Чтобы грамотно сформулировать вопросы к специалисту, на которые его заключение, рецензия и т.д. должны дать ответы, адвокату важно ориентироваться в предметной области и возможностях методов науки, которую представляет данный специалист.

Поскольку всегда есть опасность некорректной формулировкой вывести поставленный перед специалистом вопрос за пределы его профессиональной компетенции, вполне уместно для адвоката очертить свои цели в общем и оставить задачу допустимой формулировки вопросов самому привлекаемому специалисту. Например, вопрос: «Имеются ли данные, свидетельствующие о формировании у NN побуждений к совершению инкриминируемого ей преступления в связи со сложившимся у нее в результате аморального поведения потерпевшего эмоциональным состоянием?» недопустим в силу ряда допущений (о существовании неких побуждений, о точно бывшем аморальном поведении, о том, что именно это аморальное поведение стало причиной того, что случилось в результате). На него судебно-психологическая экспертиза ответить не может. Но, будучи разбит на несколько уточненных вопросов, данный полезный для адвоката вопрос может быть обоснованно раскрыт в экспертном заключении:

  • Какие меры воспитательного воздействия применял к дочери ZZ, можно ли их описать как длительное психотравмирующее воздействие на дочь со стороны отца? Каковы возможные последствия такого поведения?
  • Имеются ли у подэкспертной возрастные и индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
  • Воспринимала ли NN совершенные отцом ZZ в отношении нее действия сексуального характера как аморальные и психотравмирующие?
  • Находилась ли обвиняемая во время совершения инкриминируемого ей деяния в состоянии повышенной эмоциональной напряженности, вызванной психотравмирующей ситуацией?
  • Учитывая психическое состояние подэкспертной, ее индивидуально-психологические особенности, а также обстоятельства дела, могла ли она точно соотносить свои оборонительные действия объективным требованиям обстоятельств?

Поскольку каждый вопрос, поставленный перед специалистом для подготовки экспертного заключения, должен не только привносить что-то для укрепления доказательной базы по делу, но и адресоваться к научно-психологическому исследованию того, что подлежит категоризации в терминах и измерению методами психологии, задача самостоятельной безупречной формулировки вопросов к эксперту перед адвокатом стоять не может.

Психолог отвечает на вопросы, освещающие психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы:

  • познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь;
  • эмоционально-волевые: особенности их протекания, переключения, саморегуляции.

Психические состояния:

  • функциональные состояния сознания: сон/бодрствование, сумеречное состояние сознания, аффект;
  • эмоциональные состояния: испуг, подавленность, посттравматическое стрессовое расстройство, «состояние, характерное для пребывания в обстановке длительных психогений».

Свойства личности:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • направленность;
  • самооценка;
  • уровень притязаний.

Вопросы, на которые не могут быть даны ответы

Чего точно не может быть в судебно-психологической экспертизе или заключении специалиста психолога, так это ответов на вопросы о третьих лицах. Иначе говоря, если для исследования представлены потерпевший и свидетель, то данные об обвиняемом (его характер, эмоциональные состояния) могут быть только самые косвенные. Ситуаций, когда психологическое заключение дает ответы на вопросы о третьих лицах, следует избегать, так как это повод признать экспертизу неприемлемой в качестве обоснования при вынесении судебного решения.