10.09.19. Дополнительные тарифы страховых взносов ( трудовое право ).АГ.

Дополнительные тарифы страховых взносов

На вопрос читателя «АГ» отвечает эксперт службы Правового консалтинга «ГАРАНТ»
Волкова Ольга

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Материал выпуска № 15 (296) 1-15 августа 2019 года.

На предприятии имеется газовая котельная. Согласно штатному расписанию в организации есть профессия «Слесарь по ремонту котельного оборудования». По результатам проведенной специальной оценки условий труда присвоен вредный класс условий труда 3.1 (по шуму). В карте специальной оценки условий труда установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует. В рамках судебного спора с ПФ РФ предприятие оспаривает наличие недоимки за проверяемый период 2014–2016 гг., которая, с позиции действующего на период до 31 декабря 2016 г. администратора страховых взносов, обусловлена неначислением страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат указанному сотруднику.

Должна ли организация начислять страховые взносы по дополнительным тарифам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организация не обязана уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат сотруднику, профессия которого не поименована в Списках.

Обоснование позиции:

В период применения Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ) для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ устанавливались дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Уплата страховых взносов по дополнительным тарифам производилась в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на тех видах работ, выполняя которые они могут получить право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) (с 1 января 2015 г. – указанных в ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

До 2014 г. плательщики освобождались от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (далее – также СОУТ), проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 1 января 2014 г. действует Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ), который вводит процедуру специальной оценки условий труда, призванную заменить прежние методы установления вредных и опасных условий труда – аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Результаты проведения СОУТ применяются для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п. 7 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, письмо Минтруда России от 12 сентября 2014 г. № 17-4/В-435). В связи с этим в ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, а также в ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ внесены изменения.

Так, с 2014 г. вместо тарифов, установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона 212-ФЗ, п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, в зависимости от установленного по результатам спецоценки класса условий труда применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФ РФ, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ (см. также информацию Пенсионного фонда РФ «Изменения для плательщиков страховых взносов в 2014 году»).

Дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении тех рабочих мест, указанных в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, которым по результатам оценки соответствия условий труда на этих рабочих местах присвоен вредный или опасный класс (подкласс) условий труда (письмо отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 9 апреля 2014 г. № 19-02-238/5733).

Если работник не занят на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ (с 1 января 2015 г. – в п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ), страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу этого работника, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам СОУТ (письма Минтруда России от 18 февраля 2015 г. № 17-3/В-67 и от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113).

Выплаты в отношении работников, которые трудятся на рабочих местах, на которых в результате проведенной СОУТ выявлены вредные условия труда, в частности, с подклассами вредности 3.1 и 3.2, начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, лишь при условии, что профессии таких работников поименованы в Списках (как мы поняли, профессия «слесарь по ремонту котельного оборудования» применительно к газовой котельной в них отсутствует – см. также решение Октябрьского районного суда Пермского края от 5 декабря 2014 г. № 2-801-14). Поэтому организация не обязана была уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат сотруднику, профессия которого не поименована в Списках.

С 1 января 2017 г. отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательные пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются гл. 34 НК РФ «Страховые взносы», с этой даты Закон № 212-ФЗ утратил силу (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ).

По правилам гл. 34 НК РФ (аналогично нормам Закона № 212-ФЗ) уплата взносов по дополнительным тарифам производится в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на тех видах работ, выполняя которые они могут получить право на досрочное назначение трудовой пенсии (ст. 428 НК РФ). Поэтому, если работник не занят на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам СОУТ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются (письма Минфина России от 14 ноября 2018 г. № 03-15-06/82053, в котором рассматривалась ситуация, аналогичная рассматриваемой, – когда работник организации не занят на работах, указанных в п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, но рабочее место работника по результатам специальной оценки условий труда признано вредным (подкласс условий труда – 3.1), от 24 мая 2018 г. № 03-15-06/35161, от 23 октября 2017 г. № 03-15-06/69113, от 24 марта 2017 г. № 03-15-06/17262 и пр.).

С позиции регулятора, порядок обложения страховыми взносами по дополнительным тарифам не увязывается с приобретением работниками права на получение досрочной пенсии, и они начисляются, даже когда сотрудник уже является получателем таковой. Если работник в течение месяца занят на работах, не поименованных в п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, но данный период включается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (например, в случае перевода сотрудника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, перевода беременной женщины в соответствии с медицинским заключением на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов), то страховые взносы по дополнительным тарифам на ОПС начисляются на все выплаты и вознаграждения в пользу данного работника независимо от количества дней, фактически отработанных в таком периоде на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда (письмо Минфина России от 25 сентября 2018 г. № 03-15-07/68350).

Тем самым обязанность исчислить страховые взносы с применением дополнительного тарифа возникает независимо от права сотрудника на получение досрочной пенсии, но обусловлена его занятостью на работах, поименованных в Списках. К аналогичным выводам приходят и суды, рассматривая споры, подобные указанному в вопросе (применительно к правоотношениям, регулируемым Законом № 212-ФЗ) (решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 мая 2018 г. № А71-2647/2018, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2018 г. № Ф09-7930/18, определение Верховного Суда РФ от 27 ноября 2018 г. № 310-КГ18-19210, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2018 г. № 11АП-17373/18).

Нам в ходе подготовки ответа не встретилось примеров решений, где спор шел бы именно о выплатах слесарю по ремонту котельного оборудования с идентичным результатом СОУТ. Поэтому мы привели иные обнаруженные нами, в которых рассматривались споры о применении дополнительного тарифа к выплатам сотрудникам, занятым на тех видах работ, которые как включены в Списки, так и нет, но не имеющим права на досрочную пенсию, при наличии результатов СОУТ. Считаем возможным распространить сделанные в них выводы и к указанному в вопросе случаю.

В этих же целях – обозначить складывающийся подход судей при рассмотрении споров о применении дополнительных тарифов – приводим выдержку из решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 января 2019 г. № А56-74334/2018. В нем суд счел, что обязанность уплачивать дополнительные тарифы связана с работой в таких должностях и в таких условиях, в силу которых работник (застрахованное лицо) в дальнейшем сможет претендовать на досрочное назначение пенсии.

Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений. Поэтому дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе. Обязанность страхователя начислять страховые взносы по дополнительным тарифам возникает в связи с осуществлением работниками видов деятельности с вредными и тяжелыми условиями труда и не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у работников права на назначение пенсии по льготным основаниям.