11.10.16.С 15 июля Росреестр прекратил выдачу свидетельств о государственной регистрации прав

С 15 июля Росреестр прекратил выдачу свидетельств о государственной регистрации прав
С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 360-ФЗ).

Он среди прочего внес изменения в абзац 1 пункта 1 и абзац 1 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (подп. 1 ст. 2).
Редакция до 15 июля 2016 года
Редакция с 15 июля 2016 года
Абзац 1 пункта 1
«Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе»
«Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав»
Абзац 1 пункта 2
«Форма свидетельства о государственной регистрации прав и форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в них сведений и требования к их заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав»
«Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в них сведений и требования к их заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав»
Эти изменения означают, что с 15 июля 2016 года Росреестр перестал выдавать бумажные свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества. Сейчас правообладатель (и любое заинтересованное лицо) сможет удостовериться в том, что регистрация права произошла, только заказав выписку из ЕГРП. Как это сделать, см. отдельную рекомендацию.

В чем смысл изменений

Смысл изменений в упрощении работы Росреестра. Законодатель отменил лишнюю обязанность выдавать свидетельство о государственной регистрации, поскольку оно содержит лишь:

дату выдачи свидетельства;
описание объекта недвижимости;
зарегистрированные права на него;
зарегистрированные ограничения и обременения прав на недвижимость (арест, аренда, залог и т. п.).
Выписка также содержит эту информацию и еще дополнительно:

сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении объекта недвижимости (например, если суд рассматривает дело, в котором оспаривается право собственности в отношении этого недвижимого имущества, то такая информация обязательно будет содержаться в ЕГРП);
отметку о возражении в отношении зарегистрированного права;
сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, свидетельство фиксирует право конкретного лица на недвижимость только на момент регистрации права. Выписка из ЕГРП показывает текущий статус недвижимости в пределах последних пяти рабочих дней (срок, в течение которого Росреестр выдает выписку из ЕГРП).

Вместе с тем, Росреестр выдает выписку из ЕГРП любому лицу в неограниченном количестве экземпляров (т. е. выписку можно заказывать хоть каждый день). Свидетельство о государственной регистрации права мог получить только правообладатель и лишь однажды при регистрации прав.

Законодатель решил, что нет необходимости выдавать документ, который не может подтвердить статус объекта в режиме текущего времени.

При этом свидетельства, которые Росреестр выдал до 15 июля 2016 года, менять на выписку из ЕГРП не нужно. Органы местного самоуправления, суды, а также иные органы и организации будут обязаны принимать для подтверждения регистрации прав на недвижимость выписку из ЕГРП наравне со свидетельством (п. 7 ст. 21 Закона № 360-ФЗ). Например, предъявить свидетельство о праве собственности нужно:

в налоговый орган при получении вычета при покупке недвижимости;
в кадастровую палату при заказе кадастрового паспорта на объект недвижимости;
нотариусу при оформлении наследства.
При обращении в эти и другие органы и организации можно, как и раньше, представлять свидетельство (у кого оно есть) и не тратить силы на получение выписки из ЕГРП. Они сами перепроверяют информацию о текущем статусе объекта недвижимости. Для этого органы и организации обращаются в Росреестр за сведениями из ЕГРП в рамках межведомственного взаимодействия (п. 4 Перечня государственных услуг, оказываемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, требующих межведомственного взаимодействия, утвержденного приказом Росреестра от 11 марта 2012 г. № П/104).

В то же время при проверке объекта недвижимости самому, как и раньше, не стоит полагаться на свидетельство. Имеет смысл запрашивать текущую информацию в виде выписки из ЕГРП. Например, потенциального покупателя недвижимости не должно устраивать свидетельство о праве собственности от 1 июня 2010 года. С тех пор собственник мог неоднократно поменяться.

«С 15 июля Росреестр прекратил выдачу свидетельств о государственной регистрации прав»
© Материал из ЮСС «Система Юрист».
Подробнее: http://www.1jur.ru/#/document/184/5299/bssPhr1/?of=copy-a018734713

С уважением,
адвокат, кандидат юридических наук
Анна Васильевна Калмыкова
http://advokatsonline.ru/
тел.8-916-098-25-73