12.12.19. Наш опыт. Как мы реагируем на требования, не основанные на нормах законодательства. АГ

Наш опыт

Как мы реагируем на требования, не основанные на нормах законодательства
Свинцова Надежда
Свинцова Надежда

Президент АП Тамбовской области
Материал выпуска № 23 (304) 1-15 декабря 2019 года.

В рамках принятия мер по назначению защитника, предусмотренных ст. 50, 51 УПК РФ, 50 ГПК РФ, 54 КАС РФ, дознаватель, следователь или суд принимают решения, обеспечивающие реализацию права на защиту подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в уголовном судопроизводстве, на представление интересов граждан в гражданском процессе. Как отмечается в статье, нередки случаи, когда указанные органы неправильно толкуют закон, что служит причиной поступления в Центр субсидируемой юридической помощи Адвокатской палаты Тамбовской области требований о назначении адвокатов, не основанных на нормах законодательства. Автор на конкретных примерах показывает, как своевременное реагирование на подобные факты помогает предотвращать выделение защитника по делам, где уже работают адвокаты по соглашению, не допускать необоснованное возбуждение дисциплинарных дел и в определенной степени контролировать расходование государственных средств.

Проблема привлечения органами дознания, предварительного следствия и суда к участию в деле дополнительных защитников (защитников-дублеров) наряду с адвокатами, осуществляющими защиту по соглашению с доверителями, существует с момента принятия Уголовно-процессуального кодекса РФ и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Она постоянно активно обсуждается адвокатским сообществом, но, несмотря на это, на федеральном уровне долгое время отсутствовал документ, который позволил бы адвокатам четко понимать «границы дозволенного» во взаимодействии с судом и следственными органами при возникновении двойной защиты и одновременно закреплял бы алгоритм действий адвоката в этих сложных ситуациях.

17 июля 2019 г. Конституционный Суд РФ принял постановление № 28-П и хотелось бы верить, что сформулированная им правовая позиция, хотя и не определяющая четкие правила процессуального поведения и даже допускающая оценочные категории (злоупотребление правом), будет воплощаться в жизнь.

О значении системы субсидируемой юридической помощи

Адвокатское сообщество неоднократно разъясняло вопросы, касающиеся порядка и качества оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда (последний документ – «Разъяснение № 13 Совета адвокатской палаты города Москвы по вопросам профессиональной этики адвоката “Об обеспечении непрерывности защиты по назначению”»).

В Адвокатской палате Тамбовской области отслеживать деятельность адвокатов по назначению и давать оценку их работе стало возможным после введения в действие с февраля 2015 г. системы субсидируемой юридической помощи, которая позволила досконально контролировать процесс участия адвоката по требованиям органов дознания, следствия и суда, а также выявлять случаи нарушения порядка назначения адвокатов вышеуказанными органами, установленного ст. 50, 51 УПК РФ, 50 ГПК РФ и 54 КАС РФ.

В соответствии с единым Порядком назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (утвержден решением Совета ФПА РФ от 5 октября 2017 г., протокол № 5) назначение адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве регулируется соответствующими решениями советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации. На этом основании решением Совета Адвокатской палаты Тамбовской области от 23 августа 2019 г. были утверждены «Правила Адвокатской палаты Тамбовской области по исполнению Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, утвержденного решением Совета ФПА РФ от 15 марта 2019 года».

Не оставлять без внимания

В рамках принятия мер по назначению защитника, предусмотренных ст. 50, 51 УПК РФ, 50 ГПК РФ, 54 КАС РФ, дознаватель, следователь или суд принимают решение, обеспечивающее реализацию права на защиту подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в уголовном судопроизводстве, на представление интересов граждан в гражданском и административном судопроизводстве. Однако нередки случаи, когда указанные органы неправильно толкуют закон, что служит причиной поступления в Центр субсидируемой юридической помощи требований о назначении адвокатов, не основанных на нормах законодательства. Справедливости ради отмечу, что сейчас подобные требования встречаются реже. Тем не менее они есть, и ситуации, возникающие в связи с этим, не должны оставаться без внимания.

5 октября 2018 г. в 16:30 в Центр субсидируемой юридической помощи поступило требование следователя районного СО МОМВД России по Тамбовской области о предоставлении для участия в следственных действиях, назначенных на этот же день, адвоката по уголовному делу в отношении лица, обвиняемого по ч. 2 ст. 228 УК РФ. Его защиту ранее осуществлял адвокат по соглашению, отведенный постановлением следователя от участия в деле на основании ст. 72 УПК РФ. Кроме того, в требовании указывалось, что в уголовном деле не могут принимать участие защитники (четыре адвоката с указанием фамилий) в связи с тем, что двое из них – отец и сын. Это требование координаторами Центра было оставлено без распределения на основании ч. 3 ст. 50 УПК РФ.

8 октября 2018 г. из федерального районного суда поступило письмо, где судья в резкой форме требовал «срочно сообщить, по какой причине 05.10.2018 координатор Центра не выполнил требование органа предварительного следствия о назначении адвоката в порядке ст. 50 УПК РФ и не обеспечил реальное участие адвоката в судебном заседании 05.10.2018 в 21:30 в помещении суда, где слушалось постановление следователя о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого».

Пришлось отреагировать и на такое необычное письмо, обратив внимание не только на сложившуюся по уголовному делу ситуацию, но и на принципы уголовного процесса (ст. 6–19 УПК РФ), закрепленные в нормах Конституции РФ. Однако далее последовало продолжение.

8 января 2019 г. пришло официальное письмо из межрайонной СО СУ СК РФ по Тамбовской области следующего содержания: «по ситуации от 05.10.2018 проводится проверка по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ». Необходимо предоставить сведения о координаторе Центра, который оставил без рассмотрения требование следователя СО МОМВД по указанию президента АПТО; обеспечить явку координатора для дачи объяснений; передать заверенные копии Порядка участия адвокатов г. Тамбова и Тамбовской области в качестве защитников по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда от 24 ноября 2014 г. (в редакции от 20 февраля 2018 г.), действующего до принятия Правил Адвокатской палаты Тамбовской области по исполнению Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, утвержденного решением Совета ФПА РФ от 15 марта 2019 г., решений Совета АПТО «О создании Центра субсидируемой юридической помощи» от 24 октября 2014 г., «О рабочем времени» от 29 января 2008 г. (в редакции от 27 марта 2015 г.). Данные документы размещены на официальном сайте Адвокатской палаты Тамбовской области – http://advokat68.ru.

И вновь пришлось разъяснять нормы действующего законодательства (ст. 286 УК РФ, ч. 3 ст. 50, ст. 72 УПК РФ).

До настоящего времени вышеуказанное уголовное дело не передано для рассмотрения в суд на основании ст. 237 УПК РФ, нет и решения по результатам проводимой в отношении аппарата Адвокатской палаты Тамбовской области проверки.

Данный пример иллюстрирует вольную трактовку норм действующего законодательства сотрудниками правоохранительных органов и судов, и только безупречное реагирование координаторов Центра субсидируемой юридической помощи позволяет предотвратить нарушения прав граждан на защиту, а также помочь адвокатам в таких ситуациях.

Есть и другие факты нарушений законодательства, когда судами в качестве оснований для назначения адвоката-защитника выдвигаются обеспечение гражданина адвокатом по жалобе в порядке ст. 125 УПК РФ, замена участвующего адвоката в связи с его занятостью в другом суде (только на 2 судебных заседания по уголовному делу, где 8 подсудимых и 69 томов), назначение адвоката при имеющихся адвокатах по соглашению и т.д.

Назначение адвоката в гражданском процессе

В целях реализации принципов равенства прав сторон и состязательности процесса ст. 50 ГПК РФ предусматривает возможность назначения судом адвоката в качестве представителя для участия в гражданском деле.

Основным и единственным прямо предусмотренным в этой статье случаем такого назначения является неизвестность места жительства ответчика. Цель представительства по назначению состоит здесь в создании гарантий защиты прав ответчика в судебном разбирательстве, а также условий для полного и всестороннего исследования обстоятельств дела при фактической невозможности его участия в процессе.

Статья 50 ГПК РФ не дает исчерпывающего перечня оснований для назначения судом адвоката и содержит отсылку к иному федеральному законодательству, в том числе предусматривающему назначение судом адвоката в качестве представителя иным лицам, место жительства которых неизвестно (заявителю, заинтересованному лицу по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных отношений).

В нарушение указанной нормы можно отметить факты назначения судами адвокатов в качестве представителя в следующих случаях: инвалид первой группы, лишенный возможности самостоятельно передвигаться и говорить; несовершеннолетие; умершая; в связи с ходатайством истца о нуждаемости в услугах представителя.

Приведенные примеры не являются исчерпывающими. По вопросу нерассмотрения Центром субсидируемой юридической помощи таких требований судьи обращаются в Адвокатскую палату Тамбовской области за разъяснениями, которые и помогают предотвратить последующие неправомерные назначения.

Помогаем контролировать расход бюджетных средств

В ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» действительно указано, что адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Перечень категорий граждан, имеющих право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи закреплен на региональном уровне. На нашей территории действует Закон Тамбовской области от 2 октября 2012 г. № 188-З «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области» (в редакции от 27 февраля 2019 г.).

Данное законодательство позволяет гражданам, при наличии оснований, самостоятельно обратиться в уполномоченный орган за оказанием бесплатной юридической помощи.

Оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы оплачивается из средств бюджета субъекта РФ. Из этих же средств оплачивается и работа адвоката по назначению органов дознания, следствия или суда.

Участие адвоката по требованиям, не соответствующим действующему законодательству, приводит к нецелевому расходованию бюджетных денежных средств.

Таким образом, Правила Адвокатской палаты Тамбовской области по исполнению Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, утвержденного решением Совета ФПА РФ от 15 марта 2019 г., их применение на основе автоматизированной системы позволяют своевременно реагировать на назначения адвокатов в порядке ст. 50, 51 УПК РФ, 50 ГПК РФ, 54 КАС РФ, предотвращать выделение защитника по делам, где уже работают адвокаты по соглашению, не допускать возбуждение дисциплинарных дел в отношении адвокатов, которые могли бы нарушить принцип непрерывности защиты, и, кроме того, в определенной степени контролировать расходование государственных средств.