13.02.19. О компромиссном характере новой нормы ТК РФ. НАГ. № 3 от 04.02.19.

Потребуются разъяснения

НОВАЯ СТАТЬЯ ТК РФ

О компромиссном характере новой нормы ТК РФ

В статье прокомментировано содержание введенной в действие с 1 января 2019 г. новой статьи Трудового кодекса РФ о гарантиях трудовых прав при диспансеризации работников. В связи с коллизией норм трудового законодательства и законодательства об охране здоровья граждан автор прогнозирует появление трудовых споров при применении на практике новых норм ТК РФ. О компромиссном характере новой нормы ТК РФ

Павел Андреев АДВОКАТ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

С 1 января 2019 г. Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 353-ФЗ в Трудовой кодекс РФ вводится новая ст. 185.1 «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации». Ее нормы предоставляют всем гражданам, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, причем как с организацией, так и индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом или адвокатским образованием и т.п. категориями, дополнительную гарантию в виде освобождения от работы с сохранением среднего заработка на период диспансеризации. Сразу отмечу, что ранее в законодательстве РФ подобной нормы не существовало и ее появление обусловлено заботой государства о здоровье граждан и как производных от этого – о качестве трудовых ресурсов, раннем выявлении заболеваний и снижении уровня инвалидности, в том числе травматизма на производстве. Для реализации данной статьи работники разделены на две категории: все работники, которым предоставляется общая гарантия – освобождение от работы для диспансеризации на один рабочий день раз в три года с сохранением места работы и среднего заработка; и те, кто получают еще и специальную гарантию (работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет) – освобождение от работы для диспансеризации на два рабочих дня ежегодно с сохранением места работы и среднего заработка. Таким образом, законодатель установил, что определенная категория работников в силу возраста и статуса в пенсионной системе нуждается в повышенном уровне гарантий их трудовых прав и права на охрану здоровья. КОЛЛИЗИЯ НОРМ ТК РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ На стадии обсуждения проекта комментируемого закона велась многолетняя и острая дискуссия как в экспертном сообществе, так и среди представителей работников и работодателей. Высказывались обоснованные сомнения в целесообразности принятия новой статьи ТК РФ в силу того, что порядок и продолжительность диспансеризации регулируются не трудовым, а законодательством об охране здоровья граждан, которое разграничивает лиц, подлежащих диспансеризации, и по половому, и по возрастному признаку вне связи с пенсионными правами и устанавливает для нее иные критерии, нежели ст. 185.1 ТК РФ. В итоге был принят компромиссный вариант нормы названной статьи с ярко выраженным бланкетным характером: законодатель прямо указал, что прохождение диспансеризации происходит в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, поскольку это не предмет правового регулирования Трудового кодекса РФ. Таким образом, чтобы практически применить норму ст. 185. 1 ТК РФ, работодатели должны также руководствоваться и нормами законодательства об охране здоровья граждан, так как освобождение от работы для диспансеризации носит целевой характер. Если, например, работник использует полученный от работодателя оплаченный день не для диспансеризации, а для иных целей, то здесь усматриваются признаки дисциплинарного проступка в форме прогула. Компромиссный и бланкетный характер норм ст. 185. 1 ТК РФ, на мой взгляд, способен породить в правоприменительной практике трудовые споры, повлечь обращение граждан в государственную инспекцию труда, прокуратуру, а также жалобы в отношении медицинских учреждений, проводящих диспансеризацию. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать потенциальные спорные ситуации и предложить возможные модели их разрешения. ПОНЯТИЕ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ Как уже было отмечено, сам термин «диспансеризация», а также ее порядок и сроки определяются не трудовым законодательством, а законодательством об охране здоровья граждан. Нормы ст. 185.1 ТК РФ носят сугубо целевой характер – они могут быть реализованы, только если работник использует определенные ею гарантии на диспансеризацию, не предполагается предоставление гарантий в виде оплаченного дня (дней) с сохранением заработка на иные цели. Легальное понятие диспансеризации дано Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вст.46: «Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации», причем законодатель использует термины «медицинский осмотр», «диспансерное наблюдение» наряду с термином «диспансеризация» и предусматривает, что порядок и периодичность проведения диспансеризации, а также перечень включаемых в нее исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для реализации нормы, процитированной ст. 46, Минздрав России издал приказ от 26 октября 2017 г. № 869н, которым утвержден Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (далее – Приказ № 869н). Сразу подчеркну, что в отношении работников всех видов государственной и муниципальной служб диспансеризация регулируется специальными нормами законов и подзаконных актов, так как на данные категории КОРОТКО advgazeta.ru 25 января. Государственная Дума ФС РФ 22 января во втором чтении приняла законопроект № 223147-7 о внесении в Закон об исполнительном производстве изменений, устанавливающих новый порядок взыскания банками денежных средств со счетов должников. Эксперты «АГ» положительно оценили новую редакцию поправок в Закон об исполнительном производстве. По мнению одного из них, теперь в законопроекте шире и подробней изложены действия банков, работодателей и сотрудников Службы судебных приставов при проведении процедуры взыскания задолженности. Другой эксперт высказался за необходимость принятия законопроекта, однако отметил, что поправки не описывают сам механизм создания специальных счетов, а также требуемые ресурсы на их создание и поддержание. 23 января. Президиум ВС РФ 26 декабря 2018 г. утвердил Обзор судебной практики № 4 за 2018 г. Документ содержит 32 правовые позиции Судебной коллегии по экономическим спорам, а также 5 процессуальных вопросов по данной тематике. Эксперты «АГ» прокомментировали наиболее интересные, по их мнению, правовые позиции. По мнению одного из экспертов «АГ», правовые позиции по экономическим спорам могут с успехом использоваться практикующими юристами и адвокатами. Другой эксперт полагает, что включенные в обзор дела в основном сложны по фактическим обстоятельствам и процессуальной позиции сторон, что затрудняет возможность ссылаться на них как на прецеденты. 22 января. Судебный департамент при ВС РФ 17 января представил проект поправок в собственный Приказ от 29 апреля 2003 г. № 36 об утверждении инструкции, регулирующей вопросы судебного делопроизводства в районных судах. Основные изменения касаются самой организации делопроизводственного процесса в вышеуказанных судах. В частности, предлагается, чтобы размещение на сайте суда информации, связанной с рассмотрением судом уголовного дела, рассматривалось как дополнительный способ информирования участников уголовного судопроизводства о времени и месте судебного заседания. 22 января. Верховный Суд Республики Дагестан 10 января вынес апелляционное постановление, в котором указал, что отказ СУ СК РФ по Республике Дагестан в регистрации заявления адвоката АП РД Ахмеда Курбанова о совершенном должностными лицами преступлении привел к причинению ущерба конституционным правам и свободам заявителя как участника уголовного судопроизводства. Апелляция согласилась с первой инстанцией, что несоблюдение следственным органом норм УПК РФ привело к затруднению доступа адвоката к правосудию. Однако, как рассказал адвокат, несмотря на решения судов, его заявление было зарегистрировано только по результатам служебной проверки. 22 января. Адвокат АП Оренбургской области Оксана Кебайер признана виновной в применении насилия к сотруднику ФССП. Адвокат полагает, что дело против нее является местью со стороны правоохранительных органов за активную работу; ее защитник обращает внимание на ухудшение практики общения приставов с адвокатами. В АП Оренбургской области отметили, что конфликт не имел отношения к адвокатской деятельности Оксаны Кебайер напрямую. Комиссия Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов изучает ситуацию. 21 января. На общественное обсуждение представлен разработанный ФСИН России проект приказа о новом порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий. Как следует из пояснительной записки, документ направлен на реализацию принятых в июле 2018 г. поправок в Закон об общественном контроле, которые касались возможности использования членами ОНК фото- и видеотехники при посещении мест принудительного содержания. Согласно проекту ведомственного приказа предлагается установить разрешительный порядок осуществления членами ОНК съемки заключенного при наличии его письменного согласия. При этом для съемки могут использоваться только технические средства, находящиеся на балансе учреждения УИС. 21 января. В АП Санкт-Петербурга 18 января прошла встреча членов Совета палаты с адвокатами Михаилом и Андреем Зломновыми, в отношении которых возбуждено уголовное дело по ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти». Президент АП Санкт-Петербурга Евгений Семеняко указал, что в отношении адвокатов со стороны органов следствия уже поступали претензии, однако благодаря работе Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга они отпали. Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Юрий Новолодский отметил, что уже 16 адвокатов изъявили желание быть защитниками Зломновых, что является показателем серьезной адвокатской солидарности. www.yourpress.ru № 03 (284) ФЕВРАЛЬ 2019 г. 15 БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА advgazeta.ru трудовое право 1 Член Экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов, член Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству, член Экспертно-консультативного совета при Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации ФС РФ. рой этап предполагает дополнительные исследования для уточнения диагноза. Очевидно, что второй этап практически не реализуем за 1 день вместе с первым, что также усиливает коллизию трудового законодательства и законодательства об охране здоровья. Приходилось беседовать со многими врачами, которые участвуют в проведении диспансеризации. Они утверждают, что при организованном подходе реально выполнить первый этап диспансеризации за 1 день, хотя некоторые анализы, разумеется, будут готовы в срок до 1 недели. Пройти оба этапа в один день, по мнению врачей, нереально. Такие коллизии могут решаться только на законодательном уровне, и представляется целесообразным и перспективным предложить законодателю привести нормы ст. 185.1 ТК РФ в соответствие с медицинскими критериями диспансеризации. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ ДЛЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ В 185.1 ТК РФ прямо указано на три условия предоставления оплаченного времени для диспансеризации: наличие письменного заявления работника; целевое назначение – предоставление гарантии только для диспансеризации; согласование работодателем конкретного дня (дней) освобождения работника от работы. И если с первым условием все понятно – речь идет о простой письменной форме волеизъявления работника путем подачи им заявления работодателю или его представителю, то с двумя другими условиями не все так однозначно. Полагаю обоснованным, чтобы в самом заявлении работник указал, что он просит о предоставлении дня (дней) освобождения от работы с сохранением заработка именно для диспансеризации, и работодатель, на мой взгляд, вправе потребовать подтверждения факта использования его (их) на диспансеризацию. Для этого наряду с заявлением следует представить направление на диспансеризацию от медицинского учреждения. Как правило, такое направление дает гражданину участковый терапевт по месту жительства, но гражданин вправе пройти диспансеризацию с учетом требований законодательства и не по месту жительства. В ст. 185.1 ТК РФ для работников установлены два срока диспансеризации в зависимости от их возраста – один день раз в три года и два дня ежегодно. Если работник не успеет за это время пройти все диспансерные наблюдения с учетом второго этапа диспансеризации, то работодатель не обязан предоставлять для этого дополнительное оплачиваемое время, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено локальными актами работодателя, например, коллективным договором. Медицинские учреждения не вправе выдавать листок нетрудоспособности для диспансеризации, поскольку время прохождения диспансеризации в соответствии с Приказом № 869н таким периодом не является. Кроме того, с согласия работодателя работник вправе написать заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы в порядке ст. 128 ТК РФ, если он нуждается в дополнительном времени для диспансеризации в рабочее время сверх гарантии, предусмотренной ст. 185.1 ТК РФ, и работодатель имеет право, но не обязан удовлетворить такое заявление. Конкретное время и продолжительность такого отпуска устанавливаются только сторонами трудовых отношений. Третье условие предоставления дня (дней) освобождения от работы для диспансеризации предполагает, что конкретный день (дни) определяются по согласованию с работодателем, т.е. работник не вправе настаивать на конкретном дне. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫМИ АКТАМИ Важно отметить, что большинство крупных предприятий на уровне коллективных договоров уже многие годы заключают договоры в рамках дополнительного медицинского страхования с медицинскими учреждениями для диспансеризации их работников в рабочее время и сохранением среднего заработка, т.е. такая практика сложилась, но она не была законодательно обязательной. Обязательный характер предоставления оплаченного времени для диспансеризации, к сожалению, никак не стимулирует для этого работодателей какими-то видами налоговых или иных льгот. В локальных актах работодателя может быть предусмотрен порядок подачи заявлений о предоставлении дня (дней) на диспансеризацию, в том числе и форма подтверждения именно диспансеризации при подаче заявления работником путем предъявления работодателю направления на нее. Органы Фонда социального страхования РФ полагают, что работодатель вправе в соответствии с локальными нормативными актами организации предусмотреть сохранение среднего заработка работнику на период прохождения им диспансеризации сверх времени, установленного ст. 185.1 ТК РФ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕМ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ЕЖЕГОДНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ В связи с поэтапным повышением с 1 января 2019 г. пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин и появлением в законодательстве новой категории гражданработников предпенсионного возраста (женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет) возникает еще одна проблема. Если у работника появляется право на досрочную пенсию, то сам работодатель не сможет это выяснить без помощи специалистов Пенсионного фонда РФ, и уже сейчас региональные органы ПФР рекомендуют работодателям для получения информации о работниках предпенсионного возраста заключать дополнительное соглашение об информационном взаимодействии к действующему документу «Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи», в противном случае работодатель не сможет выполнить требования ст. 185.1 ТК РФ для граждан предпенсионного возраста по льготным пенсиям. С учетом перечисленных проблем хочется обратить внимание адвокатов на потенциальные спорные ситуации сторон трудовых отношений и использовать изложенные модельные подходы для их решения. Представляется, что анализ практики применения ст. 185.1 ТК РФ повлечет за собой ее возможную законодательную корректировку, с высокой долей вероятности, потребуются дополнительные разъяснения на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ или хотя бы в рамках квартального обзора судебной практики Верховного Суда РФ. граждан трудовое законодательство распространяется только в части, в какой это прямо установлено законодательством о государственной и муниципальной службе. При проведении диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента. Диспансеризация не является полным аналогом обязательного медосмотра, который установлен приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н в редакции от 6 февраля 2018 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Иначе говоря, например, работник не пенсионного и не предпенсионного возраста в 2019 г. не вправе потребовать предоставления оплаченного дня для диспансеризации, если он уже прошел ее в 2018 г., поскольку гарантия предоставляется раз в три года. Анализ содержания Приказа № 869н позволяет сделать вывод, что норма ст. 185.1 ТК РФ в части периодичности диспансеризации и разделения граждан на две категории в силу возраста и наличия пенсионных прав носит коллизионный характер, так как несмотря на то, что базовый срок диспансеризации работающих граждан установлен один раз в три года, Минздрав для целей диспансеризации учитывает деление граждан по половому критерию, устанавливая для мужчин и женщин разные виды осмотров и обследований в рамках диспансеризации, а также отличные от ст. 185.1 ТК РФ возрастные критерии – от 21 до старше 75 лет по различным видам медицинских осмотров, значительная часть из которых проводится не раз в три года, а чаще. Например, маммография у женщин от 50 лет проводится 1 раз в два года, исследование кала на скрытую кровь иммунохимическим методом у лиц обоих полов в возрасте от 49 лет – 1 раз в 2 года), а по Трудовому кодексу РФ такие категории граждан имеют право на день освобождения от работы только 1 раз в три года. Кроме того, диспансеризация проводится в два этапа и вто