13.10.18. Как применяется законодательство при рассмотрении и разрешении административных дел

Автор публикации

Юрист 9111.ru Тулинкова Инна Сергеевна На сайте
Россия, г. Симферополь

10 октября 2018 Как применяется законодательство при рассмотрении и разрешении административных дел

В соответствии со ст. 3 КАС РФ, в ходе административного судопроизводства обеспечивается защита нарушенных прав, свобод и интересов, укрепление законности, предостережение в совершении нарушений в сфере административных и других публичных правоотношений.

Не секрет, что разнообразные злоупотребления, относящиеся к нарушению прав и свобод граждан, приносят ущерб общественным отношениям, складывающимся в деятельности административного судопроизводства, так как они касаются законных прав и интересов участников процесса. Нанесенный вред проявляется в потребности специальных дополнительных расходов, а именно: финансовых ресурсов, времени, физических и психологических сил для определения действительной картины обстоятельств дела и разрешения на основании их требований, которые заявил истец.

Особенности КАС РФ

Кодекс административного судопроизводства очень похож на ГПК. Набор процессуальных норм взят в основном из гражданского и арбитражного законодательств, что составляет проблему при осуществлении административного судопроизводства.

Заострить внимание практикующим юристам и судьям на одном кодексе порой тяжело, различия обнаруживаются спустя определенный промежуток времени, так как они не относятся к нормам ГПК РФ и АПК РФ, но и не определены особенностями защищаемых субъективных материальных прав.

С появлением КАС РФ неким сюрпризом явилось то, что кодекс не имеет статьи о перерыве судебного разбирательства (заседания). Применима ли в данном случае ссылка на часть 4 статьи 2 КАС РФ, оставалось лишь догадываться.

До 2016 года судьи сомневались, можно ли вообще объявлять перерыв в заседании, ведь некоторые административные дела слушаются довольно продолжительное время. Данное положение разъяснилось со временем, а именно пунктом 7 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения КАС РФ», где обозначилась возможность объявления перерыва со ссылкой на статью 163 АПК РФ.

Положение КАС РФ об обязательном участии профессионального представителя, который является юристом, приводит к помехам на пути воплощения в жизнь права на защиту в суде лица, который не является юристом и не имеет финансовой возможности на оплату услуг представителя.

Это заключается в том, что в случае нарушения нормативно-правовым актом права лица (гражданина либо индивидуального предпринимателя), данное лицо не сумеет реализовать право на подачу административного искового заявления до того времени, пока не подпишет договор с юристом (в последующем представителем по делу) либо не получит диплом о высшем юридическом образовании.

По всей видимости, по административным делам в предпочтительном положении выступают граждане, которые имеют высшее юридическое образование. В то же время лицам без юридического образования возможно подать заявление об оспаривании нормативно-правового акта в суд по интеллектуальным правам.

Коллективный иск

Известно, что новшеством в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации стала статья 42, которой предусмотрено обращение группой лиц в суд с коллективным иском, где условиями подачи являются:

  • однотипность предмета спора;
  • существование одного административного ответчика;
  • использование всеми участниками группы единого порядка защиты своих прав.

Лица, на которых возложена обязанность вести дела, должны быть отражены в коллективном исковом заявлении. Данные лица действуют без доверенности и несут права и обязанности такие же, как у административных истцов.

Вместе с тем, законодатель:

  • не урегулировал порядок замены лиц при отказе от исковых требований, а также возникновении других обстоятельств, необходимых для поручения ведения дела иным лицам;
  • не определил в КАС РФ процессуальные права обладателей коллективного интереса, который поручено отстаивать одному или ряду лиц при направлении и представлении коллективного иска;
  • не установил круг лиц, которые обладают правом обжалования решения по коллективному иску;
  • не уставил круг полномочий, предоставленных любому из административных истцов.

Меры процессуального принуждения

Остановить ваше внимание хотелось бы на мерах процессуального принуждения, которые отображены в статье 116 КАС РФ.

Одной из них стала ранее неизвестная мера – это ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова. Указанная мера применяется в случаях, определенных в статье 118 КАС РФ. В частности, если участник административного судопроизводства задевает вопросы, не имеющие отношение к административному делу, кроме того, если самостоятельно нарушает порядок выступлений, употребляет грубые выражения, дважды не выполняет указания председательствующего, призывает к действиям, которые противоречат закону.

Часть 3 статьи 116 КАС РФ предусматривает, что применение к лицу мер процессуального принуждения не освобождает лицо от выполнения установленных обязанностей, отраженных в Кодексе административного судопроизводства или судом, основываясь на нормах КАС РФ.

Рассматривая детальнее принцип состязательности и равноправия сторон, предусмотренный статьей 14 КАС РФ, правами стороны является высказывание суждений, доводов, предоставление пояснений по возникшим вопросам. Таким образом, при буквальном толковании части 3 статьи 116 КАС РФ можно сделать вывод, что сторона по административному делу продолжает выполнять обязанности, но не осуществлять свои права. Данное положение может послужить ограничением состязательности и в праве на защиту лица.

Рассматривая статью 119 КАС РФ, стоит заострить внимание на удалении из зала судебного заседания. При нарушении порядка в заде судебного заседания судья вправе удалить нарушителя на часть или всё время рассмотрения административного дела. Однако не предусмотрено как именно удаленное лицо будет реализовывать свои права и исполнять свои обязанности.

Ст. 159 ГПК РФ, в свою очередь, закрепляет положение, что в случае удаления стороны из зала заседания и в дальнейшем разрешении участия в судебном разбирательстве председательствующий знакомит сторону с процессуальными действиями, происходящими в его отсутствие.

При использовании данной меры в судопроизводстве по административным делам, судя по всему, будут нарушены право на защиту и принцип состязательности.

Открытым остается вопрос удаления из зала судебного заседания представителя административного истца при коллективном административном иске, тогда как Кодекс административного судопроизводства РФ не определяет порядок замены представителя при рассмотрении коллективного искового заявления. Тем самым могут возникнуть серьезные проблемы при функционировании административного судопроизводства.

Возникает вопрос, какие последствия брали во внимание? Возможно речь идет о мерах, установленных главой 11 КАС РФ, скажем, о штрафах. Не о штрафах при предъявлении исковых требований к государственным органам говорит законодатель?

Привлечение второго ответчика

Интересным остается вопрос о привлечении второго ответчика. Согласно части 2 статьи 221 КАС РФ при рассмотрении административного дела, в котором оспариваются действия должностного лица (главы органа), суд обязан привлечь государственный орган в качестве второго ответчика.

Например, если первым лицом министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым является министр, то министерство привлекается в качестве второго ответчика. Из этого следует, что само лицо вправе выступать как от своего имени, так и от имени второго ответчика. К чему это приведет, неясно.

Злоупотребление правом

Обращая внимание на часть 7 статьи 45 КАС РФ, в которой отмечается, что недобросовестное заявление безосновательного административного искового заявления и злоупотребление правом в других проявлениях может привести для этих лиц к наступлению неблагоприятных последствий, указанных в кодексе.

За этим следует, что законодатель ограничивает участников от злоупотребления правами, но каким образом реализует указанные положения, неизвестно.

СМС-извещение

Также есть и положительные стороны, которые отмечены в КАС РФ. Так, согласие на получение СМС-извещения, подтвержденное распиской, прямо установлено в статье 96 КАС РФ, тогда как в гражданском производстве смс-извещение не установлено в кодексе, а подкрепляется постановлением Пленума ВС РФ и приказом Судебного департамента при ВС РФ.

Резюме

Следует отметить, что Кодекс административного судопроизводства включил в себя множество положений из гражданского и арбитражного процессуальных кодексов, имеющие сильные и слабые моменты, в частности вобрал отдельные новшества, которые раньше не были известны отечественному праву, в связи с этим огромная ответственность лежит на законодателе при создании судебной практики.

Длительный промежуток времени должен пройти, чтобы судебная практика показала все недостатки Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а законотворец при помощи внесения изменений усовершенствовал его.

Согласно разделу 4 (Обеспечение государственной и общественной безопасности и правопорядка) плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2018 год, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 23.12. 2017 № 2925-р, Министерство юстиции Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы власти представляют в октябре 2018 года в Правительство РФ, а в декабре 2018 года – в Государственную Думу РФ проект изменений в КАС РФ, которые касаются упорядочиванию судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.