14.07.19. Инструмент снижения налогового бремени Особенности социального вычета.

Инструмент снижения налогового бремени

Особенности социального вычета

Пауль Алексей

Адвокат, старший партнер, руководитель налоговой практики АБ «Бородин и партнеры»

28 Июня 2019

Материал выпуска № 13 (294) 1-15 июля 2019 года.

Комментируя статью Галины Москвиной «Как получить социальный вычет?» (см.: «АГ». 2019. № 13 (294)), автор дополняет коллегу, подчеркивая, что принцип (налогоплательщик НДФЛ не может получить вычетов больше, чем исчислил НДФЛ) применим ко всем вычетам, и указывает на особенности социального налогового вычета на обучение и на законность действий налогового органа, который может взыскать сумму предоставленного социального вычета как неосновательного обогащения.

Статья Галины Москвиной посвящена интересной и актуальной теме, касающейся условий и порядка получения социальных вычетов.

Социальные налоговые вычеты по НДФЛ представляют собой востребованный инструмент снижения налогового бремени. В связи с этим граждане часто обращаются к защитникам для получения разъяснений об оптимальном варианте их получения.

Автор правильно обозначает в качестве плательщиков НДФЛ физических лиц. Но можно уточнить, что с учетом своей правовой природы этот налог уплачивается и, соответственно, социальные вычеты предоставляются только лицам, применяющим общую систему налогообложения. Попытки получить социальные вычеты лицами, применяющими специальные налоговые режимы (индивидуальными предпринимателями), не дали успеха (определение Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2009 г. № 480-О-О).

В статье автор выделяет шесть групп социальных вычетов, но подробно рассматривает лишь три (на лечение, на обучение и на благотворительность). Видимо, такой подход обоснован, так как именно эти вычеты в большинстве случаев встречаются и применяются на практике.

Налоговые вычеты предоставляются только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%. Фактически это означает, что вычетами не могут воспользоваться лица, не являющиеся российскими налоговыми резидентами.

Важно учитывать, что вычеты предоставляются лишь в том случае, если в течение года (налогового периода) физическим лицом фактически уплачивался НДФЛ. При этом суммы социального вычета не могут превышать сумм НДФЛ, перечисленного налогоплательщиком в бюджетную систему. Автор фактически обращает на это внимание, но почему-то лишь при рассмотрении социальных вычетов на обучение. На самом деле данное правило применимо ко всем видам вычетов (налогоплательщик НДФЛ в принципе не может получить вычетов больше, чем исчислил НДФЛ).

В статье подробно рассматриваются требования, которые предъявляются при обосновании права на вычет, документы, которые необходимо представить. В то же время дополнительно можно привести положения практики финансовых и судебных органов, которые должны учитываться при применении ст. 219 НК РФ, регулирующей порядок получения социальных вычетов.

Применительно к вычетам на обучение на практике возник вопрос, возможно ли получение вычетов за все периоды обучения (например, за 5 лет) при единовременной его оплате. Конституционный Суд РФ разъяснил, что налоговый вычет предоставляется с учетом предельно допустимого размера именно за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком были осуществлены расходы на обучение, при этом не имеет значения, вносились ли денежные средства в качестве предварительной оплаты либо расходы были произведены по факту оказания образовательных услуг (определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 605-О). В связи с этим необходимо иметь в виду, что если стоимость обучения превышает размер предельной суммы вычета на обучение (или социальных вычетов в целом), то имеет смысл оплачивать обучение ежегодно, а не одномоментно.

Так при оплате за обучение детей потребовалось разъяснение, могут ли родители получить вычет, если договор на обучение заключен с ребенком. Минфин России разъяснил, что получение социального вычета в этом случае возможно, но только если документы, подтверждающие расходы на оплату обучения ребенка (квитанции), оформлены на родителя (письмо Минфина России от 24 августа 2015 г. № 03-04-05/48662).

Практика свидетельствует, что большое значение придается тому, от кого уплачивались средства на обучение. С учетом норм налогового законодательства именно это лицо вправе претендовать на социальный налоговый вычет.

В то же время Конституционный Суд РФ, рассматривая дело, в котором договор на обучение был заключен с родителем, а платежные документы были составлены на его ребенка, обратил внимание на то, что положения налогового законодательства не исключают того, что в качестве доказательства расходов на обучение ребенка, понесенных налогоплательщиком-родителем, может быть учтена квитанция об оплате обучения, оформленная на имя обучающегося, в совокупности с иными доказательствами (например, договором родителя с образовательным учреждением и поручением ребенку о внесении переданных ему денежных средств в оплату стоимости обучения) (определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. № 1251-О-О).

Получение социального налогового вычета является правом налогоплательщика. В рассматриваемой статье обоснованно указывается на два порядка получения социальных вычетов – через налогового агента и через налоговые органы.

Подготовка налоговой декларации и сбор необходимых подтверждающих документов относятся к обязанности физического лица. Следует учитывать, что ответственность за достоверность предоставляемых документов также несут налогоплательщики.

Налоговые органы проводят по представленным налоговым декларациям камеральную налоговую проверку. Однако даже в случае принятия налоговым органом положительного решения о предоставлении социального вычета в дальнейшем (например, при обнаружении недостоверности сведений) их решение может измениться. В таком случае возможно взыскание суммы предоставленного социального вычета (возвращенного НДФЛ) как неосновательного обогащения. Законность подобной практики подтвердил Конституционный Суд РФ (определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. № 872-О).