16.02.19. Недоработанная статья О проблемах реализации ст. 185.1 ТК РФ .НАГ. № 3 от 04.02.19.

Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры»

Недоработанная статья О проблемах реализации ст. 185.1 ТК РФ

В данном отклике на публикацию Павла Андреева «Потребуются разъяснения» (см: «АГ». 2019. № 3 (284)) автор, отмечая, что обозначенная коллегой коллизия в новой норме ТК РФ не устранена, задает вопросы, которые новая статья порождает, и оценивает возможные последствия ее применения для работников и работодателей. Следует согласиться с выводами автора комментируемой статьи о коллизии новой нормы о гарантиях трудовых прав при диспансеризации работников с законодательством об охране здоровья граждан. К сожалению, законодатель, закрепив наличие у сотрудников права на освобождение от работы, не разобрался, смогут ли они данным правом воспользоваться для достижения заявленной цели или же оно останется всего лишь декларацией. Соответствующий законопроект1 был внесен в Госдуму еще в феврале 2016 г. Изначально предусматривалось право работника по письменному заявлению освобождаться от работы на время прохождения диспансеризации с сохранением места работы и средним заработком по месту работы один раз в три года. При этом вносившийся на обсуждение текст статьи не предполагал деления сотрудников на определенные возрастные группы. В пояснительной записке к законопроекту необходимость нововведения обосновывалась тем, что работающим гражданам зачастую бывает затруднительно пройти диспансеризацию, так как работодатели не идут им навстречу и не отпускают их в рабочее время для посещения лечебно-профилактических учреждений. Причина довольно странная, учитывая, что в законодательстве на момент внесения законопроекта уже были закреплены обязанности работодателя обеспечивать условия для прохождения работниками диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для ее прохождения (ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Хотя законопроект был положительно встречен Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Правительство РФ в официальном отзыве на законопроект не поддержало предложенный текст, поскольку «предлагаемое законопроектом освобождение работника от работы на один день может быть недостаточным для прохождения диспансеризации в полном объеме и не соответствует статье 24 Федерального закона »Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая не ограничивает сроки прохождения диспансеризации». Иначе говоря, проблема реализации права обсуждалась на протяжении нескольких лет, законопроект долгое время находится на этапе доработки (с 6 октября 2016 г. по 4 апреля 2018 г.), но этого оказалось недостаточно, коллизия так и не была устранена. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 353-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации», вводящий ст. 185.1 ТК РФ, был принят вместе с пакетом других законопроектов о пенсионной реформе, а в норме появилось разделение по возрастным группам, не соотносящееся с порядком прохождения диспансеризации, установленным нормативными правовыми актами в сфере охраны здоровья. Видимо, предоставление ряда дополнительных гарантий работникам определенного возраста было направлено на смягчение пенсионной реформы. 1 http://sozd.parliament.gov.ru/bill/1001390-6 www.yourpress.ru 2 Получается, что работникам нововведение не сильно поможет в контроле за состоянием своего здоровья, особенно тем, кто не достиг предпенсионного возраста, поскольку за отведенное время (в частности, за один рабочий день раз в три года) они в любом случае не успеют пройти полноценное обследование, которое позволит выявить наличие заболеваний. Для сравнения, например, согласно ч. 3 ст. 254 ТК РФ при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях за беременными женщинами также сохраняется средний заработок по месту работы, однако срок прохождения обследования в данной статье не ограничен. Также формулировки ст. 185.1 ТК РФ вызывают многочисленные вопросы: 1. Обязан ли работодатель согласовывать именно тот день об освобождении от работы, о котором просит работник, или же может выбрать иной день для прохождения работником диспансеризации? Требуется ли от работника направление на диспансеризацию от врача? 2. Что делать, если работник не воспользовался своим правом на освобождение от работы? Должен ли работодатель компенсировать неиспользованный день, как в случае с неизрасходованными днями отпуска? В ст. 185.1 ТК РФ обязанности компенсировать неиспользованный день для работодателя не предусмотрено. 3. Что делать, если работник решил пройти диспансеризацию в период своего ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день либо вышел на работу в день, когда был освобожден от нее? В ст. 185.1 ТК РФ не дается ответа на этот вопрос. Хотя, например, в схожей ситуации, регламентированной ст. 186 ТК РФ, установлено, что при сдаче работником крови и ее компонентов в период отпуска или выходных, праздников либо если работник вышел на работу в день сдачи крови и ее компонентов, то работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. В целом есть сомнения относительно того, насколько необходимо было менять ТК РФ. Ведь в ст. 185.1 ТК РФ речь идет только о добровольной диспансеризации, тогда как ряд категорий работников и так проходят обязательные медицинские осмотры в рабочее время, утвержденное работодателем, т.е. по факту для многих работников контроль за состоянием здоровья уже был. На мой взгляд, на не очень высокую популярность добровольной диспансеризации повлиял не столько отказ работодателей от освобождения работников от работы, сколько недостаточная информированность населения об имеющихся у них возможностях по прохождению обследований, о том, в каких медицинских организациях можно пройти диспансеризацию. Также веденная норма не улучшит и положение работодателей. Во-первых, на них еще больше возрастает финансовая нагрузка. Ведь в дни освобождения от работы за сотрудником сохраняется средний заработок. Предоставлять рабочие места работникам предпенсионного и пенсионного возраста становится совсем не выгодно. Однако, к сожалению, каких-либо налоговых или иных льгот в связи с новой нормой, как верно отмечает автор комментируемой статьи, для работодателей не предусмотрено. Во-вторых, работодателя ставят в условия, когда он вынужден заключать дополнительное соглашение об информационном взаимодействии с ПФР для получения информации о сотрудниках предпенсионного возраста (актуально для ситуаций, когда может быть назначена досрочная пенсия, например, за работу на севере). Комплект документов для заключения дополнительного соглашения можно скачать с сайта Пенсионного фонда РФ2 . В-третьих, работодателю придется корректировать свои локальные нормативные акты, чтобы устранить пробелы в законодательстве. Например, указать, в каком порядке и 2 http://www.pfrf.ru/files/branches/amur/info_opfr/rabotodateli/Dop.soglashenie_predpensioneryi.7z www.yourpress.ru 3 какими документами работник подтверждает, что дни освобождения от работы использованы им именно для прохождения диспансеризации, а не в иных целях. Ведь сейчас законодательно не установлено обязанности работника отчитываться перед работодателем, как он использовал день освобождения от работы. Не стоит забывать, что с измененными локальными нормативными актами следует ознакомить сотрудников под подпись. Несмотря на то что новая ст. 185.1 ТК РФ достаточно сырая и недоработанная, работодателям придется с ней мириться. Ведь за неисполнение работодателем обязанности по предоставлению работнику нерабочего дня для прохождения диспансеризации установлена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа: – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 1000 до 5000 руб.; – на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. При совершении повторного правонарушения ответственность жестче. www.yourpress.ru