16.04.19. Майнинг криптовалюты НАГ. № 6 от 18.03.19.

Майнинг криптовалюты

В настоящем обзоре мнений1 о развитии майнинга2 криптовалюты речь пойдет о том, как формировался он изначально, какой бизнес сегодня существует в данной сфере, в каких юрисдикциях комфортное правовое регулирование для осуществления майнинга, какой сегодня имеет правовой статус майнинговая деятельность в России, как она облагается налогами и какой вопрос в судебной практике по этой категории дел является основным. О правовом регулировании, налогообложении и судебной практике Окончание. Начало в «АГ» № 5 (286). СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ МАЙНИНГА В РОССИИ Законодательное регулирование майнинга в России отсутствует. В течение 2018 г. в Госдуму несколько раз вносились разные варианты законопроектов о регулировании цифровых финансовых активов, одним из аспектов которых являлось регулирование майнинга. Однако до настоящего времени ни один из законопроектов не преодолел этап второго чтения, продолжается активное обсуждение, и, вероятно, они будут полностью переписаны. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности майнинг отсутствует, но в России разрешена любая предпринимательская деятельность, прямо не запрещенная законом. В качестве ближайшего кода ОКВЭД для майнинга может быть использован код 72.40 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов». В соответствии с письмом Минфина от 13 октября 2017 г. № 03-04-05/66994 по операциям с криптовалютами налоговая база определяется по общим правилам ст. 41 НК РФ – в денежной или в натуральной форме. Таким образом, налоговая база возникает при обмене криптовалюты на фиатную валюту или при приобретении имущества за криптовалюту. При этом на текущий момент отсутствуют разъяснения об особенностях отражения таких операций в бухгалтерском учете. При ввозе в РФ оборудования для майнинга чаще всего используется код ТН ВЭД 8471500000 (по данному коду таможенная пошлина отсутствует), в качестве примера зарегистрированных ФСБ нотификаций можно привести нотификацию устройства Artminer S9 за номером RU0000034212. Таким образом, при таможенном оформлении такого оборудования уплачивается только НДС от таможенной стоимости товара. Подводя итоги, следует отметить, что в России сохраняется неопределенность в отношении правового статуса майнинговой деятельности. В настоящее время майнинг можно рассматривать в качестве прочего вида предпринимательской деятельности, однако до принятия соответствующих законов или до получения официальной позиции государственных органов по данному вопросу у бизнеса сохраняются риски при ведении майнинговой деятельности, одним из которых является риск взаимоотношений с правоохранительными органами. Дмитрий КИРИЛЛОВ, преподаватель программы дополнительного образования BCL, адвокат, руководитель практики FinTech АБ «А-ПРО» НАЛОГИ Налогообложение майнинга в России находится в «серой зоне» из-за отсутствия регулирования. Как мы знаем, на настоящий момент из пакета законопроектов о регулировании цифровых финансовых активов предварительно планируется исключить нормы о майнинге и криптовалютах, и дальнейшая судьба этих инструментов в российском правовом поле решается прямо сейчас. Российские налоговые органы в течение этого года демонстрируют последовательный подход к налогообложению криптоактивов и применяют позицию Минфина России (например, письма Минфина России от 17 мая 2018 г. № 03-04- 07/33234, от 5 июля 2018 г. № 03-04- 05/46553, от 28 августа 2018 г. № 03-03-06/1/61152, от 8 ноября 2018 г. № 03-04-07/80764), которую можно обобщить следующим образом: — доходы российских физических лиц от продажи криптовалюты облагаются НДФЛ на общих основаниях (за вычетом документально подтвержденных расходов) и декларируются налогоплательщиками самостоятельно (ст. 220, ст. 228 НК РФ); — доходы организаций от операций с криптовалютой в целях гл. 25 НК РФ классифицируются как доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250, п. 1 ст. 248 НК РФ). Прибыль определяется в общем порядке как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. Вопрос признания майнинга предпринимательской деятельностью пока открыт ввиду неясности правовой квалификации этой деятельности и ее результата. При применении существующего российского законодательства по аналогии доход может возникать при реализации криптовалюты, добытой при майнинге. Учитывая, что к криптовалюте будет применяться регулирование оборота товаров, может возникнуть весь комплекс вопросов о систематическом характере деятельности, учете добытой криптовалюты, расходов (стоимость майнеров, электричества, ПО и т.д.), доходов от реализации и т.д. При этом могут возникнуть и специфические вопросы о месте осуществления деятельности и о месте реализации добытой криптовалюты. Это обусловлено тем, что некоторые криптовалюты (например, биткоин) добываются майнинговыми пулами, участники которых находятся в разных странах, и уже потом распределяются между участниками. Также реализация криптовалюты может происходить на криптобирже, расположенной не просто в другом государстве, но и вообще вне какойлибо юрисдикции. Эти вопросы будут вызывать споры и потребуют новых разъяснений. Решение вопроса о месте реализации, а также о том, является ли в принципе продажа криптовалюты реализацией, важно для целей НДС. Если операции с криптовалютой будут регулироваться по аналогии с иностранной валютой, реализация может не возникнуть в силу ст. 39 НК РФ. Если криптовалюта для этой цели будет признана имуществом (что наиболее вероятно), возникнет реализация и, соответственно, НДС. Следующий вопрос, требующий решения, – это признание реализующего криптовалюту лица налогоплательщиком НДС. Организации являются таковыми по определению, по физическим лицам возникнет вопрос признания их деятельности предпринимательской. При этом налогоплательщик может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, предусматривающую освобождение от НДС. Во всех случаях российские налоговые органы ожидают, что граждане и организации будут декларировать доход от реализации криптовалюты и уплачивать с него налоги на общих основаниях в сроки, установленные законодательством об НДФЛ, о налоге на прибыль и об НДС