16.06.19. Проблема законодателем не решается. О преимплантационной генодиагностике и нормах закона.

Проблема законодателем не решается

О преимплантационной генодиагностике и нормах закона
Гришин Сергей
Гришин Сергей

Адвокат, к.ю.н.

Материал выпуска № 9 (290) 1-15 мая 2019 года.

В настоящем комментарии к статье Нарине Айрапетян «В качестве профилактической меры» (см.: «АГ». 2019. № 9 (290)) автор, подчеркивая, что ПГД не является услугой, входящей в стандарт оказания медицинской помощи, и не предоставляется на бесплатной основе, что противоречит норме Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о праве каждого гражданина на бесплатную медико-генетическую консультацию, соглашается с автором о необходимости совершенствования закона в части использования вспомогательных репродуктивных технологий.

В данной статье автор попытался сосредоточить свое внимание на проблеме наследственных заболеваний с точки зрения российского и зарубежного права. В целом согласен с содержанием изложенного материала, однако следует обратить внимание на следующее.

Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ) впервые в истории отечественного семейного права закрепил право лиц, вступающих в брак, на медицинское обследование, а также на консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи. Такие мероприятия возможны только с согласия и проводятся бесплатно учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения (ст. 15 СК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 15 СК РФ результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

Несколько расширяет границы генодиагностики ст. 15 СК РФ, предусматривающая возможность медицинского обследования лиц, вступающих в брак, в объем которого включается также и консультирование по медико-генетическим вопросам. В этом случае знания о собственном ДНК и ДНК партнера выйдут за рамки общей информативности. Продолжением такого консультирования будет прогноз ДНК будущего потомства. В российской юридической науке неоднократно предлагалось установить обязательность генетического тестирования1.

Что касается определения преимплантационной генетической диагностики (ПГД), данного в статье, то оно не является точным. Так, данная диагностика представляет собой анализ полярных тел, бластомеров или трофэктодермы, взятых из ооцитов, зигот или эмбрионов, для выявления специфических генетических, структурных и (или) хромосомных изменений2.

Приказ Минздрава России от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» при высоком риске рождения детей с наследственными заболеваниями рекомендует проведение преимплантационной генетической диагностики.

На сегодняшний день провести ПГД эмбриона по полису обязательного медицинского страхования невозможно.

Процедура ЭКО оказывается в соответствии со стандартом медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 октября 2012 г. № 556н, который не предусматривает проведение преимплантационной генетической диагностики. Таким образом, проведение данной диагностики за счет средств обязательного медицинского страхования не осуществляется, а производится дополнительно за счет личных средств или иных средств, предусмотренных законодательством РФ3.

Давая оценку сложившейся судебной практике, отмечу, что ПГД не является самостоятельным видом медицинской помощи, направление для проведения которой входило в полномочия министерства, а также не является медицинской услугой, входящей в стандарт оказания медицинской помощи, соответственно, не подлежит предоставлению гражданам на бесплатной основе, однако данные основания полностью противоречат Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), в котором в ст. 51 четко прописано «Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства». Фактически суд обосновал отказ в медицинской помощи тем, что Министерства здравоохранения Тверской области не разработало необходимых подзаконных актов, которые делали бы возможным и эффективным выполнение указанной нормы закона.

Поддерживаю точку зрения основателя центра Genetico Артура Исаева, по мнению которого для государства отказ финансировать профилактику наследственных заболеваний «крайне невыгоден, потому что в результате приводит к огромным расходам бюджета на лечение таких заболеваний и к неэффективности системы в целом», а также заместителя председателя Российского общества медицинских генетиков Веры Ижевской о несовершенстве российского законодательства в указанной сфере: «Супружеские пары с высоким риском наследственного заболевания у ребенка, обращающиеся за ПГД, как правило, не имеют проблем с бесплодием. В результате они не могут воспользоваться технологией ПГД за счет средств ОМС».

Соглашусь с точкой зрения Г.Б. Романовского, согласно которой пренатальное (дородовое) генетическое тестирование влечет за собой, как правило, рекомендацию по прекращению хода беременности и искусственному аборту. В настоящее время действует приказ Минздрава России от 28 декабря 2000 г. № 457 «О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей». Данный документ устанавливает: «При наличии показаний даются рекомендации по поводу прерывания беременности». Подобные нормы имеют неоднозначную этическую оценку. Тем более что злоупотребления пренатальной диагностикой завершаются аутоевгеникой – селекцией по половому признаку.

Таким образом, проблема существует, но на законодательном уровне не решается. Российское общество медицинских генетиков обращалось в Минздрав России с инициативой изменения ст. 55 Закона № 323-ФЗ, что позволило бы семьям с высоким риском передачи потомкам наследственного заболевания воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями, включая ПГД и другие. Ответа до настоящего времени, к сожалению, не получено.


1 Косарева И.А. Юридическое значение состояния здоровья лица, вступающего в брак // Медицинское право. 2009. № 1. С. 16–19; Михайлова И.А. Некоторые направления дальнейшего совершенствования российского семейного законодательства // Российская юстиция. 2009. № 12. С. 23–25; Фетюхин Ю.М. Институт брака по новому семейному законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. 20 с.

2 Словарь ВОЗ терминов ВРТ 2009 г. // http://www.who.int/reproductivehealth/publications/infertility/art_terminology2_ru.pdf (2016. 2 нояб.)

3 Информация ФФОМС «Защита прав граждан (вопросы и ответы)». Текст опубликован на сайте: http://ora.ffoms.ru.