16.10.19. Ответственность за использование Telegram. О правовом статусе правообладателя интернет-сервиса и его пользователях. АГ.

Ответственность за использование Telegram

О правовом статусе правообладателя интернет-сервиса и его пользователях

Голенев Вячеслав

Адвокат АП Г. Москвы, партнер КА\5, руководитель практики «Арбитражное, налоговое и банкротное право»

16 Сентября 2019

Материал выпуска № 18 (299) 16-30 сентября 2019 года.

В настоящей статье автор, анализируя современное законодательство в области защиты информации, судебные решения по делам в указанной сфере, отвечает на вопрос, установлена ли ответственность за использование мессенджера Telegram.

Фактические обстоятельства дела (по состоянию на 26 августа 2019 г.)

Решением Таганского районного суда г. Москвы (судья Смолина Ю.М.) от 13 апреля 2018 г. по гражданскому делу № 2-1779/2018 (далее – Решение Таганского районного суда), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда (судьи Левшенкова В.А., Анашкин А.А., Фурс Е.Н.) от 14 июня 2018 г. по делу № 33-24870, заявление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об ограничении доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам, функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership, удовлетворено.

Указанными судебными постановлениями постановлено следующее:

Установить на территории Российской Федерации ограничение доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принять меры по ограничению доступа на территории Российской Федерации кинформационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и иных лиц прекратить создание технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает Telegram Messenger Limited Liability Partnership, в том числе путем ограничения доступа к указанным информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной обязанности по представлению в федеральный органисполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Установлена ли ответственность за использование мессенджера Telegram пользователями?

В настоящий момент (по состоянию на 26 августа 2019 г.) ограничен доступ к информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает Telegram Messenger Limited Liability Partnership, до исполнения Telegram Messenger Limited Liability Partnership как организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной обязанности (ч. 4.1. ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации)) по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Соответствующая обязанность возложена на Telegram Messenger Limited Liability Partnership как на организатора распространения информации в сети «Интернет», а также на иных лиц, которые обеспечивают возможность технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает Telegram Messenger Limited Liability Partnership.

Для пользователей Telegram (в т.ч. лиц, ведущих блоги в Telegram), не размещающих в сети «Интернет» ссылок на скачивание Telegram, действующим законодательством ответственность не предусмотрена.

Правовое обоснование

Для разрешения вопроса следует уяснить, распространяются ли требования, предъявляемые к организаторам распространения информации в сети «Интернет», к пользователям Telegram.

В соответствии с ч. 1 ст. 10.1 Закона об информации организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

Частью 4.1 ст. 10.1 Закона об информации предусмотрено, что организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети «Интернет» возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

В соответствии со ст. 15.4 Закона об информации в случае установления факта неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанностей, предусмотренных ст. 10.1 настоящего Федерального закона, в его адрес (адрес его филиала или представительства) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направляется уведомление, в котором указывается срок исполнения таких обязанностей, составляющий не менее чем пятнадцать дней.

В случае неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» в указанный в уведомлении срок обязанностей, предусмотренных ст. 10.1 настоящего Федерального закона, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда.

Как разъяснено в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2016 г. по делу № А45-27089/2015, лицо является организатором, поскольку на его сайтах пользователи могут общаться друг с другом, т.е. передавать электронные сообщения в сети «Интернет».

Электронное сообщение – это информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети (п. 10 ст. 2 Закона об информации).

Иначе говоря, это любая информация, которую передают и получают в интернете. Комментарии под статьями, отзывы с возможностью комментирования и неформальная переписка где-то внутри сервиса – это тоже электронные сообщения.

В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2019 г. по делу № А40-132989/2018, которое на данный момент является одиночным (единственно найденным) судебным актом по вопросу о том, кто понимается под иными лицами, которые обеспечивают возможность технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает Telegram Messenger Limited Liability Partnership, разъяснено следующее.

Таким иным лицом, на которое Решением Таганского районного суда возложены обязанности по ограничению доступа к мессенджеру Telegram, является лицо, информационные ресурсы которого позволяют осуществить доступ к мессенджеру Telegram (у него имеются программно-аппаратные средства доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен), и к информации, распространяемой посредством мессенджера Telegram.

При этом согласно ч. 2.1. ст. 13.31 КоАП РФ неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Указанной нормой административного права установлена ответственность для конкретного субъекта административного правонарушения – организатора распространения информации в сети «Интернет».

В п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. № 25-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 2 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” в связи с жалобой гражданина А.И. Сушкова» разъяснено следующее.

Оказание правообладателем коммуникационного интернет-сервиса, посредством которого осуществляется отправка и получение электронных сообщений, соответствующих услуг, состоит не в предоставлении доступа к сети связи (каковой выступает сеть «Интернет», доступ к которой предоставляет интернет-провайдер), а в предоставлении возможности использования программного обеспечения, с помощью которого осуществляется передача сообщений по электронной почте. Поскольку же правовой статус правообладателя такого интернет-сервиса действующим федеральным законодательством специально не урегулирован (хотя по своему полезному для пользователей эффекту его услуги и аналогичны услугам связи), возникает неопределенность относительно того, распространяется ли на него буквально обязанность оператора связи обеспечить соблюдение тайны связи, установленная Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» ( далее – Закон о связи) (п. 2 ст. 63).

Между тем исходя из того, что ст. 23 (ч. 2) Конституции РФ, закрепляющая право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, является в силу ее ст. 15 (ч. 1 и 2) нормой прямого действия, обязательной для соблюдения всеми субъектами права, – отсутствие в федеральном законодательстве прямого указания на обязанность именно правообладателя интернет-сервиса, посредством которого осуществляется отправка и получение электронных сообщений, обеспечивать тайну связи не может рассматриваться как свидетельство отсутствия у него такой обязанности.

Не ставятся под сомнение конституционные гарантии тайны направляемых по электронной почте сообщений и содержания заключаемого правообладателем интернет-сервиса и абонентами пользовательского соглашения, предполагающего наличие дифференцированных правил, регулирующих отношения, объектом которых выступают в одних случаях информационные данные, создаваемые и публикуемые пользователями, т.е. размещаемые в режиме открытого доступа для ознакомления с ними неопределенного круга лиц, и в других случаях – сведения, не предназначенные для размещения в открытом доступе. И в тех, и в других случаях условия пользовательского соглашения не могут трактоваться как предоставляющие правообладателю интернет-сервиса право самостоятельно – и тем самым в нарушение ст. 23 (ч. 2) Конституции Российской Федерации – разрешать или ограничивать доступ к информации, содержащейся в передаваемых с его помощью электронных сообщениях.

Не свидетельствуют о возникновении у правообладателя интернет-сервиса, с помощью которого происходит отправка и получение электронных сообщений, такого права, а следовательно, и статуса обладателя содержащейся в них информации, и положения ст. 10.1 Закона об информации, согласно которым лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» (что охватывает и функции правообладателя интернет-сервиса), признается организатором распространения информации в сети «Интернет»; в его обязанности входит уведомление в установленном Правительством РФ порядке федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления указанной деятельности, хранение на территории Российской Федерации информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий, а текстовых сообщений пользователей сети «Интернет», голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» – до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки и предоставление этой информации уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. При этом обязанность хранить информацию не предполагает право разрешать или ограничивать доступ к этой информации, принадлежащее ее обладателю: основания и порядок предоставления такой информации определяются федеральными законами, а ее получателем от организатора распространения информации в сети «Интернет» может быть только уполномоченный орган.

Таким образом, п. 5 ст. 2 Закона об информации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как предоставляющий правообладателю интернет-сервиса, посредством которого осуществляются передача электронных сообщений и хранение информации, право на доступ к информации, содержащейся в получаемых или отправляемых пользователями электронных сообщениях, и, соответственно, как позволяющий говорить о наличии у него статуса обладателя информации.

Это не исключает право федерального законодателя уточнить правовой статус правообладателя интернет-сервиса, с помощью которого осуществляются передача электронных сообщений и хранение информации, и более детально регламентировать его отношения с пользователями предоставляемых им услуг,тем более с учетом утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., которая исходит из необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасной обработки информации (включая ее поиск, сбор, анализ, использование, сохранение и распространение) и применения новых технологий, уровень которого должен соответствовать развитию этих технологий и интересам общества; обеспечения баланса между своевременным внедрением современных технологий обработки данных и защитой прав граждан, включая право на личную и семейную тайну (п. 31).

Следовательно, Конституционный Суд РФ указывает:

1) не ставятся под сомнение конституционные гарантии тайны направляемых по электронной почте сообщений и содержания заключаемого правообладателем интернет-сервиса и абонентами пользовательского соглашения;

2) правообладателю интернет-сервиса не предоставлено право самостоятельно – и тем самым в нарушение ст. 23 (ч. 2) Конституции РФ – разрешать или ограничивать доступ к информации, содержащейся в передаваемых с его помощью электронных сообщениях;

3) понятие «организатор распространения информации в сети «Интернет»» охватывает понятие «правообладатель интернет-сервиса»;

4) обязанность хранить информацию не предполагает право разрешать или ограничивать доступ к этой информации, принадлежащее ее обладателю;

5) у правообладателя интернет-сервиса отсутствует статус обладателя информации, отраженной в электронных сообщениях пользователей интернет-сервиса;

6) такой субъект, как «правообладатель интернет-сервиса», а значит, и субъект «организатор распространения информации в сети “Интернет”», четко отграничен от такого субъекта, как «пользователь электронных сообщений», «пользователь услуг интернет-сервиса».

При этом в законодательстве о связи прямо выделен соответствующий аналогичный субъект. Под абонентом, в свою очередь, понимается пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации (п. 1 ст. 2 Закона о связи).

Выводы

Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

Иным лицом, на которое Решением Таганского районного суда возложены обязанности по ограничению доступа к мессенджеру Telegram, является, лицо, информационные ресурсы которого позволяют осуществить доступ к мессенджеру Telegram. (У него имеются программно-аппаратные средства доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен), и к информации, распространяемой посредством мессенджера Telegram.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 26 октября 2017 г. № 25-П отграничил такого субъекта, как «правообладатель интернет-сервиса», а значит, и субъекта «организатор распространения информации в сети “Интернет”», от такого субъекта, как «пользователь электронных сообщений», «пользователь услуг интернет-сервиса», который пользуется электронными сообщениями для своих нужд, и тайну переписки которых обязан хранить «правообладатель интернет-сервиса».

Учитывая, что норма ч. 2.1. ст. 13.31 КоАП РФ устанавливает ответственность конкретного субъекта – организатора распространения информации в сети «Интернет», а иная ответственность по действующему законодательству не предусмотрена, то для «пользователей электронных сообщений» Telegram, «пользователей услуг интернет-сервиса» Telegram (далее – пользователи Telegram) ответственность за использование Telegram по состоянию на 26 августа 2019 г. не предусмотрена.

Выявленные риски

Вместе с тем, если у одного лица одновременно совпадает несколько правовых статусов и он является не только пользователем Telegram, но и:

иным лицом, на которое Решением Таганского районного суда возложены обязанности по ограничению доступа к мессенджеру Telegram, информационные ресурсы которого позволяют осуществить доступ к мессенджеру Telegram (у него имеются программно-аппаратные средства доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен), и к информации, распространяемой посредством мессенджера Telegram (например, в форме обеспечения функционирования систем и (или) программ обхода такого ограничения либо путем размещения в сети «Интернет» рабочей прямой ссылки на клиент Telegram либо на VPN, либо на описание способа обхода блокировки, позволяющего получить доступ к клиенту Telegram), либо сам является организатором распространения информации в сети «Интернет» (при этом под термин «организатор распространения информации в сети “Интернет”» возможно подвести любой сайт в сети «Интернет», размещающий рабочую прямую ссылку на информацию/блог Telegram), то в таком случае имеется вероятность привлечения пользователя Telegram к административной ответственности, предусмотренной ч. 2.1. ст. 13.31 КоАП РФ, а также к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.