17.10.19. Эффективное обжалование.Семь практических советов. АГ.

Эффективное обжалование

Семь практических советов

Полуновская Ориана

Адвокат, руководитель учебных проектов Санкт-Петербургского института адвокатуры

16 Сентября 2019

Материал выпуска № 18 (299) 16-30 сентября 2019 года.

В подготовке к обжалованию судебного постановления (т. е. любого процессуального документа, вынесенного судом) необходимо использовать определенную технологию, которой не учат на юридическом факультете, и каждый практикующий юрист вынужден самостоятельно избирать эффективные способы составления жалоб, действуя методом проб и ошибок. В настоящей статье автор делится своими наработками по технологии составления жалоб, которые являются универсальными и могут быть полезны при составлении любой жалобы, в любом процессе.

Читайте также комментарии к данному материалу старшего партнера АБ «ЗКС» Андрея Гривцова и адвокат АБ «ЮГ» Сергея Радченко.

Обжалование судебных постановлений – это не лотерея, а логически выверенный процесс, который при соблюдении определенных правил позволяет прогнозировать результат рассмотрения жалобы.

Составляя жалобу, можно и нужно использовать технологию, потому что она экономит время, обеспечивает высокое качество жалобы, а во многом и гарантирует результат – по тому, как составлена жалоба, можно предсказать, какое решение примет по ней суд.

В этой статье я предлагаю свои наработки по составлению жалоб, являющиеся универсальными. Они могут быть полезны при составлении любой жалобы, в любом процессе.

К подготовке жалобы следует приступать исходя из принципа уважения правовой позиции суда, изложенной в обжалуемом судебном постановлении.

Каким бы ни было судебное постановление, при всем несогласии с ним стороны позицию суда, изложенную в нем, необходимо уважать, поскольку только уважительное отношение к принятому судом постановлению позволит понять его настолько, чтобы подготовить качественную жалобу на него.

Когда автора жалобы захватывают эмоции, он теряет способность понять, в чем же состоит проблема, – что не так в его правовой позиции, доказательствах или чем-то еще, почему суд не встал на его сторону. Следовательно, он не может нейтрализовать эту проблему дополнительными доводами, аргументами, доказательствами.

Уважение позиции суда, изложенной в обжалуемом судебном постановлении, позволяет беспристрастно оценить обстоятельства дела, увидеть их «глазами суда», понять, в чем заключаются базовые противоречия между позицией, принятой судом, и той правовой позицией, которую суд отверг.

Понимание базовых противоречий позволит подобрать доводы, аргументы и доказательства, способные убедить вышестоящий суд в том, что правовая позиция, положенная в основу обжалуемого судебного постановления, ошибочна.

А может быть и, напротив, беспристрастное прочтение судебного постановления приведет к выводу о том, что оснований для обжалования в конкретном случае нет.

Совет № 1: Читая документ, который хотите обжаловать, отключите эмоции, поверьте, что суд беспристрастен и справедлив, – и вы увидите, почему он вынес такое решение.

При составлении жалобы необходимо грамотно использовать знания об устройстве судебной системы и полномочий судов.

Свобода суда в принятии судебных постановлений ограничена процессуальным законом. Понимание логики организации судебной системы, знания о полномочиях судов в зависимости от инстанций, об основаниях обращения в каждую инстанцию позволяют не только правильно определить подсудность, но и понять, какие действия необходимо совершить для получения желаемого результата.

Система обжалования устроена по принципу пирамиды – чем ниже инстанция, тем шире возможности обращения туда, чем выше инстанция, тем они уже.

В суде первой инстанции стороны максимально свободны – здесь формируется дело, здесь оттачиваются правовые позиции, здесь же закладываются основания для последующего обжалования.

Понимание тонкостей работы апелляции позволяет грамотно использовать возможности, предоставляемые законом: так, например, согласно ГПК РФ при желании представить в суд апелляционной инстанции новые доказательства, которые не были представлены в первой инстанции, необходимо обосновывать невозможность их представления в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим от стороны, – без этого самые блестящие доказательства суд при всем желании не сможет оценить и положить в основу судебного постановления.

Или, например, подавая кассационную жалобу по гражданскому делу и зная о том, что кассация не вправе разрешать вопросы факта – вопросы, касающиеся обстоятельств дела, и, следовательно, не может переоценивать доказательства, но может при этом устранять существенные нарушения норм процессуального права, сторона (при необходимости привлечь внимание кассационной инстанции к доказательствам в конкретном деле) может действовать разумно, ссылаясь на существенное нарушение судом общих правил оценки доказательств – ст. 67 ГПК РФ. Отсутствие такой ссылки приведет к справедливому отказу суда кассационной инстанции от разрешения вопросов, связанных с доказательствами по делу.

Совет № 2. Перед тем как приступать к составлению жалобы, необходимо прочитать статьи процессуального кодекса о полномочиях инстанции, куда подается жалоба, и статью об основаниях отмены или изменения судебного постановления.

Доводы жалобы должны точно соответствовать основаниям отмены или изменения судебного решения,предусмотренным процессуальным законом. Все, что найдено юристом при подготовке жалобы как нарушения, должно пройти через фильтр статьи процессуального закона об основаниях отмены или изменения судебного постановления и должно быть приведено в соответствие с ней.

Такой подход позволяет отделить главные доводы от второстепенных, отбросить то, что вообще не является доводом, и сформулировать ключевые аргументы в защиту своей позиции в соответствии с основаниями для отмены или изменения судебного постановления, предусмотренные законом.

Просительная часть жалобы должна быть сформулирована в полном соответствии с полномочиями суда, указанными в процессуальном кодексе.

Совет № 3. В жалобе необходимо указывать только ключевые, самые значительные и важные нарушения. Всеми мелкими нарушениями, неспособными повлиять на существо дела, следует пренебречь. Указание всех мелких нарушений и недочетов, допущенных судом, приведет к большому объему жалобы и повысит риск того, что самые главные моменты будут размыты в большом объеме информации.

Жалоба должна быть структурирована.

Хорошо структурированная жалоба легко воспринимается и позволяет суду быстро и просто уяснить ее суть. Это важно, поскольку помогает суду ориентироваться в огромном потоке дел, рассматриваемых в сжатые сроки.

Совет № 4. Структурирование жалобы следует проводить в соответствии со статьей об основаниях отмены или изменения судебного постановления, сначала излагая самые важные доводы. Структурируя жалобу, проверьте: не повторяются ли доводы.

Хороший слог и точность формулировок.

Краткость, безусловно, является преимуществом жалобы, однако в погоне за краткостью важно не потерять полноту содержания.

Суд переполнен текстами – их очень много, они разные, поэтому ясное, точное и краткое изложение выгодно выделит жалобу в потоке текстов, с которыми знакомится суд в течение своего рабочего дня. Чем больше слов, тем сложнее уловить смысл, тем больше шансов, дочитав до конца жалобу, забыть о том, что было в начале.

Совет № 5. В жалобе не должно быть лишних слов. Это все те слова, без которых жалоба в полной мере сохранит свой смысл. Не стоит повторять в ней доводы, которые уже приводились в предыдущей инстанции, – доводы жалобы должны быть результатом аналитической работы над обжалуемым судебным постановлением, а не повторением того, что судом уже отвергнуто.

Качественная аргументация.

Все доводы жалобы должны быть аргументированы: нет ничего очевидного, само собой разумеющегося. Всякий довод должен быть хорошо сформулирован, обоснован и подтвержден доказательствами (полезно ссылаться в жалобе на листы дела и решения высших судов).

Аргументация устроена следующим образом: сначала заявляется тезис – то утверждение, в обоснование которого будут приведены аргументы. Далее приводятся аргументы и доказательства, подтверждающие заявленный тезис, что позволяет четко улавливать нить рассуждения, оценивать относимость аргументов и доказательств к заявленному тезису.

Распространенной ошибкой при составлении жалоб (а также и устных выступлений в суде) является «проглатывание» тезиса – он не формулируется, а сразу начинается поддержка – аргументация и доказывание. Это делает аргументацию бессмысленной – вместо мощного воздействия на мнение суда сообщается информация, хотя и относящаяся к делу, но лишь размывающая суть отстаиваемой позиции.

Совет № 6. Пусть каждый довод жалобы будет сформулирован как тезис, а его обоснованием станет аргументация со ссылкой на доказательства.

Оформление жалобы должно обеспечивать комфортную навигацию по ней самой и материалам дела.

Например, при оформлении жалобы недостаточно указать процессуальные роли участников в первой инстанции. Целесообразно написать, кто является подателем жалобы и какова его процессуальная роль. Если жалоба подается через представителя, необходимо внести сведения о нем и его полномочиях. Полезно указывать все способы связи, позволяющие максимально быстро и просто связаться с лицом, подающим жалобу, и его представителем.

Важно указывать номер дела, по которому подается жалоба. В начале жалобы следует отметить, полностью или в части обжалуется судебное постановление. Если срок подачи жалобы может вызвать вопросы, необходимо уточнить, как исчислен срок для ее подачи либо подавать ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Приложения к жалобе должны быть четко выверены. Во-первых, они должны соответствовать требованиям процессуального кодекса. Во-вторых, если к жалобе прикладываются документы, то они должны подтверждать и доказывать доводы, изложенные в жалобе, т. е. быть логически связаны с текстом жалобы.

Совет № 7. Удобная навигация делает работу с жалобой быстрой, эффективной.

Эффективной работе по составлению жалоб посвящен тренинг Санкт-Петербургского Института адвокатуры (http://institut.apspb.ru) «Обжалование: мастерство реванша», автором и ведущей которого я являюсь. На тренинге участники научатся видеть слабые места в судебных постановлениях и «атаковать» их, потренируют навыки аргументации, опробуют инструментарий, позволяющий прогнозировать результат рассмотрения жалобы.

«Прокачать» свои знания о системе обжалования в гражданском процессе поможет бесплатный онлайн-курс «Гражданский процесс: основания обжалования» на портале ФПА РФ https://edu.fparf.ru/