19.09.19. Сопровождая доверителя на допрос Рекомендации адвокатам. АГ.

Сопровождая доверителя на допрос

Рекомендации адвокатам
Хасанов Марат
Хасанов Марат

Партнер, глава практики международного арбитража и разрешения споров Юридической группы «Парадигма»
Материал выпуска № 16 (297) 16-31 августа 2019 года.

Автор настоящего отклика на статью Натальи Фиш «Допрос в налоговой» (см.: «АГ». 2019. 15 (296)16 (297)), разъясняя, почему «экономия» на оплате юридических услуг адвокатов при допросах налогоплательщика в налоговых органах часто оборачивается в дальнейшем против самого налогоплательщика, отмечает, что очень часто налоговый инспектор пользуется неграмотностью или непониманием со стороны допрашиваемого сути задаваемых ему вопросов. По мнению автора комментария, адвокату необходимо проводить заблаговременную подготовительную работу с допрашиваемым лицом и требовать от налогового органа выдать на руки допрашиваемому копию протокола допроса.

Безусловно, по моему мнению, налогоплательщик всегда и обязательно должен приглашать адвоката к участию в допросах в налоговых органах сотрудников налогоплательщика, руководства налогоплательщика или его контрагентов. Иногда налогоплательщик пытается «сэкономить» на оплате юридических услуг адвокатов и привлекает адвоката только к участию в отдельных точечных допросах так называемых главных фигурантов, например, руководителя организации и главного бухгалтера, в то время как остальные допрашиваемые лица (работники, контрагенты и т.п.) являются на допрос без адвоката, в результате чего процедура допроса принимает неконтролируемый характер.

С учетом того, что, как правило, налоговая инспекция обычно вызывает на допрос максимальное количество лиц, имеющих отношение к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика, подобная «экономия» на адвокатах часто оборачивается в дальнейшем против самого налогоплательщика, так как возникают противоречия в показаниях допрашиваемых лиц, которые используются налоговым органом в свою пользу, в ущерб защитной позиции проверяемого лица. Поэтому крайне важно изначально выстроить единую стратегию и управление процессами допросов всех лиц, вызываемых налоговым органом.

Очень часто налоговый инспектор пользуется неграмотностью или непониманием со стороны допрашиваемого сути задаваемых ему вопросов, в результате чего в протоколе допроса отражаются хотя и дословные ответы на поставленные вопросы, однако действительное положение дел искажено ввиду непонимания допрашиваемым сути задаваемых ему вопросов, которые часто имеют отношение к сложным отраслям экономики, юриспруденции, бухгалтерского учета, бизнес-процессов и т.п. Речь идет, конечно, не о том, чтобы адвокат присутствовал на допросе исключительно для того, чтобы советовать допрашиваемому лицу давать ложные ответы на поставленные вопросы. В большинстве случаев в отсутствие адвоката допрашиваемое лицо, в силу растерянности, непрофессионализма, психологического давления со стороны налогового инспектора, отсутствия опыта участия в подобных мероприятиях, способно еще больше запутать или усугубить ситуацию своими наивными ответами на те вопросы, формулировки которых часто предполагают возможность их различной интерпретации, двоякого толкования и т.п.

Другой важный вопрос в адвокатской работе по сопровождению лица в ходе его допроса налоговыми органами – это заблаговременная подготовка допрашиваемого к будущему допросу. Очевидной ошибкой является ситуация, когда адвокат впервые видит своего доверителя, с которым он идет на допрос в налоговую, за пять минут до начала допроса, у дверей налоговой инспекции. Как правило, на практике оплату услуг адвоката рядовых работников предприятия для их сопровождения на допросе осуществляет бенефициар, владелец бизнеса или топ-менеджер организации, в отношении которой проводится налоговая проверка. Часто при допросах подчиненных сотрудников их руководство просто в последний момент уведомляет, что с ними на допрос пойдет адвокат, «который все решит», – при этом какой-то заблаговременной подготовительной работы между адвокатом и допрашиваемым лицом не проводится. В результате лицо, которое будут допрашивать, придя на допрос, не понимает своих прав, не имеет представления, о чем его будут допрашивать, в каком формате оно может общаться с адвокатом в ходе допроса, вправе ли оно удалиться на короткое время с адвокатом наедине, чтобы обсудить, как отвечать на очередной поставленный вопрос и т.д. Поэтому адвокату очень важно заранее обсуждать все вопросы с лицом, в отношении которого будет осуществляться допрос, – проработать сценарий допроса, спрогнозировать, о чем будут спрашивать, как вести себя в нештатной ситуации, если налоговый инспектор будет нарушать права допрашиваемого, оказывать психологическое давление и т.п.

При окончании допроса, уже после подписания протокола допроса всеми его участниками, адвокату нужно всегда требовать от налогового органа выдать на руки допрашиваемому или его адвокату копию протокола допроса. Ранее в моей практике не всегда налоговые органы удовлетворяли такую просьбу адвоката, ссылаясь на отсутствие подобной обязанности по закону. Поэтому для адвоката было очень важно с самого начала допроса делать записи и фиксировать вопросы и ответы в целях выработки дальнейшей стратегии и тактики на случай, если после допроса налоговый орган откажет в выдаче протокола (часто допрос занимает несколько часов, и без таких записей либо аудиозаписи впоследствии ни адвокату, ни допрашиваемому невозможно вспомнить все подробности допроса, каким был ответ на тот или иной вопрос и т.д.). Ситуация кардинально поменялась с 3 сентября 2018 г., когда была введена новая редакция п. 6 ст. 90 НК РФ, утвержденная Законом от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ. Теперь налоговики обязаны выдавать свидетелю копию протокола допроса, кроме случаев, когда свидетель отказался от ее получения.

Нажмите, чтобы Ответить, Ответить всем или Переслать