20.11.18. Лайфхак – решение проблем без обращения в суд \досудебный порядок урегулирования спора\ . Автор Варданян М.Х.

Автор: Адвокат , Сочи

Лайфхак – решение проблем без обращения в суд

15 ноября 2018

В самом начале своей юридической деятельности многие юристы воспринимают досудебный порядок урегулирования спора как некий шаг на пути к подаче иска в суд, то есть, не придавая этому этапу большого значения и не прикладывая больших усилий для урегулирования конфликтов до суда.

В этой публикации хочу со всеми поделиться своей практикой урегулирования многих спорных вопросов в претензионном порядке (даже тех вопросов, по которым не требовалось соблюдать досудебный порядок).

Когда досудебный порядок обязателен

Многим известно, что если в случаях, обозначенных в законодательстве, вы не прошли обязательную процедуру мирного урегулирования конфликта, то в принятии искового заявления откажут. Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Для начала давайте разберемся, у кого больше шансов разрешить возникшую проблему в претензионном порядке, без обращения в суд, и причем не важно, требуется по закону соблюдение претензионного (досудебного) порядка или нет.

Ответим на данный вопрос вкратце: лица, у которых имеются доказательства нарушения своих прав, которые владеют максимальным объемом информации о противной стороне, могут разрешить свой вопрос в претензионном порядке при условии соблюдения правил ведения переговоров, подготовки и подачи мотивированных обращений.

Доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором, в будущем должны быть приложены к исковому заявлению (ст.ст. 131, 132 ГПК РФ; ст.ст. 125, 126 АПК РФ). В противном случае исковое заявление будет оставлено без рассмотрения.

Доказательства

Давайте разберемся, к доказательствам нарушения своих прав можно отнести множество фактов и связанных с ними суждений. К примеру, заключен некий договор, однако договор исполнен не полностью, с нарушениями, о чем имеются доказательства в виде подписанного акта о выявленных дефектах или фактах не подписания акта о выполненных работах; или еще один пример — совершено некое правонарушение и этому имеется видео или аудио запись, или имеются свидетели.

По поводу максимального объема информации: наверняка многие из нас слышали выражение «Знание – это сила» (на лат. «scientia potentia est»),именно поэтому в случае получения отказа от исполнения ваших требований и имея максимум информации, касающейся вашего конфликта, возможно в законном порядке указать противной стороне на слабые стороны, касающиеся вашего конфликта.

В данной публикации мы с вами не будем рассматривать вопросы, как написать претензионное письмо, из каких частей оно состоит, как подавать претензию, так как все эти вопросы довольно-таки подробно описаны на просторах интернета.

В настоящей публикации основное наше внимание будет обращено на правильное, законное воздействие на противную сторону, при которой эта сторона захочет разрешить возникший с вами конфликт в досудебном порядке.

Принципы урегулирования споров до суда

Итак, какие основные принципы урегулирования конфликта в досудебном порядке я использую?

  1. Попытайтесь разрешить конфликт устно. Прежде чем готовить претензионное письмо, необходимо:
    — во-первых, созвониться с противной стороной с предложением договориться (по желанию сторон по телефону, либо при личной встрече) и урегулировать спор в досудебном порядке (разговор должен быть вежливым, упорядоченным и уверенным);
    — во-вторых, добиваться встречи с противной стороной можно, если у вас имеются хорошие навыки общения с людьми, вы подготовлены к этой встрече, и уверены, что при встрече у вас больше вероятности урегулировать спор, в противном случае лучше пообщаться по телефону.

Если урегулировать спор путем переговоров не получается, то без переживаний, злости и негативных ответов, благодарим собеседника за разговор и переходим ко второму шагу, указанному ниже (противная сторона не должна видеть ваши переживания и злость – это признак слабых).

  1. Обязательно изучите противную сторону.

Так как доступ к информации мы имеем в основном через интернет, то давайте разберем все варианты получения информации и вспомогательные адреса сайтов:

  • если это физическое лицо — то информацию про него можно найти, указав ФИО в любом поисковике, социальных сетях, сайтах районных и арбитражных судов, сайте ФССП (Федеральная служба судебных приставов) — http://fssprus.ru/iss/iP на предмет задолженности; если имеется номер телефона, то отдельно можно ввести в поисковике этот номер;
  • если это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (организация, объединение или учреждение) — в первую очередь заходим на сайт https://egrul.nalog.ru/ и, указав ИНН или ОГРН организации получим выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа; затем наименование ИП или организации также, как и в случае с физическим лицом, вводим в любом поисковике, социальных сетях, сайтах районных и арбитражных судов, сайте ФССП (Федеральная служба судебных приставов http://fssprus.ru/iss/iP на предмет задолженности), сайте www.rusprofile.ru и https://zachestnyibiznes.ru (сведения об отношениях с другими организациями); также если имеется номер телефона организации или сотрудников, то отдельно ввести в поисковике эти номера;
  • если спор касается недвижимого имущества, то, помимо всего прочего, в обязательном порядке на это недвижимое имущество необходимо заказать выписку из ЕГРН на сайте https://rosreestr.ru.

Кроме того, если вы не юрист, то ознакомиться со всеми последними редакциями законов можно на сайте http://www.consultant.ru/ или http://base.garant.ru .

Итак, собрав всю полученную информацию, вы получаете ответы на следующие вопросы:

Является ли конфликт, возникший с вами единственным?
Кем является это лицо?
Какими видами деятельности занимается?
С какими лицами сотрудничает?
В каких организациях числится?
Какие задолженности имеет?
Имеются ли судебные дела в отношении этого лица (если да, то есть ли совпадения с предметом вашего спора)?
Какие отзывы в отношении этого лица имеются?

Помимо вышеуказанной информации, в отношении ИП или юридического лица выяснятся следующие сведения: точное наименование, адрес местонахождения, сведения о регистрации и учете в налоговой, об уставном капитале, директоре (представителе организации), учредителях, о видах деятельности, наличие лицензий, иные сведения о записях в ЕГРЮЛ; сведения о лицах, с которыми сотрудничает организация и о существовании сотрудников и учредителей в иных организациях.

Данная информация, полученная вышеуказанным путем, позволит нам понять, возможно ли расценить действия противной стороны как преступление (к примеру мошенничество)?

Для этого рассмотрим следующие вопросы с учетом полученной информации.

  • Являются ли действия противной стороны неоднократными — рассматривалось ли ранее в отношении этого лица уголовное дело?
  • Является ли организация действующей, а если нет, то в период прекращения своего действия эта организация не имела права заключать с вами какой-либо договор?
  • Подлежит ли лицензированию деятельность этой организации согласно законодательства РФ?

Помимо прочего, ответив на вышеуказанные вопросы, вы узнаете:

  • Если появляются факты, указывающие на преступные действия, направленные против вас, то можно указать об этом в претензии, предупредив, что в случае неисполнения законных требований, указанных в претензии, вы оставляете за собой право подать заявление в УВД.
  • Если есть информация о проблемах этой организации с налоговыми (у многих организаций имеются проблемы с налоговой) или иными органами, то в претензии также можно сделать заметку, что вы будете обращаться и в эти органы с просьбой провести проверку в отношении этой организации.
  • Если имеются иные пострадавшие от действий противной стороны, то можно связаться с ними и подать коллективную претензию;
  • Если организация, с которой у вас возник спор, является сетевой, то в претензии вы можете сослаться на подачу жалобы в головной офис организации в случае неисполнения своих законных требований;
  • -Если спор касается недвижимого имущества, то нам становится известно о всех сведениях этого имущества, и в случае появления не состыковок и нарушений, о которых вам не сообщали ранее, вы сможете их тоже указать в претензии.

Собрав всю полученную информацию, вам необходимо подготовить и подать подробную претензию в адрес оппонента.

Как подать претензию

Если вы не юрист, то, до составления претензии ознакомьтесь на сайтах с основными правилами составления претензии. Многие юристы говорят, что претензия должна быть короткой, а я на практике понял, что наоборот – подробной и информативной.

Когда противная сторона поймет, что вы знаете о нем и его деятельности почти все, что если он не урегулирует спор до суда, то у нее будет больше проблем (а в некоторых случаях и проблем с полицией), ей придется больше потратиться и в итоге, кроме возврата суммы или исполнения своих обязательств в полном объеме, еще и возмещать судебные и иные расходы, то, если этот оппонент дружит с головой, он попытается как можно быстрее урегулировать спор до суда.

Когда претензия будет готова, лучше направлять её надежным и проверенным способом: по почте заказным письмом, с уведомлением о вручении и описью вложения (один экземпляр описи кладется в конверт, а на втором экземпляре проставляется печать почты и передается вам на руки).

Резюмируя все вышесказанное в настоящем пункте, скажу вам, что, исходя из моей практики, большая часть конфликтных ситуаций разрешается в досудебном порядке, если продумывать каждый свой шаг и относиться к переговорам и подготовке претензии с полной ответственностью.

Если случай безнадежен

Не буду лукавить, есть и безнадежные случаи, в которых клиент требует от меня, чтоб я добился возврата денежных средств или исполнения обязательств со стороны оппонента, но приходится клиенту заранее сообщать, что в «таких-то» и «таких-то» случаях ничего не помогает: ни претензия, ни исковое заявление, ни жалобы, ни возбуждение уголовных дел, допустим по причинам отсутствия денежных средств у противной стороны, или по причине корыстных намерений из-за которых правонарушитель попал в безвыходную ситуацию, или противозаконных действий, или форс-мажорных обстоятельств, при которых противная сторона вынужденно бездействует и т.п., и, так как такие случаи быстро узнаются, то я всегда стараюсь предупредить клиента о всех сложностях до начала работы над такими проблемами.

Но это не значит, что в безысходных ситуациях надо вешать руки, наоборот за свою правду надо бороться, только так возможно достичь истину.

  1. Не получили быстрого результата — не спишите обращаться в суд.

Если в течение 10 дней на претензионное письмо вы не получаете ответ, то не думайте, что надо сразу обращаться в суд и/или в полицию, так как:

  • во-первых, в зависимости от предмета спора (конфликта) имеются определенные сроки рассмотрения претензии (стандартные сроки рассмотрения претензии – это 30 дней);
  • во-вторых, не все способы досудебного урегулирования спора использованы – если организация имеет свой сайт или рекламу в интернете, то, соответственно, мы имеем право оставлять отзыв об организации на всех сайтах, предлагающих оставить свой отзыв

Отзыв должен быть коротким и описывающим только те факты ущемления своих, которые вы в последующем сможет доказать, то есть советую ни в претензии, ни в отзывах ничего не фантазировать.

У меня были случаи, когда надо было быстрее достучаться до противной стороны, и мне приходилось, нарушив порядок своих действий, в самом начале прибегнуть к публикации отзывов и жалоб на основных сайтах-отзовиках, в том числе на сайтах-визитках (где указаны основные сведения об организации) в поисковых системах Google и Яндекс. После таких публикаций уважающая себя компания старается очень быстро разрешить возникшую проблему.

Во всех случаях, связанных с компаниями, защищающими свою репутацию, после публикации в интернете таких отзывов в мой адрес немедленно поступало предложение урегулировать конфликт с просьбой убрать негативные отзывы.

Важно!
Напоминаю, что отзывы должны касаться именно вашей проблемы, должны отражать вашу проблему (необходимо коротко описать проблему) и эмоции (допустим «ужасное обслуживание» или «ввели в заблуждение и вынудили произвести оплату» и т.п.), кроме того, не должно быть никакого ругательства, никаких угроз и намеков на бескультурье.

После размещения отзывов на всевозможных сайтах дожидайтесь результатов. Если и их не будет в течение 10-20 дней, то тогда советую еще раз позвонить в организацию (противной стороне; лицу, нарушившему ваши права) и попытаться еще раз разрешить спор в досудебном порядке.

А если и этот звонок не даст результатов, то, поскольку срок рассмотрения претензии истек, вы вынужденно должны подать иск в суд. Кроме того одновременно с подачей такого иска вы можете подать заявления и жалобы во все соответствующие органы и службы, которые проведут проверки в отношении этой организации (или этого лица).

Данная публикация составлена на основе моей личной адвокатской практики. Надеюсь кому-то вышеуказанная информация будет полезна.

Автор публикации: адвокат

Варданян Михаил Хачатурович

Варданян Михаил Хачатурович

Работа украшает человека.