21.11.18. Поборы в больницах — что нужно знать? Автор: НИАН

Автор:

Поборы в больницах — что нужно знать?

20 ноября 2018

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, какие медицинские услуги должны оказываться гражданам бесплатно, когда предложение платных услуг не является нарушением, на что вправе рассчитывать гражданин в условиях стационарного лечения, как защитить свои права в досудебном и судебном порядке.

Какие законы предусматривают бесплатную медпомощь?

Законодательство, в соответствии с которым реализуется конституционное право на получение бесплатной медицинской помощи (ст. 41 Конституции РФ), утверждается на федеральном и региональном уровнях. Государство гарантирует гражданам оказание необходимой медицинской помощи (ст. 10 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») и определяет ее рамки, то есть набор бесплатных услуг, которые при определенных условиях будут оказаны гражданам без взимания платы. С этой целью Правительство РФ периодически утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а власти субъектов РФ — территориальные программы.

В настоящее время территориальные программы принимаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. № 1492. Предусмотренный ими объем услуг не может быть меньше федерального. Согласно Постановлению, территориальная программа должна, в частности, содержать перечень бесплатных учреждений и условия пребывания в них при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания. Также большое количество необходимой пациентам информации содержится в Письме Минздрава России от 15.08.2018 N 11-8/10/2-5437 «О памятке для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи».

В каком порядке оказывается бесплатная медпомощь?

Объем и условия предоставления услуг зависят от того, какой вид помощи оказывается и в какой форме. Предусмотрено три таких формы: плановая, неотложная и экстренная помощь. От формы зависит срок ожидания оказания помощи и необходимость наличия документов, подтверждающих право на ее получение (см. Письмо Минздрава). Например, экстренная помощь, которая требуется в случае угрозы жизни, оказывается медицинской организацией немедленно, а в случае невозможности оказания гражданин должен быть доставлен туда, где ему смогут помочь. При этом у него не вправе требовать паспорт и полис обязательного медицинского страхования (ОМС).

По видам различают первичную, специализированную, высокотехнологичную и скорую медицинскую помощь. Эти виды помощи граждане могут получать как амбулаторно, так и стационарно. В рамках ее оказания бесплатно проводятся различные профилактические мероприятия, в том числе осмотры, диспансеризация и дородовая диагностика, медицинская реабилитация, экстракорпоральное оплодотворение, диализ, химиотерапия. Бесплатные лекарства и виды высокотехнологичной помощи указываются в приложениях к территориальным программам государственных гарантий. Там же содержатся требования к оказанию помощи в условиях стационара. Например, согласно приложению 6 к программе Саратовской области при стационарном лечении граждане не должны оплачивать из своих денег:

  • услуги и лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), в том числе предоставляемые на замену им из-за индивидуальной непереносимости, а также медицинские инструменты, компоненты крови, лечебное питание;
  • размещение палатах и боксах;
  • спальное место и питание во время госпитализации с ребенком до 4 лет, а при наличии медицинских показаний — и старше;
  • транспортные расходы при проведении исследований в другой больнице;
  • транспортировку и хранение в морге трупа пациента, умершего в больнице;
  • мероприятия, связанные с донорством органов и тканей.

Медпомощь в стационаре оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи (п. 27). Палаты и боксы должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Перечень медицинских и эпидемиологических показаний к размещению пациентов в маломестных палатах (боксах) определен приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2012 года N 535 н (п.п. 36, 37). Также программа может предусматривать возможность размещения пациента вне палаты (например, в коридоре учреждения), если все места заняты, на срок не больше суток.

В каких ситуациях медперсоналом часто допускаются нарушения?

Вопрос об оплате услуг медсестер нередко поднимается в связи с осуществлением ухода за больным. Родственники пациентов, которым требуется уход, могут и сами выступить инициативой дополнительной оплаты, чтобы лишний раз не беспокоиться о качестве ухода, но если такой возможности нет и больной жалуется на недостаток внимания, то действия медсестер на соответствие нормам можно проверить с помощью СанПиН 2.1.3.2630-10 и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи.

Как правило, гигиеническая обработка больных проводится не реже 1 раза в неделю. Сведения об этом заносят в историю болезни. Уход за тяжелобольными осуществляется по утрам, каждый раз после еды и при загрязнения тела, в том числе незамедлительная смена белья. Помимо повседневного ухода больным периодически организуют бритье и стрижку, меняют белье хотя бы 1 раз за 7 дней. После операции свежее белье выдается перед возвращением в палату и затем постоянно до полного затягивания ран. Постельное белье родильниц требует замены 1 раз в 3 дня, нательное белье и полотенца — каждый день, подкладные пеленки — не менее 4-5 раз в сутки и по необходимости (п.13.2.-13.4 СанПиН 2.1.3.2630-10). При наличии медицинских показаний допускается организация поста индивидуального ухода.

Когда у пациентов могут законно потребовать деньги?

Больницы, которые участвуют в реализации программ бесплатной помощи, имеют право оказывать и платные медицинские услуги:

  • при самостоятельном обращении гражданина в больницу (кроме получения экстренной и неотложной помощи);
  • если пациент хочет сохранить анонимность, за исключением случаев, когда по закону этого нельзя сделать;
  • иностранным гражданам, лицам без гражданства, и гражданам РФ, не проживающим в стране постоянно и в отсутствие у них полиса ОМС (Письмо Минздрава России от 15.08.2018 N 11-8/10/2-5437).

Условия оказания платных услуг могут отличаться от предусмотренных программами, но в любом случае услуги не должны быть навязанными, а в подтверждение их оказания выдается чек.

Куда можно пожаловаться на действия медработников?

Конфликты из-за непредоставления бесплатной медпомощи разрешаются следующими лицами и организациями:

  • заведующим отделением в больнице и ее руководителем;
  • по телефону или во время личного приема в организации, выдавшей полис;
  • управлением здравоохранения при администрации района, территориальными органами Росздравнадзора и фонда ОМС;
  • общественными советами (организациями) по защите прав пациентов при органе власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья и органе Росздравнадзора, а также некоммерческими организациями этого типа;
  • федеральными органами власти и организациями, включая Минздрав, ФОММС, Росздравнадзор и др. (например, прокуратурой) (<Письмо> Минздрава России от 15.08.2018 N 11-8/10/2-5437).

Какие дела рассматриваются судами?

Нередко граждане узнают о том, что те или иные медицинские услуги должны быть бесплатными, уже после выписки из больницы. Так, пациентке с переломом шейки бедра предложили приобрести эндопротез за 137 500 рублей для проведения операции, хотя она имела право получить его бесплатно в течение двух дней в рамках оказания экстренной помощи. Она пожаловалась на необоснованное требование платы в фонд ОМС, но больница отказалась вернуть деньги, и пациентка обратилась с иском в суд.

Истица настаивала, что ее не уведомили о праве на получение бесплатной помощи, однако в материалы дела представлено подписанное ей согласие на операцию. В документе разъяснялось право на получение бесплатного эндопротеза и было выражено согласие на установку протеза, приобретенного за свои деньги. То есть истица подписала его, не читая, а суд пришел к выводу, что она добровольно согласилась приобрести имплант вместо того, чтобы получить бесплатный. Кроме того, с момента его покупки прошло более трех лет, и ответчик указал на пропуск срока исковой давности. Суд отказал истице в удовлетворении требований Решение Пушкинского городского суда (Московская область) от 11 октября 2017 г. по делу № 2-4336/2017).

Также имеют место споры из-за меньшего объема медицинских услуг, предусмотренного территориальной программой оказания бесплатной помощи по сравнению с федеральной. В Башкортостане имел место случай занижения нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, что было оспорено прокуратурой путем подачи административного иска (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 49-АПГ 16-45), а в Брянской области суд признал недействующими ряд положений Территориальной программы на 2016 год (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 83-АПГ 16-10).

Прокуратура судится не только с органами власти, но и с больницами, которые она может понуждать к ремонту и приобретению оборудования, необходимого для оказания медицинской помощи в рамках ОМС. Обычно такие иски подаются после проверок, проведенных по жалобам граждан на нарушение прав в связи с оказанием бесплатной медпомощи. При удачном исходе дела суд может обязать органы здравоохранения профинансировать капремонт больницы и закупить для нее оборудование в установленный судом срок (Решение Кировского районного суда (Приморский край) от 14 августа 2015 г. по делу № 2-426/2015).

Автор публикации:

НИАН

НИАН

Народное информационное агентство новостей (НИАН) – зарегистрированное средство массовой информации, работающее на базе юридической социальной сети 9111.ru. Свидетельство о регистрации № ФС 77-33620 от 03 октября 2008 г.