22.12.18. Преимущества механизма кредитования О синдицированном кредитовании по новому закону. НАГ. № 24. Декабрь 2018.

Виктор Иванов, ведущий юрист ФБК Право, Нелли Журавлёва, юрист ФБК Право

Преимущества механизма кредитования О синдицированном кредитовании по новому закону

Откликаясь на статью Виктора Спесивова «Синдицированное кредитование в России» (см.: «АГ». 2018. № 24 (281)), авторы уделяют внимание преимуществам использования указанного вида кредитования и считают, что принятый закон о нем, не лишенный недостатков, разрешил проблему правовой неопределенности и создал предпосылки для развития механизма оборотоспособности требований кредиторов, возможности осуществления операций рефинансирования. Введение Предусмотренные законом о синдицированном кредитовании инструменты будут полезны при реализации стандартных кредитных сделок, а также при финансировании уникальных инвестиционных проектов. В частности, ВЭБ уже присматривается к данному инструменту при планировании программы «Фабрика проектного финансирования». В то же время новым его назвать сложно, так как, несмотря на отсутствие правовой базы, российский бизнес прибегал к использованию синдицированных кредитов на основе типовой документации LMA (Loan Market Association). На сегодняшний день Ассоциацией банков России разработана собственная форма стандартного договора синдицированного кредита, подчиненного российскому праву, рекомендации по его применению. Роль управляющего Структура синдиката по новому российскому законодательству в общем случае состоит из участников и кредитного управляющего. Последний играет существенную роль в сделке, так как на него возложены административные функции по управлению задолженностью. Умение управлять задолженностью, в свою очередь, предопределяет перечень лиц, которые могут выступать в данной роли, в настоящее время это кредитные организации и ВЭБ. Кредитный управляющий – некий «агент», на которого возложен ряд организационноадминистраторских функций (ведение реестра, перераспределение поступающих от заемщика средств, уведомление о фактах, иное). Законом № 486 (далее – Закон) предусмотрено, что к отношениям между кредиторами и кредитным управляющим применяются правила о договоре поручения. Думается, что включение такого положения не совсем оправданно, так как помимо задач юридического свойства кредитный управляющий осуществляет и фактические действия, направленные на реализацию прав и интересов участников синдицированного кредитования. Законом также предусмотрена позиция управляющего залогом, который призван представлять интересы кредиторов в части обеспечения обязательств. В его функционал входят проверка и оценка залогового имущества, сопровождение процедуры взыскания, продажи предмета залога и последующей передачи вырученных средств кредиторам. Функции кредитного управляющего и управляющего залогом могут выполняться одним лицом. Радует, что законодатель последовательно применяет подход, позволяющий определять одно лицо, которое будет выполнять управленческие функции в рамках сделки. Ранее разделение функций по предоставлению финансовых средств и функций по управлению www.yourpress.ru ими было реализовано в законе об инвестиционном товариществе. При этом прослеживается тенденция на максимальное предоставление свободы в выборе конфигурации отношений между участниками сделок. Преимущества механизма Заемщикам предоставляется возможность привлечения большого объема заимствований с одновременным снижением издержек, связанных со структурированием сделки. Эффективной представляется модель взаимодействия через кредитного управляющего, который в случае успешной реализации проектов сможет поставить привлечение финансирования «на поток» по ранее отработанным схемам (концепция «единого окна»). Кредиторам, в свою очередь, гарантируются специальный механизм распределения рисков, упрощение управлением задолженностью на случай дефолта должника, положительный репутационный эффект. Существенным преимуществом принятого закона является возможность развития рынка вторичной синдикации, например, через выпуск облигаций, обеспеченных правами требований по синдицированным кредитам. Подспорьем данному процессу является включение в закон специальных правил о перемене лиц в обязательствах. Инструкцией Банка России «Об обязательных нормативах банка» допускается возможность использования нескольких конструкций для передачи риска неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств по договору синдицированного кредита: путем уступки прав; перевода долга; заключения соглашения между кредитором и третьим лицом (третье лицо предоставляет кредитору денежные средства в размере, равном сумме предоставленного заемщику финансирования (или меньшем), и вправе требовать соответствующих сумм выплат от кредитора с момента фактического осуществления платежей заемщиком). При этом самим Законом возможность заключения соглашения об участии в риске, когда один из кредиторов передает часть принятого на себя кредитного риска иному лицу, оставаясь при этом кредитором для заемщика, не регламентирована. Таким образом, созданы предпосылки для развития механизма оборотоспособности требований кредиторов, возможности осуществления операций рефинансирования. Заключение Обобщая, следует отметить, что в целом принятие названного Федерального закона должно положительно отразиться на развитии рынка проектного финансирования. Решен, по сути, главный вопрос – проблема правовой неопределенности. Однако нельзя согласиться с тем, что данный правовой акт лишен недостатков с точки зрения юридической техники, так как содержит ряд пробелов (в частности, не в полной мере урегулирован вопрос последствий присоединения к синдикату новых кредиторов, не конкретизированы условия применения оговорки об эксклюзивности, а также некоторые иные). www.yourpress.ru