23.05.19. Куда направить жалобу? Автор публикации Адвокат, Медведев Дмитрий Владимирович. 9111.ru

Куда направить жалобу?

2 659 просмотров
57 комментариев

11 мая 2019 в 15:38

В чем сложность?

В жизни каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, не раз и не два бывают ситуации, когда для решения внезапно возникшей проблемы ему необходимо привлечь органы государственной власти либо органы местного самоуправления, а в ряде случаев и те, и другие одновременно.

Проблема может быть личной, появиться у родственников, близких людей, но общее свойство всегда одно: без обращения во властные структуры человек не в состоянии самостоятельно разрешить ситуацию.

С текстом обращения граждане обычно справляются достаточно легко – если, конечно, не учитывать отдельные высказывания (вплоть до оскорбления конкретных должностных лиц), хотя и отражающие эмоциональное состояние автора жалобы в момент ее написания, но не имеющие прямого отношения к делу.

Старайтесь избегать оскорблений и угроз в обращениях, иначе на основании ч. 3 ст. 11 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба может быть оставлена без ответа по существу поставленных в ней вопросов.

Сложности возникают в момент определения государственной либо муниципальной структуры, в адрес которой необходимо направить готовое обращение. Ибо каждый властный орган в силу закона наделен определенным объемом полномочий, исчерпывающий перечень которых закреплен в соответствующем документе, «Положение», а содержание его обычному гражданину, как правило, неизвестно.

Поэтому нередко адресат жалобы определяется неверно.

Реакция чиновника

Получив жалобу, чиновник первым делом проверяет, входят ли поднятые в ней вопросы в его компетенцию, а равно и той структуры, в которой он работает. К этой части своей работы чиновник отнесется максимально внимательно.

Осуждать его поведение в данной ситуации нельзя: превышение своих должностных полномочий грозит чиновнику в лучшем случае лишним объемом работы, а в худшем – служебной проверкой, увольнением, а также привлечением к ответственности, вплоть до уголовной.

Если ответ будет «Да, это наша компетенция»), то жалоба будет принята к производству.

А если нет?

Тогда чиновник примет решение, которое повлечет за собой определенные неблагоприятные последствия для нуждающегося в помощи гражданина.

Последствия

«Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения» (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

В итоге гражданин потеряет, как минимум, 10 дней, а в очередном государственном или муниципальном органе эта история может повториться. Ибо не факт, что очередной чиновник верно определит орган либо должностное лицо, в компетенцию которого входит решение вопросов, перечисленных в жалобе, и что жалобу не начнут откровенно «футболить» на протяжении нескольких месяцев.

Правильное решение

Когда у гражданина имеются сомнения в части того, кто именно обязан заниматься решением вопросов, перечисленных в его жалобе, а также опасения, что чиновники не уделят ее рассмотрению должного внимания, жалобу следует отправить в один-единственный орган: прокуратуру.

Не принципиально, будет ли это прокуратура области (края, округа) или городская, районная либо межрайонная. В любом случае работники прокуратуры обязаны самостоятельно определить перечень государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, в компетенцию которых входит решение каждого из вопросов, поставленных гражданином в жалобе.

Принимая во внимание, что на всех сайтах прокуратур субъектов Российской Федерации круглосуточно функционируют интернет-приемные, посредством которых граждане имеют возможность направить свои обращения в электронном виде в любую прокуратуру региона, данное решение является оптимальным – во всех смыслах этого слова.

Кроме того, при поступлении заявления, жалобы и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов, на основании ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» жалобу может принять к своему производству и непосредственно прокуратура.

Результаты их работы по защите нарушенных прав граждан нередко вполне удовлетворительны.

Вы согласны?

Вы довольны результатами рассмотрения своих жалоб в органы госвласти и местного самоуправления?