23.07.18. Будущее электронных доказательств О развитии международного института электронных доказательств.НАГ, №8, апрель 2018.

Будущее электронных доказательств О развитии международного института электронных доказательств

Сергей Князькин К.Ю.Н., АДВОКАТ ЦЕНТРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В «АГ» № 3 (260) вышла статья Анны Мининой «Обеспечить доступ к доказательствам», в которой автор анализирует действующее правовое регулирование, рассказывает о мерах, предлагаемых Еврокомиссией с целью усовершенствования механизма трансграничного доступа к электронным доказательствам, а также рисках, которые несут в себе предлагаемые новеллы. В настоящей публикации вопросы обеспечения такого доступа рассматриваются с точки зрения трех аспектов: 1) защиты и обеспечения прав самих пользователей информационных технологий, включая защиту адвокатской тайны; 2) государственного регулирования информационной безопасности и доступа к электронным доказательствам, развития национального законодательства в этой сфере; 3) международного регулирования указанной сферы. Для развития международного правового института обеспечения и защиты прав в сфере доступа к электронным доказательствам в первую очередь должен быть создан постоянно действующий Совет при Еврокомиссии, в который должны входить представители совета адвокатур и юридических ассоциаций Европы, европейских общественных организаций по защите прав пользователей информационных технологий, представители ведущих IT-компаний Европы. Это даст возможность создать постоянный и продуктивный диалог всех секторов общества: профессионалов, самой Еврокомиссии как международного органа и общественных организаций. Этот постоянно действующий совет сможет генерировать изменения и дополнения в европейское законодательство по вопросам доступа к электронным доказательствам. Вторым важным моментом по вопросу международного регулирования и доступа к электронным доказательствам может стать создание европейского проекта регулирования доступа и контроля электронных доказательств на базе блокчейн – самой прогрессивной в настоящее время IT-технологии распределенного реестра хранения данных. Такая мера позволит сделать совершенный контроль за использованием электронных доказательств. Блокчейн в указанной сфере сможет решить главную проблему допустимости указанных доказательств в судах, когда сама система блокчейн в области электронных доказательств будет априори со стопроцентной основой приниматься национальными судами и правоохранительными органами, поскольку указанные данные невозможно будет подделать. Блокчейн в этой сфере позволит решить проблему защиты прав пользователей и защитников в национальных судах при использовании электронных доказательств, поскольку распределенный реестр данных в этой сфере сможет фиксировать все действия правовых субъектов сферы электронных доказательств и даты их совершения вплоть до секунд. Третьим важным обстоятельством в сфере доступа к электронным доказательствам должны стать Европейские рекомендации по развитию национального законодательства в странах СЕ с учетом имплементации норм Конвенции Совета Европы о киберпреступности в национальное право; создание рамочных законов в сфере IT-технологий, которые могут принимать страны Европы с учетом национальных особенностей развития информационных технологий. Создание общемировой международной конвенции о киберпреступности должно стать краеугольным камнем развития института защиты прав всех субъектов IT-технологий. Это даст возможность выйти на новый международный уровень регулирования вопросов доступа к электронным доказательствам. Выход Конвенции из европейского на общемировой международный уровень и создание конвенции, которая объединит правовое поле Европы с Китаем, Латинской Америкой и Россией, основными национальными субъектами права, где фиксируется подавляющее количество киберпреступлений, позволит решить главную проблему общемирового контроля киберпреступлений и, соответственно, вопросов обеспечения и развития электронных доказательств. Без наличия такого общемирового международного инструментария, как международная конвенция или хартия, невозможно обеспечить защиту прав пользователей IT-технологий, о чем недавно говорил Евгений Касперский, руководитель одной из самых больших международных компаний в сфере защиты электронных баз данных. Включение в Европейскую конвенцию о киберпреступности дополнительной главы, регламентирующей основные принципы по защите прав человека, видится еще одним прогрессивным элементом, который позволит укрепить международный институт электронных доказательств. В указанной главе, по нашему мнению, должны быть прописаны принципы единых стандартов шифрования предоставленных данных, защиты адвокатской тайны, уведомления пользователя об использовании его данных после возбуждения уголовного дела. Утверждение принудительного принципа предоставления провайдерами как данных подписчика (subsсriber data), так и данных контента (content data), в отличие от практики США, где сервис-провайдеры услуг предоставляют такие данные на принципе добровольного предоставления информации, обеспечит защиту прав субъектов института электронных доказательств. Утверждение указанного принципа возможно в виде дополнительного протокола к Конвенции. Без указанных аспектов развития института электронных доказательств невозможно будет обеспечить надлежащую защиту прав всех субъектов, которые связаны или имеют отношение к электронным доказательствам. 5 апреля пресс-служба ФПА РФ сообщила, что Федеральная палата адвокатов РФ подготовила проект поправок в Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – Закон), который призван решить имеющиеся проблемы в законодательном регулировании предоставления свиданий адвокату и его подзащитному в местах содержания под стражей. Как отмечается в пояснительной записке к тексту проекта, действующие положения Закона не отвечают конституционным требованиям о необходимости обеспечения полноты и качества оказания адвокатами юридической помощи доверителям, находящимся под стражей. Указывается, что установленный режим свидания адвоката с подзащитным не предполагает возможности обмена между ними документами в целях оказания правовой помощи. Также подчеркивается, что в нарушение установленного режима адвокатской тайны в общении адвоката и подзащитного Законом предусмотрена цензура их переписки. По мнению ФПА РФ, эти нормы не соответствуют не только Конституции, но и международным нормативным правовым актам, которые перечисляются в тексте пояснительной записки. Так, предлагается дополнить ст. 18 Закона положением о том, что в целях получения квалифицированной юридической помощи подозреваемый или обвиняемый и его защитник в ходе свидания имеют право обмениваться записями и документами, а ст. 20 – нормами о том, что переписка подозреваемых и обвиняемых с защитником не подлежит цензуре. Письма, поступающие на имя подозреваемого или обвиняемого от защитника, должны передаваться администрацией места содержания под стражей без вскрытия конверта. При этом предусматривается, что эти права могут быть ограничены исключительно на основании судебного решения, принятого по результатам рассмотрения ходатайства руководителя учреждения по месту содержания под стражей подозреваемого, обвиняемого при наличии доказательств, что реализуемые адвокатом и его доверителем права угрожают безопасности учреждения содержания под стражей или других лиц либо носят иной преступный характер. Поводом для разработки соответствующих изменений стало резонансное дело адвоката АП г. Москвы Ольги Динзе в связи с ее попытками сохранить адвокатскую тайну путем выноса за пределы СИЗО рукописей с позицией подзащитного по уголовному делу. Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко обратил внимание на избранный методический подход при подготовке его текста. «В ходе дисциплинарного производства в отношении адвоката была выявлена проблема. Эту проблему широко обсудили на страницах “Адвокатской газеты”, после этого в ФПА РФ была создана рабочая группа по разработке законопроекта, который затем был обсужден в Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов и Адвокатской палате г. Москвы. То есть проект поправок стал результатом многостороннего и разнопланового обсуждения», – рассказал он. Председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, первый вице-президент АП г. Москвы Генри Резник заметил, что считает законопроект адекватным ответом ФПА РФ и, в частности, Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов на сложившуюся ситуацию. 4 апреля Правительство РФ утвердило Постановление «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Юстиция”», подготовка которого началась в декабре 2017 г. Изменения в программу внесены только в части корректировки плановых значений показателей и приведения их фактических значений в соответствие с официальной статистической информацией. Также уточнены наименования контрольных событий, ресурсное обеспечение программы и перераспределены предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. Адвокатуру напрямую затрагивает лишь одна корректировка: из госпрограммы исключен показатель «Соотношение количества адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках Федерального закона “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”, и числа граждан, имеющих право на ее получение». Он заменен показателем «Количество случаев оказанной бесплатной юридической помощи». Иных «адвокатских» поправок в госпрограмму пока не вносится – в остальном текст документа остается таким же, каким он стал после внесения изменений в начале 2017 г. Неизменными остались и положения госпрограммы «Юстиция», касающиеся числа адвокатов, более того, этот плановый показатель не изменялся с момента ее принятия в 2014 г. При этом в реальности рост численности адвокатов превышает запланированный. fparf.ru КОРОТКО www.yourpress.ru 1