24.08.19. Допрос в налоговой Как правильно подготовиться

Допрос в налоговой

Как правильно подготовиться
Фиш Наталья
Фиш Наталья

Руководитель судебной налоговой практики Московской коллегии адвокатов «ГРАД»
Материал выпуска № 15 (296) 1-15 августа 2019 года.

Практически ни одна налоговая проверка не обходится без проведения допросов. Протоколы допросов составляют не менее трети приложений к актам выездных налоговых проверок. Проведение допросов, как правило, является обязательным условием вынесения решения о возмещении налога на добавленную стоимость. Последний год проведение допросов стало характерной особенностью предпроверочного анализа. Перспектива допроса многих пугает. Но далеко не все допрашиваемые, а в ряде случаев и адвокаты, сопровождающие доверителя на допрос, понимают последствия «неправильных» ответов. В настоящей статье автор рассматривает практические вопросы: кого и когда вызывают в налоговую инспекцию на допрос, где и кем может быть проведен допрос, последствия неявки, как подготовиться к допросу, какая роль на допросе может отводиться адвокату. В статье автор также рассказывает о том, как во время допроса в налоговой инспекции руководителю компании не стать «номинальным директором», а бухгалтеру защитить себя от уголовной ответственности.

Налоговые допросы: кто и когда?

В своей практике мы часто встречаемся с тем, что у многих доверителей вызывает удивление тот факт, что налоговые инспекторы допрашивают. Многие по-прежнему убеждены в том, что допрос – это прерогатива правоохранительных органов. Однако это не так.

В ст. 90 НК РФ, регулирующей вопросы участия свидетеля, указано, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Показания свидетеля заносятся в протокол допроса свидетеля, форма которого утверждена приказом ФНС России от 7 ноября 2018 г. № ММВ‑7–2/628@ (далее – Приказ от 7 ноября 2018 г.).

Первое, на что надо обратить внимание, – налоговый инспектор может допросить любое физическое лицо.

Еще одно заблуждение – допрос может быть проведен только в рамках налоговой проверки. Это не так. В НК РФ нет подобных ограничений. Еще в 2014 г. ФНС России в своем письме от 23 апреля 2014 г. № ЕД‑4–2/7970@ указала, что НК РФ не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок.

На протяжении всего периода существовала различная арбитражная практика по вопросу принятия в качестве доказательств допросов, проведенных вне рамок налоговой проверки. Положительные для налогового органа решения (например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2018 г. № Ф04–2469/2018 по делу № А27–23447/2017) формировались на основании разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в п. 27 постановления от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: налоговый орган, руководствуясь нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки. Следовательно, использование налоговым органом доказательств, полученных вне рамок конкретной налоговой проверки, не свидетельствует о недопустимости таких доказательств.

Второй вывод, который позволяет сделать сложившаяся практика, допрос может быть проведен в любое время, кроме ночи.

Таким образом, налоговый допрос может проводиться в отношении любого физического лица в любое время. Но если при проведении проверки должностные лица проверяемой организации ожидают вызов в налоговую инспекцию на допрос, то во всех остальных случаях, в том числе и при проведении предпроверочного анализа, допрос может стать неожиданностью как для директора, так и для бухгалтера компании.

В Налоговом кодексе РФ нет указания на форму документа, которым физическое лицо может быть вызвано на допрос.

Согласно письму ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС‑4–2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Рекомендуемая форма повестки о вызове на допрос свидетеля приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры». В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

1) о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны,

в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;

2) о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;

3) о месте проведения допроса.

Таким образом, форма повестки носит рекомендательный, а не обязательный характер. И направление налоговым органом иного документа не является основанием для «отказа от допроса» или признания результатов его проведения незаконными.

Вместо повестки налогоплательщик может получить уведомление о вызове в налоговый орган, форма которого утверждена Приказом от 7 ноября 2018 г. Это тоже может оказаться «вызовом на допрос». По своему содержанию такое уведомление может ничем не отличаться от уведомлений, получаемых налогоплательщиком из отдела камеральных налоговых проверок по НДС, когда налогоплательщик вызывается на заседание комиссии по вопросам уплаты НДС. Лишь в некоторых случаях в уведомлении содержится ссылка на ст. 90 НК РФ.

В 2019 г. появилась практика проведения «предпроверочного анализа» сотрудниками не только специальных отделов, но и отделов камеральных проверок по налогу на прибыль. Если речь идет о предпроверочном анализе, сотрудник налоговой инспекции может предложить руководителю или бухгалтеру «оформить встречу протоколом допроса».

Вызов на допрос может быть оформлен как повесткой, так и уведомлением о вызове налогоплательщика в налоговую инспекцию.

В рамках предпроверочного анализа могут быть вызваны на допрос не только бухгалтер и руководитель, но и другие сотрудники. На практике встречаются ситуации, когда еще до проведения проверки вызывались все сотрудники организации, занимающейся реализацией товара в розницу.

Особый интерес у налогового органа вызывают уволенные сотрудники, которых, по практике последнего времени, также вызывают до проверки.

На допросы вызываются и представители контрагентов. Раньше это были, как правило, руководители поставщиков товаров, подрядчики или исполнители, т. е. представители компаний, передающие товары (работы, услуги). Среди них особенно выделялись индивидуальные предприниматели и компании, «добросовестность» которых вызывала у налогового органа «обоснованные сомнения».

В настоящее время все чаще в поле зрения проверяющих попадают покупатели налогоплательщика, в отношении которого планируется проверка. Еще до проведения проверки на допросы вызываются руководители покупателей.

Надо быть готовым к тому, что еще до проведения выездной налоговой проверки на допрос могут быть вызваны все сотрудники организации, в том числе уволенные, а также руководители компаний-контрагентов.

«Глубина погружения» принципиально меняется в период проведения проверки. Во время предпроверочного анализа допросы необходимы для «обозначения проблем» налогоплательщика, а в период проверки – для «подтверждения доначислений». Поэтому круг лиц, которые потенциально могут быть вызваны на допрос, расширяется. Это могут быть прорабы и рабочие подрядчиков второго-четвертого звеньев, водители перевозчиков, грузчики, менеджеры, кладовщики как самого налогоплательщика, так и его контрагентов. На практике встречаются ситуации, когда на допрос вызывают конечных пользователей услуги – физических лиц, которые приобрели услугу не у проверяемого налогоплательщика, а у компании – второго покупателя услуги от налогоплательщика.

Предпроверочный анализ и налоговая проверка отличаются не только составом свидетелей, но и последствиями неявки на допрос.